Последний шедевр Ролана Быкова.
Прошло 40 лет, как на экраны советских кинотеатров была допущена драма "Чучело", ставшая первым в этом жанре для знаменитого актера, общественного деятеля, педагога и режиссера Ролана Антоновича Быкова, одного из самых заметных мастеров кино для юношества. Ведь ранее, он завоевал популярность у зрителей, выпуская комедии с элементами гротеска и сатиры, что не нравились, чиновникам кинокомитета при министерстве культуры, из-за непрозрачных намеков. Однако, картины приносили прибыль, поэтому приходилось мириться до запуска мэтра с новым фильмом. Вот тут уже изобретательность аппаратчиков включалась на полную мощь: резали сценарий, не утверждали актеров на роли, не желали выделять хорошую пленку, запрещали трюки, ограничивали время съемок в павильоне и т.д. "Чучело" стала картиной резонансной и никого не оставила равнодушным. Впервые в широком прокате она прошла 14 сентября 1984 года. Ее противники с яростью бросились обвинять съемочную группу во множестве преднамеренных грехов: клевета на советскую систему образования, очернение пионерии, гипертрофия подростковой жестокости. Как будто, консерваторы, облеченные властью, чувствовали нутром, что скоро закончится брежневская эпоха (10 марта 1985 года умрет генеральный секретарь КПСС Константин Черненко), когда все, существовавшие недостатки в обществе было принято замалчивать, или, хотя бы, не выпячивать и не заострять на этом повышенное внимание. Ранее не случалось, чтобы режиссеру выдвигали требование предстать перед активом ветеранских учительских организаций и дать отчет о том, где он насобирал такой материал для фильма. Ни к Ростоцкому после премьеры "Доживем до понедельника", ни к Меньшову - "Розыгрыш", при определенном недовольстве, ультиматумов не выставляли. А к фильмам Динары Асановой, где неоднократно поднимались проблемные вопросы о происходящем в молодежной среде, относились специфически: мол, это авторское кино, что было при СССР, ругательством. Уроженке Киргизии разрешалось "выпадать" из стройных рядов строителей советского реализма. Ролану Антоновичу, как человеку слова, обещавшему писателю Владимиру Железникову, что весь негатив возьмет на себя и никому не позволит раздувать еще один конфликт по "проработке" автора повести, дорого стоило такое поведение недоброжелателей. И хотя, это был не первый случай "вернуть заблудшего" к "правильному" пониманию действительности, Быков осознал, как сердце, вновь шалит, ведь к 1985 году режиссеру исполнилось 55. В последующие 5 лет он снимется в 12 чужих картинах, пока не почувствует потребность вновь приступить к режиссуре. Короткометражка для альманаха "Как дети?", оплаченная ЮНЕСКО, станет, как оказалось, последней "пробой пера". Для окончания документального фильма "Портрет неизвестного солдата" у смертельно больного мастера сил уже не осталось.
"Как дети?" - хорошая работа. Мне понравилось.