Спор Чапаева и Фурманова
Общеизвестна сцена из легендарного фильма режиссёров братьев Васильевых «Чапаев» экранизации 1934 года по одноимённому роману Фурманова Д.А., когда разъярённый начдив Чапаев бросает в направлении комиссара Фурманова табуретку.

Комиссар по поводу разбитой табуретки ответил: «Александр Македонский тоже был великий полководец. А зачем же табуретки ломать?». Эти фразы – почти копия крылатого выражения из комедии Н.В. Гоголя «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
Но конфликт был связан не с дивизионными делами и табуреткой, а с одним из принципиальных вопросов по образованию – кто имеет право экзаменовать, который имеет огромное значение и в настоящее время всё ещё не разрешён, поскольку нет никаких официальных конкретных решений, нормативных актов.
По фильму из деревни к Чапаеву земляк приехал, коновал тамошний. Коновалами в то время называли лекарей, кто лечил в деревнях домашнюю скотину. В общем - это ветеринары, которые предварительно не учились и были самоучками. Данное название связано с умением повалить рьяного жеребца на землю.
Чапаев требовал у ветврача и ветфельдшера экзаменовать коновала на доктора. Экзаменовать немедленно и документ выдать и чтобы по всей форме! Комиссар Фурманов возражает: «Понимаешь, не могут они. Не имеют права. Да еще документ выдать по всей форме». В ответ: «Ты что, над Чапаевым издеваться? Застрелю, сволочь!», бросает и разбивает табуретку. Из книги Дайнеса В.О. Чапаев следует, что по этому вопросу советовали послать телеграмму Фрунзе. Из книги: «Имя Фрунзе всегда на Чапаева действовало охлаждающе. Притих он и на этот раз, перестал скандалить, согласился молча. Через пять минут, дружески пили чай, и тут в спокойной беседе Клычкову наконец удалось убедить Чапаева в необходимости сжечь и не казать никому телеграмму, чтобы не наделать смеху. Тот молчал — видно было, что соглашался… Телеграмму не послали…».
Однако, если тот конфликт на местном уровне был как-то разрешён, то в настоящее время по вопросам кто кого должен обучать и экзаменовать не имеет вразумительного ответа. Образовательные стандарты от Минобрнауки России и Федеральный закон об образовании эти вопросы никак не регламентируют.
За последние 10-15 лет образовательные стандарты в Минобрнауки России меняли, чуть ли не каждые 1 – 2 года и пришли к тому, что обучать и экзаменовать сейчас могут кто угодно и кого угодно, например, агроном, ветеринар, архитектор и т.п. на врача, провизора, журналиста. Об этом написано в статье ЛГ, №23 (6788) (09-06-2021).
В фильме «Чапаев» (1934), в одноимённых произведениях Д.А. Фурманова, Дайнеса В.О. легендарный комдив заставлял ветврача экзаменовать коновала, и вероятно, предполагал, что возможно оформить якобы документ, удостоверение доктора в котором были бы подписи его, комиссара, экзаменатора для кого угодно. И в этой связи хотелось бы отметить ещё одну скрытую от общественности особенность нашего текущего образования: оказывается, что в ВУЗах подчиненные могут обучать своих начальников. То есть начальники могут назначать в качестве преподавателей, экзаменаторов своих подчинённых, чтобы те их и нужных им людей якобы обучали и экзаменовали. Например, докторов наук, профессоров на должностях декана, заведующего кафедрой и нужных им людей, родственников имеют возможности «обучать» их подчиненные преподаватели, кандидаты наук, доценты и возможно без званий и степеней. Для этого нет никаких ограничений. Действующие законодательство, нормативные и ненормативные акты этому не препятствуют. Логически следует вывод, что начальники и нужные им люди не будут обучаться и приходить на занятия к своим подчинённым и те, их будут экзаменовать, как начальник посоветует или заставит.
То есть получается, что экзаменовать может кто угодно, и кого угодно лишь бы был какой-нибудь диплом и по любой специальности, в том числе и начальников даже ветеринары с несоответствующим образованием и ситуация в сравнении с 1919 годом в плане регламентации и возможностей произвести эти манипуляции никак не изменилась. С той лишь разницей, что Василий Иванович в итоге отказался от своей затеи экзаменовать своего земляка коновала на доктора его дивизионными ветврачом и ветфельдшером. Однако, в наше время всё ещё актуален вопрос, есть ли такие руководители учебных подразделений (деканы, заведующие кафедрами) желающие и реализующие свои планы по организации формальных экзаменов – экзаменовать по профилирующим дисциплинам, например, медицинской сестрой, фельдшером, агрономом в подчинении того же руководителя его самого или, к примеру, коновала (ветеринара) - родственника начальника на доктора, провизора, педиатора и т.п. и оформить соответствующие документы с последующей выдачей диплома, документа об образовании?
Считаю, что в наш непростой период для страны, для общества необходимо обратить особое внимание на качество образования. Образование - это одно из самых важных сфер нашей жизни. Качественное образование непосредственно влияет на развитие страны. Без качественного образования не может быть полномасштабного развития науки, технологий, экономики и культуры, обеспечивающих повышение уровня жизни населения. И примитивизация требований в ФГОС ВО (образовательных стандартов) по кадровому обеспечению, осуществлённая Министерством науки и образования России с 2017 г., отсутствие нормативных и ненормативных актов по чёткому учёту профессиональных качеств и соответствия образования преподавателя профилю преподаваемых дисциплин не способствует этому. Ещё в 1919 г. Чапаев и Фурманов с товарищами обсуждали схожие вопросы и приняли единственное решение, что экзаменовать коновала на врача ветфельдшер не имеет права, но в настоящее время такая возможность есть и, что интересно, пока никто открыто и публично не возражал. Надолго ли?