Вправе ли собственник жилого помещения, проживающий без регистрации по месту жительства, претендовать на субсидию по оплате КУ? Вопрос – ответ

Ко мне обратился клиент, и это обращение не связано с юридическим консультированием мною на данном сайте, с вопросом о разъяснении правомерности отказа уполномоченным органом в предоставлении субсидии по оплате коммунальных услуг.
Изучив все обстоятельства возникших спорных правоотношений, проанализировав законодательную базу по проблеме, я подготовила письменное изложение правовой позиции по вопросу, обосновав неправомерность отказа.
Хочу заметить, что ситуация не совсем однозначная.
Необходимо сразу оговориться: размещая публикацию, я даю в ней правовое обоснование собственной позиции по проблеме, то есть рассказываю, каким образом я вижу разрешение возникших спорных отношений в правовом поле.
Кто-то может не согласиться с толкованием мною правовых норм, поэтому всех несогласных милости прошу к обсуждению.
Делюсь практикой разрешения проблемы. Опять же правовую позицию по проблеме представляю в соответствии с предметом обращения в избранном мною формате «вопрос-ответ».
Хочу заметить, что при моём содействии (по представленным мною доводам и сделанным правовым выводам на основании анализа законодательных норм) вопрос удалось решить положительно во внесудебном порядке
Проблема
Обратившись ко мне с проблемой, клиент рассказала, что является собственником жилого помещения в МКД. Вселилась в данное жилое помещении сравнительно недавно, но не зарегистрирована в нём по месту жительства, при этом оплачивает коммунальные услуги.
Возник вопрос, требующий разрешения, может ли она при оплате коммунальных платежей воспользоваться субсидией на оплату жилого помещения и КУ, если не зарегистрирована в жилом помещении по месту жительства. При обращении в МФЦ специалистом было разъяснено, что право требования субсидии у неё отсутствует по указанному основанию, а именно: отсутствию регистрации в жилом помещении по месту жительства.
Разрешение проблемы
Как усматривается из обращения, заявитель является собственником жилого помещения, более того, несёт расходы по оплате коммунальных услуг.
Юридически значимым обстоятельством, с которым жилищное законодательство РФ связывает право гражданина на субсидию, является проживание гражданина в жилом помещении, в которое гражданин вселён в установленном законом порядке, и в отношении которого он несет расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Наличие регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении не является определяющим условием для реализации его права на субсидию.
Посчитав отказ необоснованным, я представила обратившемуся ко мне за консультацией лицу письменное заключение по проблеме, где представила доводы о неправомерности отказа, а именно:
В соответствии с Перечнем документов (пункт 4), необходимых для предоставления субсидии, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (ред. от 22.06.2024) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг») (далее - Постановление № 761) с заявлением о предоставлении субсидии заявитель обязан представить документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором заявитель зарегистрирован по месту жительства.
На данный Перечень ссылались работники МФЦ в случае обращения заявителя с заявлением о выплате субсидии.
Вместе с тем, документ о регистрации заявителя по месту жительства не является документом, подтверждающим правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением.
Я неоднократно в публикациях обращала внимание на это, что само по себе отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием ограничения прав и свобод гражданина РФ (ст. 3 Закона РФ от 25.06. 1993 № 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в п.4.1 Постановления КС РФ от 27.05.2024 № 25-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1152 и пункта 2 статьи 1153 ГК РФ»).
Субсидии предоставляются гражданам РФ, и, если это предусмотрено международными договорами РФ, также иностранным гражданам (п. 1 Постановления № 761).
Важно!
Собственники жилых помещений отнесены к кругу лиц, которые имеют право на данные субсидии (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (ред. от 22.06.2024) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).
В качестве первостепенного основания предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг законодатель называет:а) наличие у заявителя расходов, превышающих величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;б) отсутствие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, п.2, 6 Постановления № 761).
Как таковых снований для отказа в предоставлении субсидии законодательство РФ в сфере жилищных правоотношений не содержит.
Следует обратить внимание!
Пунктом 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возложена на собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Основанием пользования гражданином жилым помещением является возникшее у него право собственности на жилое помещение, точнее будет сказать - собственник жилого помещения приобретает самостоятельное право пользования жилым помещением, независимо от постановки на регистрационный учёт в нём.
Т.о., по смыслу вышеуказанных правовых норм обязанность собственника жилого помещения в МКД по оплате коммунальных услуг не ставится в зависимость от наличия у него регистрации в жилом помещении по месту жительства.
Поскольку у собственника жилого помещения в МКД независимо от обстоятельства регистрации в жилом помещении по месту жительства в силу закона возникает обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и данная обязанность исполняется собственником в полной мере, он вправе претендовать на предоставление ему субсидии.
Источник фото: unsplash.com
Предполагаю, когда у собственника есть, допустим, две квартиры, в одной из которых зарегистрирована вся его семья, а в другой без регистрации живут отдельно его взрослые дочь или сын, то претендовать на субсидии для обеих квартир он не вправе даже, если он вовремя оплачивает все коммунальные услуги.
Большое спасибо, полезная информация!!!
С уважением
Спасибо, Ирина Петровна! Как всегда, грамотно и понятно.
Отличная публикация!
Необходимо сразу оговориться, размещая публикацию, я даю в ней правовое обоснование собственной позиции по проблеме, то есть рассказываю, каким образом я вижу разрешение возникших спорных отношений в правовом поле.
Вы молодец, ясно и правильно все поясняете