Умел сжигать мосты.
Оригиналов в отечественном искусстве всегда хватало. Не были исключением, ни театр, ни кино. О них часто любят говорить и писать. А их странности выглядят со стороны для "желтой" прессы привлекательней, чем рассказы о гениальных артистах. Среди актеров, родившихся в 30-е, одним из самых занимательных персонажей стал Анатолий Алексеевич Солоницын. На 30 августа приходится его 90-летие, а короткая жизнь напоминала быстро идущий поезд, за которым рушились пройденные переправы.
Уроженец Горьковской области с детства, благодаря отцу, направляемому в разные точки страны, редактировать партийную прессу, привык к подобному, бесконечному движению. Покорять Москву для получения профильного актерского образования отправился из Фрунзе, где участвуя в самодеятельности, испытал первый творческий успех. По-видимому, обрести диплом легендарного столичного ВУЗа, для Анатолия Алексеевича было делом престижа. Но трижды штурмуя ГИТИС, срезался уже на начальных стадиях, ибо тамошние экзаменаторы не увидели, в будущей знаменитости, особого таланта. Пришлось довольствоваться училищем при Свердловском драмтеатре. Но мысль о принципиальном покорении столицы, Солоницына не покидала никогда. Он, то приближался к мечте, то удалялся от нее, побывав за 16 театральных сезонов в Сибири, Белоруссии, Эстонии, Ленинграде, пока Марк Захаров не позвал в "Ленком". Но знаменитый режиссер потом решил, что Анатолий Алексеевич - актер ограниченного амплуа, перестав давать роли, ибо, предпочитал, чтобы его подопечные умели петь и играть на инструментах, чтобы сделать постановки разнообразнее. Обида Солоницына была настолько велика, что эти двое более не встречались, а сам артист, пообещал не выходить впредь под свет рампы.
К моменту окончания этой истории, Анатолий Алексеевич успел появиться в 4 фильмах Тарковского, и основательно с ним поругаться. Дважды у Глеба Панфилова. У Сергея Герасимова и Элема Климова, который рекомендовал, человека со взрывным характером, своей супруге Ларисе Шепитько для драмы "Восхождение". Блеснул в дебютной ленте у Никиты Михалкова в "Свой среди чужих, чужой среди своих" и военной драме Юрия Германа, положенной "на полку", "Проверка на дорогах". А также у Алова и Наумова в "Легенде о Тиле". Актер работал на износ, умудрившись сняться за 18 лет в кинематографе около полусотни раз. В таком же бешеном темпе менялись и спутницы артиста, лишь со второй официальной женой Ларисой Сысоевой прожил долгих 14 лет. Символичным выглядит название последней работы Солоницына, вышедшей на экраны уже после смерти, "Остановился поезд".