Новое о механизме развития детской близорукости
Считаю, что современное убеждение офтальмологов в том, что длина глазного яблока при детской близорукости увеличивается как реакция организма для облегчения чрезмерного напряжения цилиарной мышцы при рассматривании чего-либо вблизи - ошибочно.
На самом деле это происходит следующим образом. При напряжении круговой цилиарной мышцы (далее Ц.М.) глаза цилиарные связки, сжимающие хрусталик до уплощённого состояния, требуемого для смотрения в даль, расслабляются на заданную величину и хрусталик под действием внутренних сил его жидкой среды увеличивает свою выпуклость до требуемой оптической силы для рассматривания предметов или текста на определённом близком расстоянии. Одновременно сила реакции, равная силе сокращения Ц.М., сжимает склеру, на которую Ц.М. опирается. Под действием указанной силы реакции шар глазного яблока в целом стремится приобрести форму эллипсоида и, при этом, вытягивается назад в сторону мягких тканей. Вытягиваться вперёд ему не дают кости глазницы. Следовательно в требуемой фокусировке глаза на различные расстояния участвует на только хрусталик, как считает современная офтальмология, но и стекловидное тело, оптическая сила которого также меняется в зависимости от деформации глазного яблока. Если сильно и длительно сжимать пальцы в кулак, то через определённое время его произвольно трудно разжать. Аналогично при длительном и постоянном напряжении Ц.М., особенно при смотрении на очень близком расстоянии, это напряжение Ц.М. и увеличенная длинна глазного яблока фиксируются вначале временным спазмом соответствующих глазных мышц (спазм аккомодации), а затем необратимо постоянно. При этом увеличенная длина оптической оси глаза может значительно превышать пределы его аккомодации. Вывод: 1. Для профилактики детской близорукости детей здоровых приучать читать, писать и т.п. на расстоянии не менее 50-40 см не более 20 минут с перерывами для смотрения в даль. То же обязательно внедрить и в школах, особенно в начальных классах; Для детей непослушных и упрямых - соответствующие зрению слабые плюсовые очки для снятия нагрузки на Ц.М.; 2. У детей, предрасположенных к близорукости, те же меры и не прозевать временный спазм аккомодации, который легко снимается; 3. При развивающейся близорукости - минусовые очки до рефракции V=0.8 - 0.9 для смотрения строго только в даль и только для того, что бы чётко что-то рассмотреть, например на классной доске. В остальных случаях смотреть вокруг и вдаль без очков без напряжения зрения, при этом возможно самопроизвольное частичное или полное исчезновение спазма. Для чтения и письма с расстояния 50-30 см близорукий, как правило, может и должен обходиться без очков. Если упрямо смотрит ближе 30 см, то необходимо заставить пользоваться соответствующими слабыми плюсовыми очками для снижения нагрузки на Ц.М.
Благодарю Вас за внимание. Интересно