Военно-морская мощь США снижается. США были самой сильной военной державой в мире.

Может быть лет 15, 20 назад США были самой сильной военной державой в мире. Фактически, во всем мире не было противника, который мог бы сравниться - по крайней мере, в области ведения классической войны - с мощью американского оружия. Эта истина была особенно верна на морях.
Военно-морская мощь касалась флотов, то есть продуктов и творений индустриального общества и соответственно развитой технологической базы. В Соединенных Штатах было и то и другое. Результатом стало абсолютное господство их военно-морского флота в Мировом океане. То, что осталось от мощного советского флота, ржавело на якорных стоянках, погибало в авариях, теряло экипажи, навыки и возможности. Другие военно-морские силы находились на расстоянии светового года.
Но господство - дело дорогое. Более того, когда нет конкурентов, стоимость поддержания господства становится абсурдно болезненной. Рационализация системы привела, еще до сокращения числа кораблей, к сокращению судостроительной промышленности, которая их создавала. За пятнадцать-двадцать лет до того, как корабли стали лишними, не было ни необходимости, ни давления, чтобы строить больше. таким образом, верфи США сократились, а существующие верфи увидели, что заказы на новые корабли сведены к минимуму. В конечном итоге многие тогда считали, что история закончилась. Поэтому флоты не были нужны: береговая охрана и литоральные боевые корабли (LCS) прибыли и оказались лишними.
За военно-морскую мощь приходится платить.
В течение нескольких лет число американских верфей, обслуживающих военные заказы, сократилось до четырех. А их рабочая сила сократилась с 62 000 до 21 000 человек. Старые промышленные объекты были заброшены и переданы муниципалитетам или благотворительным организациям. Другие стали парками, третьи - больницами, четвертые - учебными заведениями. Тем временем срок поставки нового авианосца превысил десятилетие. Это не было проблемой. Пока не было угрозы, все могло идти в бешеном темпе. Но когда темп пришлось изменить, на первый план вышло множество проблем.
Первое, что было выявлено, - это необходимость в новой государственной верфи. Это не то, что можно создать с нуля. Преобразование верфи для крупных торговых судов в военный аналог было бы хорошим решением, если бы, конечно, такие предприятия существовали в США. Но давно прошли те времена, когда торговые суда - в том числе и американские - строились в Китае, Корее и Японии. Так что такого решения не существует.
Строительство новой верфи с нуля - дело дорогостоящее. Кроме того, оно требует предварительного методичного изучения географического положения, климатических условий - вне зоны ураганов, - адекватности энергетической и транспортной инфраструктуры и, прежде всего, наличия поблизости рабочей силы. Последняя должна быть правильно стратифицирована. Необходимо значительное количество квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Строительство военного корабля - чрезвычайно сложная задача. И если отечественных кадров не хватает, необходимо привлекать мастеров и рабочих из-за рубежа.
Упадок морской промышленности.
За судостроительным заводом стоят отрасли, промышленные комплексы, необходимые для обеспечения необходимыми материалами для строительства кораблей. И, конечно, сырье для обеспечения этих производств. Мы не говорим здесь о высокотехнологичных отраслях - полупроводниковой промышленности, например. Они идут в последнюю очередь. Корабли строятся из стали, а не из полупроводников. В 2023 году США произвели 80 миллионов тонн стали. Столько же, сколько Китай произвел только в июле 2024 года - месяц, который даже считается "плохим" в этой сфере! Сможете ли вы построить флоты, доминирующие в океанах, импортируя сталь у своего потенциального противника?
Кадровая проблема - самая острая из всех остальных. Сокращение судостроительной промышленности в США привело к тому, что количество работников в этом секторе сократилось до минимума. А замена американских офицеров и матросов в том, что осталось от торгового флота США, сильно затрудняет комплектование кораблей, даже если будет найдено решение проблемы судостроения. Поскольку количество кораблей, имеющихся в распоряжении военно-морского флота, остается неизменным или уменьшается, в то время как обязательства множатся во вселенских масштабах, экипажи вынуждены проводить в море многие недели и даже месяцы.
В случае с авианосцами этот период может достигать трех - пяти месяцев. Очевидно, что нагрузка на личный состав сказывается на наборе. Профессиональные вооруженные силы США больше не являются выбором для наиболее одаренных юношей и девушек. Каждый выпускник крупного колледжа находит лучшую работу в частном секторе. Это означает, что и кораблей, и персонала не хватает, а их качество ухудшается. На современных сверхтехнологичных судах ни одно, ни другое не способствует достижению необходимых характеристик.
"Шок и трепет"
Соединенные Штаты с ужасом обнаружили, что внушительной демонстрации силы и эффектных, возможно, катастрофических первых ударов ("шок и трепет" войны в Ираке) недостаточно для победы в войне. Длительность конфликтов в Украине и Газе вновь актуализировала тему затяжных войн на истощение, где победа или поражение определяются выносливостью участвующих сторон. Выносливость ментальная, но и материальная, "расходная" - сколько материальных ресурсов, снарядов, ракет, дорог, танков, брони может потратить одна и другая сторона. Но чтобы тратить, нужно производить.
Страны, не способные производить необходимое, либо станут гетерофобными, либо будут контролироваться своими производительными союзниками, либо будут вынуждены выбрать другие формы войны на истощение: ХАМАС в Газе не производит, у него просто есть люди и материальная инфраструктура для уничтожения. Чтобы уничтожить "столицу" ХАМАСа, Израиль вынужден использовать множество разрушительного оружия. Он также не производит необходимого для этого оружия и поэтому зависит от доброй воли США.
Волшебных решений для таких проблем не существует. Часть американских "мозговых центров" предпочитает о них не думать. Надежда на то, что Китай развалится "изнутри", появляется и исчезает, как объявление о втором пришествии! За пределами ожиданий, по существу, мало что можно сделать. Одним из предлагаемых решений является мобилизация союзников, унификация и стандартизация их производственного потенциала. Именно отсюда проистекает навязчивое желание как можно шире распространить F-35. Поиск "волшебного оружия" занимал нас и в прошлом. Сдвиг в сторону более дешевых систем вооружений теперь заметен в - не очень крутом - выборе американских лиц, принимающих решения.
Вера в крупные "оперативные группы", объединенные вокруг большого авианосца, уменьшилась. Построить крупные авианосцы в необходимом количестве уже невозможно. Идея приобретения малых авианосцев, основанная на качествах F-35C, набирает обороты. Таким образом, боевые корабли-амфибии с подходящей палубой становятся боевыми платформами с авиационными качествами. Корабли союзников с подобными характеристиками становятся востребованными, и ВМС США спешат пройти совместную подготовку с ними.
Мы бы предпочли не упоминать об этом, но случай с турецким судном Anadolu - и объявление о втором корабле с аналогичными качествами - типичен. Ирония, с которой к его строительству отнеслись греческие сайты с неправдоподобным легкомыслием, требует некоторой самокритики за дезинформацию. Anadolu - это именно то, что нужно ВМС США. А способность Турции предоставить его обеспечивает ей мощный дипломатический капитал.
Кому-то интересно, что в ходе совместных турецко - американских военно-морских учений в Восточном Средиземноморье основное внимание уделяется возможностям "Анадолу"? Но греческое лобби - или некий филэллинский политик из США - помешает поставке F-35 в Турцию, говорят в слишком теплых Афинах. Интересно, это из-за жары правители кажутся недостойными самого элементарного стратегического - или просто логического - анализа?
Аргаритис Георгиос
Комментарий:
Dimitris
Такие анализы уважаемый господин Маргаритис я не думаю что ошибаюсь нужно делать в соответствующих центрах принятия решений, они есть как мозговой центр ELIAMEP.
По материалам зарубежной прессы.
Спасибо что до читали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.