Цветовая индукция
Раздел 3.9.6 книги В.А. Никамин "Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных программ" СПб. 2015. 328 с.
Цветовая индукция - это изменение характеристик (координат) цвета под влиянием наблюдения другого цвета.
Различают два принципиально разных типа индукции -отрицательную и положительную.
При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить темное и светлое пятно, то темное покажется еще темнее, а светлое - еще светлее, чем они есть на самом деле.
При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их «подравнивание», нивелирование. Тот или иной тип индукции имеет место в зависимости от меры различия характеристик цвета. Если различие достаточно заметно, глаз стремится еще увеличить его (отрицательная индукция); если различие малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу (положительная индукция).
Часто в научной и методической литературе вместо термина «индукция» используют термин «контраст». Это не совсем корректно, но ближе к предмету зрительного восприятия. Слово «индукция» все-таки ассоциируется больше с электротехникой. Контраст - это мера индукции. Различают следующие виды контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону.
Контраст по яркости KВ – это отношение разности яркостей пятен Вmax – Вmin к большей яркости Вmax:
.
При KВ > 0,5 – большой контраст; при 0,2 < KВ < 0,5 – средний контраст; при KВ < 0,2 – малый контраст.
Контраст по насыщенности KM – это отношение разности величин насыщенности двух пятен Mmax – Mmin к большей величине Mmax:
.
При KM > 0,5 – большой контраст; при 0,2 < KM < 0,5 – средний контраст; при KM < 0,2 – малый контраст.
Контраст по цветовому тону KT определяется величиной углового расстояния между цветами в цветовом круге.
При 110° < KT < 180° – большой контраст; при 70° < KT < 110° – средний контраст; при KT < 70° – малый контраст.



2. Факторы, влияющие на меру индукции (контраст):
- чем ближе пятна, тем больше контраст;
- четкий контур пятна увеличивает яркостный контраст и уменьшает хроматический;
- уменьшение яркостного контраста увеличивает хроматиче-ский, и наоборот;
- чем насыщеннее пятно, тем сильнее его индукционное воздействие;
- пятно с развитым (сложным) контуром окрашивается по ин-дукции сильнее, чем пятно той же площади с минимальным (простым) контуром.
3. Способы ослабления или устранения индукционного окрашивания.
- подмешивание цвета фона в цвет пятна;
- обведение пятна четким темным контуром;
- обобщение силуэта пятен, сокращение их периметра;
- взаимное удаление пятен в пространстве.
Цветовой индукцией можно воспользоваться для повышения яркости красок, если располагать предмет на фоне цвета, дополнительного к его собственному. Вследствие одновременного цветового контраста любой цвет в окружении дополнительного к нему цвета кажется более насыщенным. Этим приемом иногда пользуются при
оформлении витрин – товар определенного цвета выкладывают на витрину, отделанную материалом дополнительного цвета.
Еще об одном проявлении цветового контраста пишет Гёте: «Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни». Дополнительный цвет зари – зеленый. Этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с естественным зеленым цветом травы, еще более подчеркивает его глубину и дает так поразивший Гёте «бесконечно прекрасный зеленый цвет».
Кроме одновременного, существует еще и последовательный цветовой контраст. Если долго смотреть на небольшой ярко окрашенный круг, к примеру - желтого цвета, а потом быстро перевести взгляд на белую поверхность, то в течение некоторого времени можно будет наблюдать точно такой же круг, но окрашенный в цвет, дополнительный к желтому, т.е. синий. И наоборот – если долго смотреть на синий кружок, то на белой бумаге можно увидеть желтый. Если смотреть на красный кружок, то на белом фоне возникнет зеленое пятно.
В любом случае, если после долгого наблюдения какой-то окрашенной поверхности перевести взгляд на другую окрашенную поверхность, то ее цвет некоторое время будет казаться измененным. Это также является проявлением последовательного цветового контраста.
