"Музыкальный Есенин".
Так охарактеризовали музыкальные критики в начале 70-х творчество, тогда еще молодого импровизатора Валерия Александровича Гаврилина, за следование русским мотивам и народным традициям, который к концу своей недолгой жизни, будет признан гением и одним из величайших композиторов 20 века. 17 августа ему бы могло исполниться 85 лет. А его детство, юность и превращение в мастера будут неразрывно связаны со всеми историческими перипетиями большой страны.
В 2 года останется без отца, погибшем в Великую Отечественную. А в 11, фактически, круглым сиротой, после ареста матери. Но мир, не без добрых людей. Нахождение в интернате позволит способному подростку определиться со своим будущим. Освоение игры на ложках и балалайке, как оказалось, станет, лишь первой ступенью. Жажда творчества поможет оказаться в Вологодском музыкальном училище, где проявятся самобытная виртуозность игры на фортепьяно и желание сочинять собственную музыку, еще не овладев нотной грамотой. Председатель Государственной экзаменационной комиссии, а по совместительству, и доцент Ленинградской консерватории Иван Михайлович Белозерцев, ее возглавлявший, прослушав самородка, рекомендует его к поступлению в Ленинградскую специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. Так для Валерия Гаврилина начнется новая, более светлая полоса. А жизнь теперь будет связана с городом на Неве, сразу ему приглянувшимся, которому посвятит не одно свое произведение.
Гаврилин - редкий пример человека, которому окажутся не нужны слава и привилегии. Кудесники нотной грамоты, по традиции, становятся знаменитыми, когда их музыка начинает звучать в кинофильмах или с эстрадных площадок. У Валерия Александровича подобных примеров будет мизер, хотя, написанные им композиции, будут исполнять ленинградские знаменитости: Людмила Сенчина и Эдуард Хиль. Еще не сможет Гаврилин отказать своему другу - известному театральному режиссеру Александру Белинскому, который будет постановщиком немалого количества телеспектаклей и фильмов-балетов. Не приглянется Валерию Александровичу работа, как главным редактором музыкального журнала, так и секретарем Союза композиторов Ленинграда. Жаждая реализовать множество идей, Гаврилин, за каждый прожитый год, напишет по 6-7 серьезных произведений: балетов, кантат, квартетов, опер, симфоний, сонат, сюит. Также наследие мастера включает критические статьи и эссе, посвященные знаменитым отечественным исполнителям, как прошлого, так и его современникам.
К сожалению, уроженец Вологды умер внезапно от сердечного приступа, не дожив 8 месяцев до 60-летия. И некому было спросить, как когда-то у покидающего мир живых, Сергея Рахманинова, что тот ощущает. Ответом стала фраза: "Я вижу музыку". Наверное, преданный искусству, Гаврилин, мог бы сказать тоже самое.