Виктор Александрович Никамин
Виктор А.Н. Подписчиков: 471
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 403.4к

Цветовая индукция

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Раздел 3.9.6 книги В.А. Никамин "Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных программ" СПб. 2015. 328 с.

Цветовая индукция - это изменение характеристик (координат) цвета под влиянием наблюдения другого цвета.

Различают два принципиально разных типа индукции -отрицательную и положительную.

При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить темное и светлое пятно, то темное покажется еще темнее, а светлое - еще светлее, чем они есть на самом деле.

При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их «подравнивание», нивелирование. Тот или иной тип индукции имеет место в зависимости от меры различия характеристик цвета. Если различие достаточно заметно, глаз стремится еще увеличить его (отрицательная индукция); если различие малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу (положительная индукция).

Часто в научной и методической литературе вместо термина «индукция» используют термин «контраст». Это не совсем корректно, но ближе к предмету зрительного восприятия. Слово «индукция» все-таки ассоциируется больше с электротехникой. Контраст - это мера индукции. Различают следующие виды контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону.

Контраст по яркости KВ – это отношение разности яркостей пятен Вmax – Вmin к большей яркости Вmax:

.

При KВ > 0,5 – большой контраст; при 0,2 < KВ < 0,5 – средний контраст; при KВ < 0,2 – малый контраст.

Контраст по насыщенности KM – это отношение разности величин насыщенности двух пятен Mmax – Mmin к большей величине Mmax:

.

При KM > 0,5 – большой контраст; при 0,2 < KM < 0,5 – средний контраст; при KM < 0,2 – малый контраст.

Контраст по цветовому тону KT определяется величиной углового расстояния между цветами в цветовом круге.

При 110° < KT < 180° – большой контраст; при 70° < KT < 110° – средний контраст; при KT < 70° – малый контраст.

2. Факторы, влияющие на меру индукции (контраст):

- чем ближе пятна, тем больше контраст;

- четкий контур пятна увеличивает яркостный контраст и уменьшает хроматический;

- уменьшение яркостного контраста увеличивает хроматиче-ский, и наоборот;

- чем насыщеннее пятно, тем сильнее его индукционное воздействие;

- пятно с развитым (сложным) контуром окрашивается по ин-дукции сильнее, чем пятно той же площади с минимальным (простым) контуром.

3. Способы ослабления или устранения индукционного окрашивания.

- подмешивание цвета фона в цвет пятна;

- обведение пятна четким темным контуром;

- обобщение силуэта пятен, сокращение их периметра;

- взаимное удаление пятен в пространстве.

Цветовой индукцией можно воспользоваться для повышения яркости красок, если располагать предмет на фоне цвета, дополнительного к его собственному. Вследствие одновременного цветового контраста любой цвет в окружении дополнительного к нему цвета кажется более насыщенным. Этим приемом иногда пользуются при

оформлении витрин – товар определенного цвета выкладывают на витрину, отделанную материалом дополнительного цвета.

Еще об одном проявлении цветового контраста пишет Гёте: «Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни». Дополнительный цвет зари – зеленый. Этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с естественным зеленым цветом травы, еще более подчеркивает его глубину и дает так поразивший Гёте «бесконечно прекрасный зеленый цвет».

Кроме одновременного, существует еще и последовательный цветовой контраст. Если долго смотреть на небольшой ярко окрашенный круг, к примеру - желтого цвета, а потом быстро перевести взгляд на белую поверхность, то в течение некоторого времени можно будет наблюдать точно такой же круг, но окрашенный в цвет, дополнительный к желтому, т.е. синий. И наоборот – если долго смотреть на синий кружок, то на белой бумаге можно увидеть желтый. Если смотреть на красный кружок, то на белом фоне возникнет зеленое пятно.

В любом случае, если после долгого наблюдения какой-то окрашенной поверхности перевести взгляд на другую окрашенную поверхность, то ее цвет некоторое время будет казаться измененным. Это также является проявлением последовательного цветового контраста.

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Алмазный фазан

И как всегда, красиво наряженный мальчик и скромная, ничем не примечательная девчушка!
00:20
Поделитесь этим видео

Ваш смартфон быстро разряжается? Вот советы HONOR для увеличения срока службы батареи.

Время работы аккумулятора можно значительно продлить, если отключить функции, потребляющие энергию без надобности. Вам просто нужно знать, чего стоит достичь на вашем смартфоне. Большинство

Яркие цветы

Я делаю растительное жидкое удобрение, которое очень любят все растения: и овощи, и цветы. Все сорняки после прополки собираю, заполняю ими железную