«Электронная буква» – престижная литературная премия или венец увлекательной игры в писателей?

Обложка электронной книги Анастасии Бойко "Мой маленький Лев"
Фото взято отсюда: Подробнее ➤
Написать эту статью меня подвиг вот этот пронзительный крик души в чате авторов литературных произведений, публикуемых на электронной платформе "Литрес":

Но начну всё по порядку.
Прошло около месяца с того дня, как я зарегистрировался на сайте авторов "Литрес: Самиздат", чтобы опубликовать свой роман, основой для которого послужили мои статьи здесь:
"Литрес" - это издательский сервис, который предлагает всем желающим авторам издавать свои литературные произведения совершенно бесплатно как в электронном виде, так и в виде аудиокниги, и продавать их, получая за каждый экземпляр авторский гонорар (роялти) в 25% и выше от заявленной ими стоимости книги. В общем, нужное и полезное дело, поскольку издать свою книгу в бумажном виде начинающему, никому не известному, писателю чрезвычайно трудно.
Кроме того, на этом ресурсе проводится много различных литературных конкурсов с хорошими призами победителям. И самый главный и престижный среди них - ежегодный конкурс среди авторов и чтецов "Электронная буква".
Вот о нём и пойдёт речь.
В этом году на конкурс, с главными премиями в 300 000 рублей и премиями поменьше в спецноминациях, с 25 апреля по 12 августа принимались все опубликованные на платформе Литрес произведения, отвечающие не очень строгим требованиям.
Длинный список (лонг-лист) был оглашён 6 сентября, о чём сообщило издание Дни.ру:
И вот тут начали происходить странные события, которые взбудоражили всё писательско-чтецкое сообщество, представленное на этом ресурсе.
Оказалось, что очень многие авторы получили по электронной почте поздравления по поводу вхождения в лонг-лист, но в списке их не оказалось. Те писатели, которые сначала прочитали письмо с поздравлением, а потом не нашли себя в списке, были, мягко выражаясь, удручены.
Затем выяснилось, что три произведения из списка не соответствовали требованию к конкурсным работам, по которому не принимались на конкурс бесплатные книги.
Страсти разгорались, народ кинулся рассматривать список под лупами и микроскопами.
И тут многие заметили ещё один источник для сомнений - в одной из книг повествование велось от лица девушки о том, как четыре года назад её мама надумала продать девственность любимой 14-летней дочери дубайским толстосумам.
Разгорелся спор, соответствует ли такая постановка вопроса российскому законодательству? К тому же выяснилось, что воспоминания о продаже девственности были написаны совершенно безграмотно.
Не буду вдаваться в подробности всех этих дискуссий на протяжении нескольких дней, кому интересно, могут посмотреть вот по этим ссылкам:
В конце концов, чтобы успокоить возмущённых писателей, требовавших справедливости, организаторы приняли, казалось бы, устраивающее всех решение. Но о нём чуть позже.
Я же хочу провести беспристрастный «разбор полётов», основываясь исключительно на фактах. Как всегда, чтобы ни у кого не возникло подозрений, что я что-то выдумываю или извращаю, буду приводить соответствующие ссылки и скриншоты.
Для начала вернусь к уже упомянутому чату авторов. Сразу скажу, что считаю его наличие огромным плюсом. Можно обсуждать всё, что касается литературы и опыта каждого начинающего писателя.
Но плюс этот, к сожалению, подпорчен так называемой взаимной поддержкой. Писатели обмениваются любезностями, выставляя на читательском сайте оценки произведениям друг друга, не читая даже аннотаций. Пара минут, и готово - "прозвездил":

Я понимаю, когда это делают дети, но взрослые люди... Да к тому же, "знатоки человеческих душ".
Время от времени какой-нибудь новичок в чате задаёт наивный вопрос, и ему тут же услужливо объясняют, вводя неопытного писателя в недоумение:

И снова сыплются звёзды, как из рога изобилия. Не всегда получается «глаголом жечь сердца людей», а вот звёздами - запросто:

А потому, взирая на регулярно появляющиеся отчёты о пускании читателям пыли, вернее, звёзд, в глаза, я никак не мог отделаться от ощущения, что идёт не процесс становления писательского мастерства, а какая-то азартная игра в писателей.
И вот это ощущение ещё больше укрепилось, когда возникли вышеупомянутые проблемы в главном конкурсе года. Конкурс оказался как бы венцом всей этой игры, если учесть количество «косяков» в его организации.
«Косяки» эти начинают бросаться в глаза сразу же, с «Положения о конкурсе»:
https://ebukva.litres.ru/terms-2024
Как вам такое определение: "Положение конкурса"?:

Для сравнения, такое же "положение" в "Русской премии", проходящей под эгидой Ассоциации писателей и издателей России (АСПИР):

Но давайте посмотрим, в каком же «положении» находится конкурс «ЭБ». Ага, вот прелюбопытнейшая фраза в части, касающейся приёма заявок:

Как выяснилось в ходе жарких дебатов после получения авторами "писем счастья" и выявления других нестыковок, фраза эта, по задумке организаторов, подразумевала неучастие в конкурсе произведений в жанре нон-фикшн и литературы для детей.
Ну, во-первых, а как же цель, заявленная в самом начале? – Участвуют все авторы, чьи работы соответствуют условиям приёма заявок. Чему обязана такая дискриминация наиболее, скажем так, «злободневных» жанров?
Можно же было выделить их в отдельные спецноминации, в конце-то концов, а не пытаться отсечь интересных авторов.
Кстати, в ходе дискуссии защитники организаторов, оправдывая решение экспертов о не включении в лонг-лист некоторых произведений, апеллировали именно к тому факту, что, дескать, нет в регламенте подходящей номинации.
Но главная премия года включает все жанры. В том числе и нон-фикшн, и детскую литературу. Это подтверждает и сама злополучная фраза. Одно дело, что разработчики положения хотели сказать, и совсем другое, - что написали. А написали так заумно (и запятую, или даже две, не поставили, между прочим), что можно трактовать совсем наоборот, вопреки задумке: принимаются все жанры только на русском языке, а нон-фикшн и детская литература - на любом, хоть на хинди.
Идём далее. Смотрим лонг-лист:
Тоже что-то странное сразу бросается в глаза. Авторы в списках стоят по алфавиту, но как? В алфавитном порядке по именам. Откуда взялось такое новшество? В любом серьёзном литературном конкурсе, да и вообще, в любом списке, если места не определены, то в алфавитном порядке указываются фамилии, а не имена.
Ещё один существенный «косяк» случился с конкурсом чтецов. В начавшемся переполохе выяснилось, что в лонг-листе чтецов каким-то образом оказалось аж 10 работ, которые не только не соответствовали требованиям о прохождении в этот список, но даже условиям приёма на конкурс:
Организаторы очень оригинально исправили свою оплошность, удалив из списка все десять работ, объяснив публике, почему:

И этим ещё больше подлили масла в огонь:

Защитники организаторов тут же жёстко отреагировали на критику: будете докучать, выкинем из чата!:

А теперь перейдём к самому интересному - к работе экспертной группы. К творческому, так сказать, процессу.
Тут самым большим и сочным яблоком раздора явился роман (или повесть) "Мама берёт налом":

Обложка электронной книги Юлианы Брит "Мама берёт налом".
Фото взято отсюда: Подробнее ➤
Отвечая на выпады оппонентов, эксперты заявили, что это произведение - социальная драма, и в нём нет порнографии:

И это все аргументы. С этими аргументами я полностью согласен. И этому моему мнению есть простое объяснение. Если предположить, что после этой статьи с каждой противоборствующей стороны найдётся много желающих откопать компромат на меня, то сразу облегчу им задачу.
Около 30 лет назад написал я один весёлый роман, основой для которого послужила знаменитая фраза "в СССР секса нет". Так вот, в нём столько всего такого, соответствующего этой основе, что даже не самый ретивый поборник морали может попытаться упечь меня в тюрьму за пропаганду всего низменного до конца оставшихся мне на этом свете дней.
Но вернёмся к маме с её 14-летней дочкой. Оказалось, что нашёлся человек, который прочитал эту драму до конца:

Я верю этой читательнице. Её эмоции указывают на то, что в основу романа положена реальная история. Так описать события, что они вызвали у человека слёзы, мог только автор, сам переживший весь описываемый кошмар. Считаю это произведение достойным высокой оценки. Но при одном условии, обязательном для конкурсов такого ранга – грамотный русский язык. Чего в романе нет:

Кто-то из критиков подчеркнул ошибки
Пару слов об экспертах, отбиравших произведения в лонг-лист:

В данном случае эксперты пошли на поводу у эмоций. Некоторые из экспертов не очень опытные, но есть и такие, которые знают, как производится отбор достойных произведений.
Юлия Селиванова – координатор экспертной группы. Книжный редактор, переводчик, писатель, лауреат премии Тома Стоппарда, руководитель отдела современной российской прозы издательства «Эксмо»:

Татьяна Пономаренко – автор, редактор, копирайтер, переводчик. По образованию — переводчик художественной литературы:

https://kwork.ru/user/tani_kattani
Игорь Менщиков – автор, редактор, рецензент, литературный скаут и коуч:

И получается, что своей, скажем так, мягкостью, они поставили под удар свой собственный престиж. Ведь, если по-серьёзному, даже если работа очень понравилась, то следовало вернуть её на доработку автору, а не принимать на конкурс, ещё на этапе приёма заявок. У автора до окончания срока подачи заявок было достаточно времени и на корректуру, и на редактуру.
Однако же, этот косноязычный поток сознания был включён в лонг-лист, а эксперты ещё больше опростоволосились, бросившись защищать свой явный «косяк», сославшись всего лишь на то, что это социальная драма без порнографии, и стыдливо умолчав, что эта драма написана совершенно безграмотно.
Можно, конечно, предположить, что автор, описывая от лица 18-летней девушки произошедшее с ней четыре года назад, сделал намеренный акцент на том, что как раз по причине всех тех событий эта 18-летняя рассказчица не уделяла внимания изучению родного языка. Это даже усилило бы эмоциональный эффект. Но, в таком случае, нужно было бы это указать в аннотации, или где-то между строк в тексте. А раз этого не было сделано, то вина за безграмотность одной из работ, прошедших в лонг-лист, полностью лежит на экспертах.
Хотя, что-то мне подсказывает, что это могла быть вовсе не оплошность, а холодный расчёт. Ведь даже читательница, поставившая «Маме…» четвёрку, обмолвилась о том, что прочитала книгу, потому что она наделала много шума из-за попадания в лонг-лист.
Так что, вполне возможно, что книга уже откорректирована, отредактирована, и в этом, либо в начале следующего года, выйдет в издательстве «Эксмо», и будет иметь ошеломляющий успех. И я тут ей ещё добавляю пиара.
Ну, и раз уж разговор зашёл о расчёте, затрону ещё одну тему. Разбираясь в перипетиях этого события, я заметил одну странную закономерность, снова отсылающую к игре в писатели.
Заходим, к примеру, на страницу книги «Мама берёт налом», и видим, что количество звёзд там 1,9:

Заглядываем в поисковик на Яндексе:

О, смотрите, оказывается, уже 4,6.
Возвращаемся на сайт, снова 1,9. Чудеса да и только!
Давайте посмотрим другую книгу. Вот эту, например:

Великолепно, 43 круглых пятёрки!
А что там в поисковике?:

Хм, почему-то всё те же 4,6 звезды.
А тут ещё и в чате кто-то решил вынести сор из избы, как он сам выразился:


И оказалось, что сбои в статистике при отражении покупок книг случаются, и каждый раз почему-то в сторону уменьшения:



Ну а теперь, наконец, вернусь к тому, с чего начал эту статью.
На конкурс была заявлена вот эта замечательная во всех отношениях книга:


Вот один из отзывов об этой книге:

Но книга эта в лонг-лист конкурса не вошла.
Что там заявили организаторы конкурса по поводу его цели? Поддержка начинающих авторов? Ну да, цель очень благородная. Да только вот на деле получилось всё наоборот.
На телефоне неудобно читать скриншот, который я привёл вначале, поэтому приведу его содержание прямым текстом.
Анастасия:
«Всем доброго времени суток. Читала я чат, читала, даже устала. Тоже хотелось бы выразить своё мнение по поводу всей ситуации с книгой про маму и дочь (совсем немного). Я про письма говорить ничего не стану, тем более, извинения мы все получили.
Я опубликовала свою первую книгу (возможно, последнюю, так как становиться писателем цели не имела) в аккурат к окончанию приёма заявок на конкурс. И знаете, хочу сказать, я так переживала по поводу опечаток и ошибок, хотя всё-всё старалась проверить. И если бы у меня оставалось время ещё немного «отточить» текст, я бы это обязательно сделала. Но книгу я отправила на модерацию 9го августа, а 11го числа её только опубликовали на площадке. Поэтому всё получилось слишком быстро и неожиданно для меня.
Жанр моей книги, как я уже успела понять, вообще редко можно встретить на просторах литературных сайтов. Автобиография, мемуары. Я написала про своего сына с расстройством аутистического спектра. И ведь тоже тема душещипательная, актуальная (я бы даже так сказала). Но кому это всё надо, когда есть темы провокационные, спорные для публикации. Моя работа не попала в лонг-лист. Я не считаю её гениальной. Но сама суть: такое читать жюри не интересно, однако, книга про проституцию интерес вызвала. И самое важное, что я хотела сказать: мне безумно обидно, что я очень старалась придать своему тексту приятный вид, исключить все виды ошибок (думаю, большинство из нас именно так и отнеслись к своим работам). Но в итоге в первый этап конкурса прошла абсолютно сырая работа, с куууучей ошибок. Впечатление сложилось такое, что автору абсолютно наплевать было на то, что он представляет обзору жюри, и он даже не удосужился ни сам проверить текст хотя бы раз, ни заказать услуги редактора и корректора.
Именно это всё меня очень разочаровало. Некоторые другие работы из лонга бегло читала, понравились.»
На этом заканчиваю. Надеюсь, никого не обидел.
А что книга Анастасии Бойко « Мой маленький Лев» будет издана на бумаге, я даже не сомневаюсь. Издательством, которое не играет в писателей, а издаёт настоящую литературу. И кто знает, может, даже с подачи того же «Литреса», который проведёт кропотливую работу над ошибками.
Сколько я участвовал в подобных премиях и конкурсах, так ничего не выиграл и не занял.
Потому что конкурсы - это «конкурсы» 😁
раньше была такая газета, что-то про спид, полная подобных откровений и фотографий, желтая, да еще с привкусом порно - всегда находила "горячий отклик" в сердцах простых людей, как теперь у нас здесь любая статья со словом путин, тоже древнейшая профессия своего рода - выровнялся, так сказать, по популярности... или про наболевшее -про знакомства, или совместная жизнь, или, почему женщины побеждают и матриархат наступает... потому что астрологи сказали, что наступила эпоха матриархата, кстати астрологов тоже больше по женской линии...
"СПИД-ИНФО"
Может быть, я ошибаюсь, но очень похоже, что это к литературе не имеет никакого отношения, а служит фабрикой для отмывания денег и/или через подобные конкурсы осуществляется финансирование определённых операций (в том числе пропаганда педофилии). Я, безусловно, могу с гордостью сказать про себя: чукча не читатель - чукча писатель, но даже понравившийся Вам автор, своим добрым временем суток, заставляет меня читать Ваши статьи, а не её произведения.
Это технологии сетевого маркетинга - любая вещь может стать востребованной при создании зависимости
Вероятно, Вы правы, но я вижу (как у Честертона): умный человек прячет дерево в лесу.Если денюжки нельзя напрямую переслать, придумайте схему (как в "Брильянтовой руке"). Хотите собирать информацию - создайте пару (якобы) патриотических каналов, и умные люди поделятся своими мыслями и знаниями. Хотите отмыть деньги, сетевой маркетинг тоже прекрасная схема.
Кстати..,,ЛитРес,, ещё и привлекает ИП к своей работе.Мне уже лет семь назад предлагали опубликовать свои стихи в ,,Золотой книге,, но надо было естественно за это заплатить и через ИП.Даже квитанцию прислали.
Бизнес. Мне, в своё время, "легурялно" присылали счета на оплату за награждения орденами. Тысяч сто-сто пятьдесят и госнаграда. Правда, это была обыкновенная туфта. Сейчас жалею, что все эти глянцевые письма с картинками в помойку выкидывал, можно было бы описать...
До чего только не додуматься чтоб прибыль получить.
Видимо везде все на коммерческой основе.,,Литрес,, коммерческое издательство.Поэтому подумали что книга ,,Мой маленький Лев,, интереса у читателей не вызовет, а вышло наоборот.
Серж, значит, у Вас всё впереди😊
😀