Атомные детали для самолётов.

Из-за санкций российская гражданская авиация столкнулась с небывалым вызовом, на кон поставлена авиационная безопасность. Нет-нет, проблемы с охраной аэропортов и защитой от несанкционированного вмешательства отсутствуют. Здесь нет проблем. Проблемы есть с деталями, которые нужны для сервисного и технического обслуживания воздушных судов. Практически у каждой отечественной авиакомпании флот состоит из иностранных воздушных судов, в основном это Boeing и Airbus. С одной стороны - это хорошо, с другой - плохо. Хорошо потому, что суда от надёжных и отлично зарекомендовавших себя производителей. Плохо потому, что санкции, а производители иностранные.
Для обеспечения нормального функционирования воздушного флота некоторые авиакомпании пошли на "каннибализм", среди них особо выделяется "Победа". Другие из авиакомпаний и вовсе пошли на риски, начав закупать сначала по параллельному импорту оригинальные детали, потом уже откровенно контрафактные детали как только "параллелить" стало слишком накладно и долго.
В июле 2024 года Аэрофлот и Росатом объявили о создании совместного предприятия по производству деталей для самолётов Boeing и Airbus из российских материалов и российскими специалистами. Это пожалуй лучшее из решений на данный период. Разумеется технологии производства деталей держутся производителями в строжайшем секрете. Состав материалов определить не трудно, благо у Росатома химиков в распоряжении достаточно. Трудно будет в точности воспроизвести производственный цикл. Он-то и является коммерческой тайной производителей. Раз Росатом обладает огромной научно-технической базой, то его специалисты смогут сделать что-то подобное, но не хуже.
Так подразделение топливного дивизиона Росатома - "Чепецкий механический завод" (АО "ЧМЗ") уже освоило изготовление титановых прутков для авиаотрасли. В настоящее время на заводе освоена технология производства четырёх титановых сплавов и более 20 изделий титановой продукции для авиации.
Что касается патентных споров, то вряд ли будет плагиат технологий. Промышленный шпионаж в настоящее время затруднён и не стоит того, чтобы тратить на него время и усилия пока отечественная гражданская авиация остро нуждается в деталях для воздушных судов. Международная изоляция России и игнорирование российскими политиками норм международного права делают бессмысленным какое-либо предъявление претензий со стороны зарубежных компаний и правительств.
"Известия" писали, что "площадка для выпуска в России деталей для самолетов Airbus и Boeing будет готова уже в августе. Росатом и Аэрофлот завершат реконструкцию такого промышленного комплекса". Август уже наступил, вестей о запуске предприятия пока нет. Думаю, что предприятие будет, т.к. Росатом не замешан в "освоении" денег и каких-то громких коррупционных скандалах. Корпорация же намерена развивать свой авиационный дивизион. Специалисты Росатома проводят консультации с Аэрофлотом и Росавиацией по разработке требуемых процедур сертификации по федеральным авиационным правилам ФАП-21G.
Вполне возможно, что отечественная отрасль гражданской авиации перестанет остро зависеть от иностранных производителей в плане деталей. Воздушные суда останутся иностранными, но будут ремонтироваться и обслуживаться с помощью отечественных деталей.