Виктор Александрович Никамин
Виктор А.Н. Подписчиков: 471
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 399.4к

Хорус, флэнджер, фейзер, вибрато, тремоло

7 дочитываний
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,95 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Раздел 3.2 из книги В.А. Никамин "Микшерные пульты. СПб, 2009. 80 с.

Эти звуковые эффекты также основаны на использовании задержки основного сигнала, однако кроме этого, здесь применяется еще и модуляция обрабатываемого сигнала по частоте.

Обобщенная функциональная схема, показанная на рис. 3.5, иллюстрирует получение эффекта «хорус» («Chorus») и эффекта «вибрато»(«Vibrato») как частного случая хоруса.

В отличие от звуковых эффектов только на базе задержки основного сигнала, которые применяются для обработки голоса, эффекты, использующие еще и модуляцию, применяются чаще всего для обработки звучания музыкальных инструментов – в первую очередь электрогитар, реже – клавишных, а также для создания вокальных спецэффектов.

Хорус, флэнджер, фейзер, вибрато, тремоло

Если копию исходного сигнала (скажем, от электрогитары) немного задержать, промодулировать по частоте, а потом сложить с исходным сигналом, то полученное звучание будет напоминать одновременное звучание нескольких гитар, каждая из которых слегка расстроена относительно других. Получается своего рода «хор» из гитар, который и обозначается словом «chorus», которое по-русски означает «хор». За счет задержки создается эффект некоторой неодновременности звучания – как это и бывает в реальной жизни, а модуляция имитирует расстройку отдельных инструментов.

Оптимальная величина задержки 20–50 мс при создании эффекта «хорус». При более коротких задержках получается нечто напоминающее другой спецэффект – «флэнджер» (см. ниже), который легко узнать по своеобразному «летающему» звучанию. При большей величине задержки получается модулированное «эхо».

Оптимальная частота модуляции – 0,3–1,0 Гц. При меньших величинах задержки действие «хоруса» становится почти незаметным, при больших – звучание получается довольно резким и не очень приятным.

Глубина модуляции подбирается на слух. Следует отметить только, что при слишком малой глубине модуляции «хорус» малозаметен, а при слишком большой возникает впечатление, что инструменты сильно расстроены.

Сигнал «хоруса» можно подать в цепь обратной связи (переключатель «Кратность обработки»), тогда в выходной сигнал будут включены его повторные отражения – как при создании эффекта «мультиэхо». Уровень этих отражений, а следовательно, и их количество до полного затухания, регулируются ручкой потенциометра «Обратная связь». На показанной схеме (рис. 3.5) максимальная кратность обработки исходного сигнала «хорусом» равна двум, однако она может быть также равна и трем.

Уровень исходного сигнала и уровень «хоруса» в выходной смеси можно регулировать независимо друг от друга с помощью соответствующих ручек.

Эффект «вибрато» можно получить, если отключить от выходного сумматора основной сигнал (включив, таким образом, эффект «вибрато»).

В общем случае эффект вибрато – это модуляция звукового сигнала либо по частоте, либо по амплитуде. Соответственно, различают частотное и амплитудное вибрато. Кроме того, существует еще и тембровое вибрато, когда производится модуляция тембра звучания инструмента. Но об этом – чуть позже. Однако на практике, словом «вибрато» (без уточняющих прилагательных) чаще всего обозначают именно частотное вибрато, а не какое-то другое. Схема рис. 3.5 относится как раз к этому случаю, поскольку она производит модуляцию звукового сигнала по частоте.

Амплитудное вибрато, как следует из его названия – это периодическое изменение амплитуды звукового сигнала. Формируется оно при помощи усилителя управляемого напряжением VCA (Voltage Control Amplifier), сигнал управления коэффициентом усиления которого вырабатывается генератором низкой частоты (рис. 3.6). При этом сигнал управления может иметь синусоидальную, треугольную, логарифмическую и т. д. формы. Вполне естественно, что различным законам модуляции будут соответствовать и различные звуковые эффекты. Оптимальная частота амплитудного вибрато 6–8 Гц. Амплитудное вибрато при частоте модуляции 10–12 Гц и глубине модуляции 100% имеет свое собственное название – «тремоло».

При обработке амплитудным вибрато голосовых партий следует помнить, что глубина модуляции не должна быть слишком большой, а использование тремоло и вовсе недопустимо.

Тембровым вибрато можно назвать результат использования эффекта «флэнджер».

Эффект «флэнджер» («flanger») похож по реализации на «хорус», но здесь модулируется не высота задержанного сигнала, а величина этой самой задержки (рис. 3.7), причем величина задержки должна быть очень небольшой – порядка нескольких миллисекунд (1–15 мс). Иногда для получения каких-нибудь спецэффектов устанавливают и большую задержку – до 30 мс.

Хорус, флэнджер, фейзер, вибрато, тремоло

Физика «флэнджинга» (так называется процесс создания этого эффекта) проста. Величины задержек соизмеримы с длинами волн звуковых колебаний, формируемых музыкальными инструментами, поэтому в каждый отдельно взятый момент времени задержка оказывается равной ровно половине длины волны одного из колебаний спектра – т. е. в противофазе с тем же колебанием исходного сигнала. В результате сложения исходного колебания с задержанным они взаимно уничтожатся, и звук данной частоты исчезнет из спектра выходного сигнала (рис. 3.8). Кроме того, в большей или меньшей степени будут ослаблены и колебания соседних с данным звуком частот, где сложение будет только частичным. Нетрудно догадаться, что при этом изменится и тембр звучания. Задержка постоянно меняется под воздействием модулирующего сигнала, поэтому подавляемая частота будет постоянно перемещаться по оси частот то в одну, то в другую сторону. Следовательно, по этому же закону будет меняться и тембр звучания.

В результате получается весьма необычный эффект «скольжения» звука, который очень украшает звучание инструмента. Чаще всего «флэнджер» применяется при обработке звучания электрогитары, а также в синтезаторах и электроорганах. Был одним из наиболее излюбленных эффектов у музыкантов 60–70-х гг.

Хорус, флэнджер, фейзер, вибрато, тремоло

Хорус, флэнджер, фейзер, вибрато, тремоло

Эффект «фейзер» («fazer») отличается от «флэнджера» тем, что здесь вместо одного элемента задержки используется, как правило, целый набор таких элементов. Задержка на каждом элементе соответствует одной из частот звукового спектра, т. е. максимальная величина задержки равна половине длины волны некоторой заданной частоты. При модуляции задержки сигналом генератора низкой частоты сдвиг фаз между исходным сигналом данной частоты и задержанным изменяется от 0 до 180°, т. е. состояние этих сигналов меняется от синфазного до противофазного. Другими словами, сигнал данной частоты то увеличивается в 2 раза, когда оба сигнала синфазны, то полностью исчезает, когда сигналы в противофазе. Для расширения возможностей эффекта элемент задержки часто охватывается регулируемой петлей обратной связи.

Хорус, флэнджер, фейзер, вибрато, тремоло

Рассмотрим функциональную схему фейзера (рис. 3.9), работающую следующим образом. Исходный сигнал поступает на выходной сумматор и одновременно на входы нескольких элементов задержки. Этих элементов может быть 2, 4, 8 или любое другое количество. В отечественной литературе и на слэнге радиолюбителей элементы задержки в данном применении принято называть «фазовращателями», отражая тем самым их способность изменять фазу входного сигнала. В англоязычной литературе такой элемент называется «AllpassFilter» – «всепропускающий фильтр», т. е. фильтр, который пропускает все частотные составляющие спектра сигнала без изменения уровня – не ослабляя и не усиливая их. Изменяется при этом только фазовый сдвиг.

Частоты настройки фазовращателей (будем называть их так) выбираются, как правило, в соответствии с логарифмической (или октавной) шкалой, например, для 4-звенного фейзера, они могут составлять 500 Гц, 1, 2 и 4 кГц. Сигналы с выходов фазовращателей регулируются по величине с помощью ручки «Depth» («глубина»), на оси которой совмещены регуляторы всех звеньев, и суммируются с исходным сигналом. При сдвиге фаз во всех звеньях, равным или близким к 180°, и глубине модуляции, близкой к максимальной, осциллограмма сигнала на выходе фейзера будет выглядеть примерно так, как показано на рис. 3.10. Провалы характеристики соответствуют тем частотам, которым соответствует сдвиг фазы в 180°.

Хорус, флэнджер, фейзер, вибрато, тремоло

Сдвиг фазы модулируется сигналом генератора низкой частоты – LFO (LowFrequencyOscillator), частота генерации которого – порядка единиц герц. Эта частота устанавливается сразу для всех звеньев фейзера ручкой «LFORate». При этом АЧХ фейзера будет перемещаться вправо-влево вдоль оси частот – при уменьшении сдвига фаз – вправо (в сторону более высоких частот), при увеличении – влево (в сторону более низких частот). Ручкой «Feedback» можно регулировать глубину обратной связи, что влияет на величину подъемов характеристики перед впадинами.

Звучание сигнала, обработанного фейзером, как правило, более насыщенно в сравнении с флэнджером – по понятным причинам: искажения АЧХ здесь присутствуют сразу на нескольких частотах, если, конечно, фейзер не однозвенный.

Хорус, флэнджер, фейзер, вибрато, тремоло

7 комментариев
Понравилась публикация?
6 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Спасибо за информацию

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Понятно, что ничего не понятно 😂

+1 / 0
картой
Ответить

)))))))))))))))))). Все равно спасибо!!!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ну это для музыкантов и звукоинженеров - им понятно...

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
DELETE

Жить не могу без фленжера, постоянно использую такие примочки.

Да, красиво звучит...

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Фрилансер Татьяна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 18М
18.08.2024, 10:53
Донецк

Интересно!

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Hamster Кombat генератор ключей

Тратите много времени на игру в Хомяка? До сих пор скачиваете мини игры, и пытаетесь получить дополнительные ключи, пока что неизвестно для чего такие нужны? Проводите все свое время, играя в них,...

В Питере мужчина голыми руками выбросил из грузовика горящий генератор

В кузове "ГАЗ" внезапно загорелся генератор. Чтобы спасти авто мужчина залез в грузовик и голыми руками вытащил его на проезжую часть. В итоге сама машина почти не пострадала — обгорела только часть кузова.
00:10
Поделитесь этим видео

🇮🇱Министр энергетики Израиля Исраэль Кац: "До этих дней мы поставляли в сектор Газа 54,000 кубометров воды и 2,700 мегаватт электричества ...

Топлива для генераторов у них хватит еще на несколько дней, а через неделю без электроэнергии полностью перестанет работать канализация. Это то, что заслужил народ детоубийц. То что было - того больше не будет".

ИИ: Разрушая языковые стены: ElevenLabs запускает многоязычный синтезатор речи для разных аудиторий

ElevenLabs , стартап с годовой историей, который использует возможности машинного обучения для клонирования и синтеза голоса, сегодня объявил о расширении своей платформы новой моделью

Bing Chat или ChatGPT

Bing Chat против ChatGPT: точность, особенности и различияПо мере роста популярности ...