Почему по всей России закрываются заправки "ЛУКойл"
Ситуация с падением рентабельности сбытового бизнеса вынуждает крупнейшие нефтяные компании, такие как "ЛУКойл", пересматривать свои стратегические подходы к эксплуатации автозаправочных станций (АЗС). По данным СМИ, компания может пойти на сокращение своей сети АЗС, продавая до 700 заправочных станций из общего числа порядка 2500. Это включает практически всю сеть АЗС в Оренбургской, Владимирской, Костромской, Орловской, Брянской областях, а также часть активов в Московской области и Чувашии.
Основные причины для такого решения включают значительное падение рентабельности переработки нефти и деятельности самих АЗС. В 2014 году повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) привело к потерям свыше 75 млрд рублей для "ЛУКойл", что серьезно повлияло на их доходность.
Критическая ситуация обострилась к 2016 году, когда средняя маржа АЗС в ряде регионов достигала лишь 2 тыс. руб. с тонны топлива. Однако уже в первом квартале 2017 года в результате налогового маневра и роста акцизов эта маржа рухнула сразу в 250 раз, до 8 руб. за тонну, что фактически уничтожило прибыльность данной деятельности.

Помимо экономических факторов, на компанию заметно давит государственное регулирование, которое не позволяет повышать отпускные цены на топливо. Это создает дополнительные сложности, усиливая давление на компании и заставляя искать выходы в сокращении затрат и ликвидации менее прибыльных активов. За прошлый год оптовые цены на бензин и дизель выросли на 5 и 6% соответственно, в то время как акцизы выросли сразу на 71 и 45%.
Подобные меры направлены не столько на мгновенное улучшение финансового состояния, сколько на долгосрочную стабилизацию в условиях меняющейся экономической среды и политической обстановки. Это заставляет "ЛУКойл" вот уже который год снижать отгрузку топлива на российские АЗС и всё больше экспортировать нефть для переработки на своих зарубежных активах. По данным компании за последние годы, на российских НПЗ компании переработка упала, в то время как на зарубежных НПЗ компании она заметно подросла.

Учитывая рост конкуренции и регуляторное давление со стороны государства на внутреннем рынке, более разумным шагом было бы оптимизация этих активов. Рассматривая зарубежные рынки, компания стремится сосредоточиться на тех регионах, где потенциальный спрос и прибыль наиболее высоки.
Оптимизация сети АЗС за пределами России позволяет "ЛУКойлу" сосредоточить усилия на более перспективных и прибыльных рынках. Например, расширение присутствия в Турции вполне оправдано, учитывая её выгодное географическое положение и растущий рынок. В то же время расположение активов в Центральной и Восточной Европе позволяет компании упрочнить свои позиции в регионе, который остаётся одной из ключевых логистических артерий для поставок углеводородов.
Стратегический фокус на зарубежные перерабатывающие мощности также имеет свои плюсы. Повышение переработки нефти на зарубежных НПЗ позволяет "ЛУКойлу" увеличить экспорт продуктов переработки и использовать возможности более развитых и прибыльных рынков. Это в свою очередь снижает зависимость компании от внутренних проблем и регуляторных ограничений.
И всё же, несмотря на сокращение сети АЗС, компания продолжает тщательно выбирать направления для инвестиций за рубежом, ориентируясь на долгосрочную рентабельность. Одновременно с этим остаётся важным обеспечивать надёжный и стабильный экспорт ресурсов из России, что подразумевает внимательное отношение к внутренней энергетической политике и рынкам. Таким образом, текущие структурные изменения в стратегии "ЛУКойла" можно рассматривать как необходимую адаптацию к изменяющимся условиям рынка и регуляторной среды, что позволяет компании сохранять конкурентоспособность и продолжать развиваться в международном масштабе.

В нынешних условиях рынка, сокращение розничного присутствия нефтяных компаний, таких как "ЛУКойл", действительно может показаться закономерным шагом. Низкая маржа и сдерживание цен на топливо государством делают бизнес менее привлекательным и менее прибыльным. Григорий Сергиенко подчёркивает, что в России многие нефтекомпании находятся под контролем государства и ведут политику, направленную на стабилизацию цен, что осложняет наращивание прибыли.
В мировой практике уход вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) из розницы также не является исключением. Часто они предпочитают фокусироваться на более прибыльных сегментах, таких как добыча, переработка и оптовая торговля, оставляя розничный сегмент специализированным компаниям.
Чтобы компенсировать снижение маржи от продажи бензина, компании прибегают к альтернативным способам увеличения доходов на АЗС, таким как продажа нетопливных товаров — продуктов питания, напитков и других потребительских товаров через свои мини-маркеты. Однако этого может быть недостаточно для достижения желаемого уровня прибыльности.

Одним из предложений, активно обсуждаемых в правительственных кругах и поддерживаемых Минпромторгом, является возвращение продажи алкоголя на АЗС. Запрет на реализацию алкоголя на заправках был введён в 2011 году, и его отмена могла бы стать дополнительным источником дохода для бензоколонок. Алкогольные напитки традиционно приносят значительно более высокую маржу, чем топливо или даже большинство нетопливных товаров, что сделало бы их продажу весьма привлекательной для розничного бизнеса АЗС.
Однако возвращение алкоголя на заправочные станции встретит значительные законодательные и социальные барьеры. Вопросы безопасности, увеличение риска нетрезвого вождения и другие социальные аспекты будут тщательно рассматриваться правительством и регуляторами.
Тем не менее, нефтяные компании продолжают искать возможности для увеличения доходности своих розничных проектов. Внедрение новых технологий, улучшение клиентского сервиса, расширение ассортимента нетопливных товаров и даже возможные изменения в законодательстве могут стать частями комплексного подхода к решению проблемы низкой маржи на бензине.

Ещё чего не хватало-продажу алкоголя на заправках узаконить...
Спасибо за информацию
Зато открывают Газпромнефть. Не вижу разницы.
Интересно. Спасибо за публикацию
Одна закрылась, а другая откроется на ее месте... разницы никакой