Как в СССР "заговорил "великий немой"".
После того, как братья Люмьер показали свою знаменитую короткометражку "Прибытие поезда", десятки энтузиастов вознамерились усовершенствовать их изобретение. Самыми интересными стали идеи, предложенные и реализованные в виде действующих моделей, американца Томаса Эдисона. Он же активно продвигал дать "великому немому", как именовали синематограф, голос. Но его патент в США, постепенно становящимися лидерами производства, никто не приобрел.
Европейцы, пожелавшие делать звуковое кино, сумели решить проблему за 5 лет. Уже в 1926 году вышел первый фильм. Самым удивительным было то, что у, казавшейся прогрессивной идеи, появились недоброжелатели. И было бы понятным, если бы ими являлись тапёры - музыканты, осуществлявшие сопровождение кинопоказов, Их такое изобретение лишало дополнительного заработка. Но самыми влиятельными оказались деятели искусства. Одним из ярых противников внедрения звука стал великий Чарли Чаплин, считавший, что голосовое сопровождение погубит актерскую индивидуальность.
Не выбивались из стройных рядов хулителей и советские кинодеятели. Прославившиеся в результате заграничных командировок: Григорий Александров, Всеволод Пудовкин и Сергей Эйзенштейн выступили с программным заявлением, где указывалось их нежелание участвовать во внедрении звука, который будет отвлекать зрителя от идейного восприятия картины и разрушать целостность задумки авторов. Их активно поддерживал, известный в то время, литературовед Всеволод Шкловский, понося всякого, кто посмеет противоречить мэтрам. Однако, когда и производство и прокат фильмов стали централизованным: появился госконцерн "Совкино", то уважаемым кинорежиссерам и их сторонникам пришлось дать задний ход, ибо их могли спокойно "отправить в утиль", так как считалось, что в Стране Советов незаменимых нет.
Стараниями знаменитого изобретателя и рационализатора Александра Шорина, что в 1943 году будет удостоен Сталинской премии 1 категории, в Ленинграде стали появляться установки для показа картин со звуком. Впервые это произошло в заведении общества "Знание", располагавшегося в историческом центре города, по адресу: Проспект 25 Октября дом 72, как 3 десятилетия именовался Невский, 5 октября 1929 года. Естественно, что в дальнейшем, первыми станут документальные ленты с пропагандистским уклоном. Их производством займутся легендарные Абрам Роом и Дзига Вертов. А первой полнометражной художественной картиной станет "Путевка в жизнь", вышедшая на экраны в 1931 году.