Как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле: обслуживание и как продлить ему жизнь?
Кондиционер в автомобиле — это не просто удобство, а важная система, требующая внимания. Многие водители, не задумываясь, включают и выключают кондиционер, не обращая внимания на его работу. В результате система может выйти из строя, и это вызывает недоумение.
▎Основные моменты
Первое, что стоит помнить: кондиционер потребляет мощность от двигателя, что может влиять на динамику автомобиля. Поэтому многие отключают его на перекрестках или при обгоне. В жару некоторые водители постоянно переключают кондиционер, что крайне нежелательно. Это подобно тому, как если бы вы часто включали и выключали холодильник — он быстро выйдет из строя. Если вы отключили кондиционер, дайте ему немного времени для остывания, чтобы масло в компрессоре и хладагент вернулись на место.
Еще одна распространенная ошибка — выключение кондиционера в пробках. На самом деле работа системы не так сильно нагружает двигатель, как может показаться. Современные автомобили имеют программы управления, которые учитывают работу кондиционера даже при остановке. В исправной машине с двигателем мощностью около 100 л.с. можно спокойно работать кондиционеру в жару в течение часа-полтора без негативных последствий.
Некоторые водители замечают, что двигатель работает стабильнее с включенным кондиционером. Это может быть связано с тем, что автомобилю нужно пройти техническое обслуживание.
▎Личные наблюдения
Если при включении кондиционера появляется неприятный запах, это признак того, что фильтр требует замены. Небольшое повышение влажности допустимо, но любой резкий запах указывает на размножение микроорганизмов. В экстренной ситуации можно обработать фильтр спиртом и высушить его на солнце.
Не направляйте холодный воздух непосредственно на лицо — это может привести к заболеваниям. Лучше направить поток воздуха вверх или в сторону от тела.
Кондиционеры обычно начинают давать сбои после 80 тыс. км пробега, особенно если за ними не ухаживать. Основная причина поломок — вибрации двигателя, из-за которых соединения теряют герметичность и фреон начинает утекать.
▎Что делать?
Не стоит паниковать — просто заедьте на сервис для заправки и обслуживания системы. Рекомендуется также промыть систему и заменить масло в компрессоре. Продувать теплообменники сжатым воздухом желательно летом в сухую погоду.
Если на трубах или теплообменниках появляются свищи, это может привести к «лязгу» работы системы. На старых автомобилях это означает дорогостоящий ремонт, а на новых — блокировку компрессора.
Признаком исправного кондиционера является выделение значительного количества водяного конденсата. Обычно эта жидкость сбрасывается через дренажную трубку под автомобилем. Если климатическая система работала в режиме охлаждения хотя бы полчаса, стоит остановиться и проверить, нет ли воды под машиной. В жаркую и сухую погоду конденсат должен течь довольно интенсивной струей. Если же воды нет, это может указывать на проблему с системой охлаждения. Однако в некоторых современных автомобилях используются безконденсатные кондиционеры, поэтому лучше сначала ознакомиться с инструкцией производителя.
Не стоит сразу включать максимальную мощность охлаждения при запуске кондиционера. Дайте компрессору поработать несколько минут на минимальной или средней мощности. Это позволит устройству прогреться, разогнать масло внутри компрессора и подготовить каналы, чтобы через некоторое время оно могло работать на полной нагрузке. Этот процесс схож с тем, как мы разогреваем двигатель автомобиля.
В любом кондиционере, особенно в системах климат-контроля, предусмотрено множество автоматических режимов работы. Хотя их эффективность может быть средней, их главное преимущество заключается в оптимизации нагрузки на компрессор, что значительно увеличивает его срок службы.