Виктор Александрович Никамин
Виктор А.Н. Подписчиков: 471
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 403.4к

Будущее без лекарств - музыкальная терапия

6 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 1,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Известен факт, что, у кормящих матерей, слушающих музыку Баха или Гайдна,

примерно вдвое увеличивается лактация молока. Почему? Ответа нет. Про

то, что с помощью музыки можно избавиться от заикания, мы уже говорили

– Жерару Депардье помог Моцарт. Тем же способом можно избавить от заикания детей. С помощью музыки можно влиять на характер ребенка еще в

период внутриутробного развития. Есть данные, что также можно повлиять

и на его пол.

Ведутся исследования по выявлению глубинной генетической

памяти предков и на возможность прямой бесконтактной связи между

людьми без всяких технических средств коммуникации. Это особенно интересно, поскольку некоторые ученые утверждают, что на ранних этапах

своего развития человек такими возможностями обладал. Но утратил их по

мере социального развития общества. Хотя некоторые животные этими

возможностями обладают и сейчас.

Уже известно, что на музыку реагирует не только человек, но и животные. Кстати, лактация при прослушивании музыки усиливается не только у

людей, но и у коров. Те из них, кому давали слушать музыку Моцарта,Гайдна и Бетховена, на 10-15% увеличивали свою удойность. Слушая

народные мелодии, домашний скот быстрее набирает вес, а овцы также

быстрее обрастают шерстью, причем качество ее улучшается. С древнейших времен и по сей день, известны случаи успешного излечения от инфекционных болезней, как людей, так и домашних животных. И наоборот – некоторые виды музыки помогают избавиться от нашествия грызунов и разного рода хищников. К примеру – лис, которые повадились забираться в

курятники. Не говоря уж о том, что некоторые ультразвуковые частоты отпугивают насекомых и даже лишают их способности к воспроизведению.

Более того, музыка влияет не только на человека и животных, но и на

растения. С помощью музыки Баха в некоторых странах достигают рекордных урожаев риса и табака. При этом увеличивается как скорость роста растений, так и биомасса. Под влиянием музыки в пшенице образуется в 20 раз

больше витамина А и в 5 раз – витаминов С и В6.

Проводились эксперименты по определению влияния музыки на растения в специальных теплицах. Выяснилось, что обработка семян фольклорной музыкой перед посевом существенно повышает их всхожесть и в

1,5-2 раза ускоряет рост сеянцев. Под влиянием музыки в сое вместо 15%

белка получается примерно 27%. На ветке авокадо вместо 12 плодов вырастает до 20. Эффективность внекорневой подкормки растений под звуки музыки Вивальди или Баха возрастает в 5-7 раз. С помощью музыки различных видов можно регулировать окраску цветов

.Музыка также способна влиять и на неживую природу. Под ее воздействием можно менять скорость и характер химических реакций. Даже проводить такие реакции, которые в обычных условиях не протекают. Например, окислять железо и восстанавливать церий в бескислородной среде и

без применения катализаторов. Звуковые колебания, определенным образом направленные, могут ускорять рост кристаллов и воздействовать на

структуру кристаллической решетки [179].

Таким образом, феноменов, связанных с воздействием музыки, известно очень много. Но объяснения всему этому до сих пор нет. Так что существует необозримый простор для деятельности творческих личностей – попытаться разобраться с механизмом проявления всех этих загадочных пока

свойств звуковых колебаний. И использовать эти механизмы в интересах

человечества.

Несмотря на то, что музыкальная терапия является одной из наиболее

древних прикладных форм использования искусства в интересах общества,

перспективность ее применения для решения многих вопросов восстановительной медицины официально признана только в XXI веке.

В России, к,примеру, музыкальная терапия получила статус официального метода лечения только 8 апреля 2003 года, когда Минздрав утвердил монографию «Методы музыкальной терапии» (С.В. Шушарджан, А.Н. Разумов) в качестве

пособия для врачей. По мнению немецких исследователей, музыкальная терапия как наука имеет, по меньшей мере, три существенных преимуществав сравнении с другими методами лечения – не вызывает побочных эффектов, не вызывает привыкания и экономически целесообразна, поскольку

при максимуме результативности требует минимума затраты средств.

Отечественным ученым И.А. Евдокимовой в начале XXI века была

разработана, обоснована и внедрена в одной из клиник Военно-медицинской академии новая комплексная методика активной музыкальной

психокоррекции в лечении психосоматических больных кардиологического

профиля. Эта методика включает в себя дыхательную гимнастику под музыку, пение, игру на музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано, несложные двигательные упражнения под музыку, а также прослушивание отрывков классических музыкальных произведений. Музыкальная

терапия, таким образом, была представлена комплексно как сочетание различных видов музыкальной деятельности по таким разделам как слушание

музыки, пение и исполнение с ориентацией на спонтанные и частично контролируемые формы творчества.

В отличие от вербальных форм психотерапии, когда с пациентом проводится психотерапевтически-рассудочная работа, воздействующая на человека музыка не содержит прямого информационного воздействия и адресована, прежде всего, тем структурам личности, которые остаются интактными при «информационных» видах психотерапии. Музыкальное воздействие затрагивает эмоционально-образные пласты личности, способствует пробуждению фантазии у пациентов и помогает скорейшему выходу из неблагоприятного психоэмоционального состояния. Таким образом, данная методика через эмоционально-ассоциативное воздействие на пациента, с одной стороны, ведет к раскрытию и преодолению его установок и отношений, а с другой – способствует адекватному реагированию аффективной составляющей состояния пациента. Воздействие на больного музыкой создает новую, необычную ритмически-гармоничную среду для функционирования его психики. При этом звук отождествляется пациентами с воздействием «сил природы». После сеансов они отмечали, что чувствовали действие сеанса «всем телом». Это объясняется особенностью музыкального воздействия. Человек чувствует все основные составляющие музыкального воздействия – мелодию, ритм, гармонию. Пациенты чувствуют звук конечностями, непосредственно реагируя на ритмически-тактовый элемент, процессами дыхания и кровообращения реагируют на гармонию, а процессами,

протекающими в вегетативной нервной системе и рецепторами – на мелодию. Пребывание пациента под влиянием музыки вызывает направленные,

новые для больного эстетические чувства и ассоциации. Методика обеспечивает возможность целенаправленного воздействия в желаемом направлении на эмоциональную сферу пациента. Ожидаемое лечебное воздействие

вытекает не только из возможности невербальной и недирективной по форме выражения эмоциональной связи музыкального воздействия с больным,

но и из специфического его воздействия на глубинные слои личности. В результате применения такого комплексного метода музыкальной терапии было достигнуто снижение выраженности негативных предпаталогических

психологических проявлений, а также позитивные сдвиги эмоционального

состояния и снижение агрессивности. Под влиянием использованного метода психотерапии достигается существенное повышение основных ситуативных показателей самооценки – общего самочувствия, настроения, качества сна, активности и склонности к общению.В другом исследовании были рассмотрены возможности сердца как источника информации о состоянии организма и использование их в музыкальной терапии. В соответствии с проведенными исследованиями, сердце

выполняет не только жизненно важную роль в обеспечении организма кровообращением, но и является важным источником информации о его состоянии. Изучение биофизических характеристик импульсов электрической

(электрокардиограмма), магнитной (магнитокардиограмма) и гидродинамической (пульсовая волна) природы, генерируемых сердцем, позволило установить, что они содержат в себе разнообразную информацию о состоянии

других внутренних органов, а сердце, соответственно, является источником

этой информации.

На основе теории информационной функции сердца разработана технология анализа информационного потока, содержащегося в электрокардиосигналах, с помощью которой установлено, какие сигналы соответствуют нормальному состоянию внутренних органов, а какие соответствуют

различным их заболеваниям. Получены информационные кодовые образы,

соответствующие тем или иным патоморфологическим изменениям, специфичным для определенных внутренних органов

.Наборы таких кодовых образов (информационных сущностей) заболеваний позволяет осуществлять диагностику заболеваний внутренних органов не только на конечном этапе их развития, когда уже могут появиться

опасные для жизни осложнения, а лечебные мероприятия могут стать малоэффективными, но и на начальном бессимптомном, доклиническом этапе

их развития. Технология оказалась эффективна в оценке лечебного действия как лекарственных препаратов, так и других методов лечения. В том

числе – методов музыкальной терапии.

Анализ состояния музыкальной терапии свидетельствует о существенном прогрессе этого вида терапии в первую очередь в направлении коррекции психоэмоционального состояния человека. Многочисленные исследования физиологических функций его организма во время прослушивания

музыкальных произведений с помощью оценки состояния пульса, артериального давления, дыхания, тонуса мышц, кожно-гальванических реакций,

а также функций мозга по данным энцефалографии, свидетельствуют о

гармонизации деятельности коры, подкорковых образований и вегетативной нервной системы. Проводится работа по определению характера лечебного воздействия на психику человека многих произведений классической музыки и других способов музыкального воздействия: вокалотерапии,

цветомузыки, звукорефлексотерапии и музыко-резонансной терапии

.При наличии значительных успехов российской музыкальной терапии

в направлении коррекции психоэмоционального состояния человека, следует признать явное отставание в направлении лечения заболеваний внутренних органов. Прежде всего, из-за того, что до сих пор отсутствуют методы

объективного выбора музыкальных произведений целевого лечебного воздействия при заболеваниях внутренних органов человека. Кроме того, отсутствуют способы контроля лечебного эффекта от применения музыкальной терапии, а также определения показаний и противопоказаний к применению отдельных музыкальных произведений с целью лечебного воздействия при конкретных заболеваниях. Тем не менее, исследования в этой области ведутся, и данный способ лечения приобретает все большую популярность. Экспериментальная база для исследований постоянно обновляется и это позволяет надеяться, что музыкальная терапия в ближайшем будущем станет намного более эффективной. Возможно даже – одним из самых

эффективных методов лечения и профилактики многих заболеваний.

Анализируя современное состояние музыкальной терапии в мире, следует отметить, что в отличие от России, где подобный вид деятельности не

требует лицензирования, на Западе уже не первый десяток лет существует

развитая система подготовки соответствующих кадров. В наши дни во многих университетах США, Канады и во многих странах Европы созданы факультеты, обучающие музыкальной терапии.

Образовательные учреждения, готовящие специалистов с научной степенью в области музыкальной терапии в Европе достаточно сильно отличаются от отечественных.

● Музыкальный терапевт должен быть подготовлен работать и с пожилыми людьми, и с грудными детьми. Музыкальная терапия демонстрирует

положительные результаты и при использовании ее в процессе родов –

уменьшение болей, снятие напряжения и пр. Выявлена эффективность и в

работе с жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия

– как с детьми, так и взрослыми.

● Музыкальный терапевт, начиная уже с университетской практики,

проводит в государственных учреждениях, как индивидуальные сессии, так

и групповые занятия.

● По зарубежным стандартам, музыкальный терапевт – это профессиональный музыкант, способный играть на нескольких инструментах (обычно

фортепиано и гитара) – как соло, так и в ансамбле, петь и импровизировать

в целом ряде стилей, имеющий знания в области теории музыки, гармонии,

истории музыки. Приобретая профессию музыкального терапевта, он получает теоретические и практические знания относительно нормального состояния и различных отклонений в человеческом развитии, а также в области их диагностики и лечения. Студенты также занимаются научно-исследовательской деятельностью и практикуют как психологи в области

музыкальной терапии

.Предлагается три основных пути развития карьеры: клиницист (консультант), администратор (работа с персоналом) и педагог (преподаватель

университета, колледжа).

● Клиницист может работать как в частных, так и в государственных

учреждениях, включая больницы, школы, клиники, социальные центры, родильные дома, приюты и пр. Многие из них организуют свои частные

агентства. Музыкальный терапевт, работающий как консультант, обеспечивает диагностику и лечение своей клиентуры и разрабатывает программы

и методики для других учреждений здравоохранения.

● Администратор или супервизор наблюдает за другими и работает с

персоналом в различных агентствах. Он имеет ряд обязанностей, которые

включают в себя разработку и реализацию методов по поддержанию психологического здоровья штата.

● Преподаватель музыкальной терапии занимается обучением в стенах учебного заведения, контролирует студентов в клиниках, ведет свою

научную деятельность и является руководителем студенческих исследованием, т.е. выполняет обычную академическую и административную работу.

Именно университетские преподаватели проводят исследования, которые

содействуют созданию базы знаний в области музыкальной терапии.

Откликаясь на уже существующий социальный запрос, востребованность данной области в России проявляется в потребности в специалистах,

а для этого необходимо создание специализированных факультетов, профессиональных организаций и ассоциаций. Подобные исследовательские

группы и организации должны разрабатывать комплексные научные программы, нормы, принципы, направления и перспективы их развития. Примером может служить система подготовки соответствующих кадров и координации их дальнейшей деятельности, которая уже создана за рубежом.

В то время, как только в США сейчас зарегистрировано уже около

3500 музыкальных терапевтов, а всего в мире этой специальности обучают

в 100 университетах и колледжах, в России профессиональных специалистов - единицы.

Перспективы музыкальной терапии видятся, прежде всего, в расширении и объединении информационного пространства. Усилия здесь должны

быть направлены на достижение должного научно-практического союза

между представителями науки и искусства. Подобный диалог представляется залогом успеха в становлении и признании музыкальной терапии как

саногенетической технологии в нашей стране, что обеспечит новые возможности осознанного применения звука как основы целого ряда методик оздоровления.

Глава 8 из книги В.А. Никамин "Музыкальная терапия, СПб, Пальмира, 2024, 160 с.

Будущее без лекарств - музыкальная терапия

1 комментарий
Понравилась публикация?
4 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Организатор Павел
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 270.5к
02.09.2024, 20:18
Брянск

Лекарства будем заедать под музыку.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

«Самый лучший в мире врач!»: Рекомендациям этого замечательного доктора я следую много лет, хоть и познакомился с ним лишь вчера

Интернет, воистину дарит настоящие и душевные встречи с людьми, которые являются не просто единомышленниками, а настоящими братьями по духу.
01:06
Поделитесь этим видео

Открой для себя магию исцеления: древние секреты, которые изменят твою жизнь!

"Забытые традиции: как древние методы оздоровления могут помочь современному человеку" - анализ древних методик оздоровления, которые могут быть полезными в современной медицине.Забытые традиции:...

Интервальное голодание

Интервальное голодание - новый, но уже популярный вид питания - интервальное голодание. Основное внимание уделяется не продуктам, а времени приема пищи.

Я люблю работать !

Издавна на Руси была традиция накануне Пасхи приводить в порядок не только свой внутренний мир , но еще и место в котором мы живем.Вот и у нас в санатории настало время для уборки территории. Место

Эх, как здорово на море! Дельфины, чурчхела, кукуруза! Наверное....:-) Видео смотрим до конца!!! Летний отдых детей.

Лето - самое долгожданное время года для всех, особенно для детей, которые ждут каникул и возможности отдохнуть от школьной рутины. Летний отдых - это не только время, проведенное на пляже или в лесу,...
00:09
Поделитесь этим видео

ТОП 10 удивительных фактов о воде

Вода, либо как мы привыкли со школьной скамьи, - H2O, является незаменимым и ограниченным ресурсом на нашем земном шарике.Без этого вещества невозможно представить