Воронина Анастасия Александровна
Воронина А.А. Подписчиков: 103
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 323.3к

Новая юридическая консультация для разработчиков компьютерных видеоигр, программного обеспечения для компьютерных видеоигр

1 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,08 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Ассоциация юристов "Бизнес + право"

Кому будет полезна информация:

- разработчикам компьютерных видеоигр, программного обеспечения для компьютерных видеоигр.

Проблема

Клиентом – компанией, занимающейся созданием компьютерных видеоигр (далее – разработчик видеоигр), - была создана видеоигра на базе разработанного сотрудниками разработчика видеоигр программного обеспечения (далее – ПО). ПО предназначено для проведения командных игр в жанре «шутер» в закрытых помещениях и на открытых площадках с возможностями: одновременной игры от 1 до 10 человек, совместно или друг против друга, по локальному или интернет соединению, через wi-fi, выбора одного из представленных вариантов оружия, выбора разных карт для игры в одном помещении, выбора разных режимов игры - «непрерывный» режим и режим «по раундам», выбора времени игрового сеанса от 10 до 20 минут, выбора одной из двух игровых команд, запуска и управления игровым сеансом с планшетного компьютера или телефона на базе ОС Android, подсчета игровых очков за результат. Видеоигра на основе ПО может осуществляться с использованием шлема виртуальной реальности или без него. ПО было зарегистрировано в реестре ПО Роспатента. Видеоигра была выпущена в реализацию через онлайн-сервис цифрового распространения компьютерных игр. Впоследствии разработчику видеоигр стало известно, что ПО было использовано при реализации интерактивного проекта – игровой арены с использованием технологий виртуальной реальности, - получившем широкое распространение в развлекательно-игровых центрах Москвы. Проект представляет собой высокотехнологическую командную игру, происходящую в реальном времени в виртуальном пространстве (локациях) игры. Суть игры состоит в поражении игроков-противников в виртуальной среде. Игра осуществляется в шлемах виртуальной реальности. Областью реализации проекта является коммерческая развлекательная сфера. Игровые арены размещаются в торгово-развлекательных, развлекательных, детских центрах, в просторных помещениях подходящей площади и конфигурации. Шлемы виртуальной реальности распознают собственное местоположение и передают информацию в ПО. ПО локализует местоположение виртуального персонажа в виртуальной локации. Пользователи делятся на команды и играют в виртуальные битвы, используя контроллеры шлемов. Функциональные возможности ПО: ПО запускается в шлемах виртуальной реальности, функционирующих на базе ОС Android, среда разработки - Unity 3D. функции - мультипользовательское взаимодействие игроков арены, игровой процесс, смоделированный в виртуальной реальности, повторяющий реальное взаимодействие, выбор виртуального оружия, виртуальных локаций (сцен) для игры, управление игрой при помощи планшетного компьютера (для администратора арены) на базе ОС Android.

Разработчиком видеоигр была направлена претензия создателю интерактивного проекта а) о том, что программное обеспечение, на базе которого создан интерактивный проект, является результатом переработки исходного кода ПО, созданного разработчиком видеоигр, соответственно, использование программного обеспечения при создании интерактивного проекта является нарушением исключительных прав разработчика видеоигр на ПО путем переработки, модификации, воспроизведения ПО без согласия правообладателя – разработчика видеоигр; b) о прекращении нарушения исключительных прав разработчика видеоигр на ПО путем прекращения использования программного обеспечения, являющегося результатом переработки, модификации ПО разработчика видеоигр; с) выплате компенсации за нарушение исключительных прав разработчика видеоигр на ПО. В ответе на претензию создатель интерактивного проекта сообщил, что программное обеспечение, на базе которого создан интерактивный проект, было создано по заказу создателя интерактивного проекта компанией, занимающейся разработкой программного обеспечения (далее – разработчик ПО), на основании договора на разработку ПО, права на программное обеспечение были зарегистрированы разработчиком ПО в реестре Роспатента и переданы создателю интерактивного проекта на основании лицензионного договора, соответственно, использование программного обеспечения при создании и реализации интерактивного проекта осуществляется на законных основаниях, нарушение исключительных прав разработчика видеоигр на ПО отсутствует.

Риски

- убытки разработчика видеоигр вследствие вероятного снижения коммерческой популярности видеоигры;

- репутационные риски: отождествление пользователями видеоигры с интерактивным проектом как продуктов, принадлежащих одному разработчику;

- судебные расходы в случае неурегулирования спорной ситуации в досудебном порядке.

Варианты решения

Разработчику видеоигры следует обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением к создателю интерактивного проекта о прекращении нарушения исключительных прав разработчика видеоигр на ПО путем прекращения использования программного обеспечения, являющегося результатом переработки, модификации ПО разработчика видеоигр, взыскании с создателя интерактивного проекта компенсации за нарушение исключительных прав разработчика видеоигр на ПО.

Исковое заявление следует обосновать следующими доводами.

Программное обеспечение, на базе которого создан интерактивный проект, является результатом переработки исходного кода ПО, созданного разработчиком видеоигр, по программному коду и функциональным характеристикам совпадает с ПО, созданным разработчиком видеоигр. Исключительные права на ПО принадлежат разработчику видеоигр на основании договоров с сотрудниками – авторами ПО. Разработчиком видеоигр исключительные права на использование ПО, в том числе, посредством его переработки и модификации не предоставлялись создателю интерактивного проекта. Факт регистрации разработчиком ПО программного обеспечения, на базе которого создан интерактивный проект, не свидетельствует о том, что лицо зарегистрировавшее право на программное обеспечение (разработчик ПО), является правообладателем этого программного обеспечения, т.к. регистрация осуществляется в заявительном порядке без проведения регистрирующим органом проверок с целью выявления авторства ПО.

В соответствии с п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ программы для ЭВМ относятся к объектам авторского права, им предоставляется правовая охрана как произведениям литературы. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе, на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (ст. 1261 Гражданского кодекса РФ ). Государственную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных может осуществить правообладатель (ст. 1262 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с п. 1 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, другими законами.

В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 1273 Гражданского кодекса РФ воспроизведение программных продуктов без согласия автора или иного правообладателя не допускается.

Одним из способов использования произведения, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, переработка произведения (подпункт 9 п. 2 ст. 1270 Гражданского Кодекса РФ). При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения.

В соответствии со ст. 1270 Гражданского кодекса РФ модификация является особым видом переработки программного обеспечения, любое его изменение, в том числе, перевод такой программы с одного языка на другой. В силу специфики программ Показателем наличия творческого вклада и внесения изменений при переработке ПО являются не новизна и оригинальность, как в отношении других объектов авторских прав, а наличие функциональных изменений (добавление новых функций или улучшение существующих функций ПО), возникших вследствие переработки исходного кода ПО. Для установления того, что новая программа является переработкой исходной, должно быть доказано использование кода исходной программы. При этом с точки зрения правовой охраны изменением программы для ЭВМ признаются как изменения исходного кода, так и изменения исполняемого/объектного кода.

Для подтверждения факта переработки, модификации ПО, созданного разработчиком видеоигр, при создании программного обеспечения, на базе которого реализован интерактивный проект, необходимо заявить ходатайство о проведении сравнительной компьютерно-технической экспертизы ПО, созданного разработчиком видеоигр, и программного обеспечения, на базе которого реализован интерактивный проект. Перед экспертом следует поставить следующие вопросы: каковы даты начала разработки представленных на исследование ПО; имеются ли в представленных для исследования ПО общие блоки (элементы) программного текста (кода) и в каком объеме; установить процентное соотношение совпадений блоков (элементов) программного текста (кода) в представленных для исследования ПО; можно сделать вывод о том, что программное обеспечение, на базе которого реализован интерактивный проект, является результатом переработки, модификации ПО, созданного разработчиком видеоигр.

Также необходимо i) заявить ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, разработчика программного обеспечения, на базе которого реализован интерактивный проект; ii) заявить ходатайство об истребовании у разработчика программного обеспечения, на базе которого реализован интерактивный проект, документов, подтверждающих разработку им программного обеспечения (текстовый код ПО, исходные коды ПО, файлы с «черновиками» написания ПО и др.).

В качестве доказательств разработчику видеоигр следует представить в материалы дела договоры с сотрудниками – авторами ПО (в том числе, служебные и технические задания сотрудникам на создание ПО и его элементов, отчеты о создании ПО и его элементов, акты о передаче ПО и прав на него и др., если такие имеются), текстовый и исходный коды ПО, файлы с «черновиками» написания ПО, скриншот сайта онлайн-сервиса цифрового распространения компьютерных игр, подтверждающий факт реализации видеоигры, функционирующей на базе ПО, созданного разработчиком видеоигр.

https://businessandlaw.ucoz.net/index/dlja_razrabotchikov_kompjuternykh_videoigr/0-36

https://businessandlaw.ucoz.net/index/part_2_dlja_razrabotchikov_kompjuternykh_videoigr/0-59

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Воронина Анастасия Александровна

Новая юридическая консультация для разработчиков программного обеспечения, компаний – обладателей исключительных прав на программное обеспечение. Part

- разработчикам программного обеспечения, компаниям – обладателям исключительных прав на программное обеспечение. Клиент – компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения (далее – разработчик ПО 1)