Эффект ореола: влияние когнетивного искажения на повседневную жизнь
Эффект ореола, также известный как "эффект гало", возникает, когда человек составляет поверхностное суждение о других людях, явлениях или объектах на основе первого впечатления или какой-либо яркой черты внешности или характера.
Этот когнитивный феномен был впервые описан Э. Л. Торндайком более ста лет назад, в 1920 году. В ходе эксперимента Торндайк предложил офицерам оценить своих солдат по трём критериям: интеллекту, лидерским качествам и физической подготовке.
В результате исследования выяснилось, что солдаты с привлекательной внешностью получали более высокие оценки, чем их менее привлекательные сослуживцы.
Эффект ореола изучался и другими исследователями, и, как вы можете догадаться, не только в контексте военной сферы. Например, М. Г. Эфран, американский психолог, обнаружил, что в суде присяжные чаще оправдывают привлекательных обвиняемых, в то время как подсудимые с непривлекательной или отталкивающей внешностью чаще получают обвинительные приговоры.
Даже в высших учебных заведениях студенты, которые строго одеваются и носят классические причёски, имеют больше шансов получить высокую оценку, чем их однокурсники с цветными волосами, пирсингом и татуировками.
Нобелевский лауреат Даниэль Канеман объясняет эффект ореола наличием у человека двух систем мышления. Если вы ещё не читали его знаменитую книгу "Думай медленно… решай быстро", то я настоятельно рекомендую это сделать.
В одном из российских университетов провели эксперимент. Студентам были предложены тексты на тему экономической теории, в которых были допущены некоторые ошибки и нарушения причинно-следственных связей, но не слишком очевидные. Половине участников эксперимента сообщили, что автором текстов является девушка-аспирант. В верхней части страницы с текстом было размещено изображение этого вымышленного автора — привлекательной девушки модельной внешности.
Другой группе студентов были предложены те же тексты, но автором был назван молодой человек-аспирант. На фотографии этого молодого человека были очки, он выглядел серьёзно и уверенно смотрел в объектив.
Студентов попросили прочитать тексты и оценить их с профессиональной точки зрения.
Работа молодого человека получила более высокие оценки, и критики было меньше.
Психолог Обинним, доктор наук и профессор, провёл ещё одно исследование и обнаружил, что испытуемые оценивают экономическую состоятельность человека, его социальный статус и успех по его одежде и аксессуарам. Поговорка «по одёжке встречают» получила научное подтверждение. Чаще всего срабатывают социальные стереотипы, что активно используется в рекламе. Обратите внимание на то, какие актёры играют роли докторов, экспертов и стоматологов. Вы заметите, что в рекламе часто мелькают люди одного типажа.
Эффект ореола также возникает, когда человек спешит и не имеет возможности подробно оценить другого человека или объект. В некоторых ситуациях объект не играет важной роли, поэтому мозг даже не пытается его детально изучить.
Как использовать эффект ореола?
Д. Канеман утверждает, что бороться с когнитивными искажениями можно только в том случае, если человек знает о их существовании и умеет распознавать их проявления.
Критическое мышление и глубокое изучение вопроса помогут избежать ошибок. Например, не стоит оценивать инженера по тому, насколько грамотно он пишет. Знание орфографии и пунктуации никак не связано с умением разрабатывать сложные системы безопасности.
Также не стоит попадаться на уловки мошенников. Обратите внимание, что часто телефонные мошенники выбирают операторов с низкими уверенными мужскими голосами и идеальной дикцией. У таких людей больше шансов обмануть жертву.
Эффект ореола можно использовать и в своих интересах. Правильно подобранный образ и самопрезентация помогут на конференции, собеседовании или экзамене.
И, конечно, при важных знакомствах старайтесь произвести хорошее первое впечатление. Как однажды сказала Коко Шанель, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Истинность этих слов дизайнера подтверждают и психологи.
Интересная статья!
Полезная публикация, во многом пригодятся такие советы, тем более когда сегодня столько соблазнов благодаря демократичности в одежде.
спасибо за публикацию
Респект автору. Автор выбрал интересную тему для обсуждения . Специалисты описывают данный эффект как когнитивный феномен, то есть наличие у человека двух систем мышления. С этим сложно не согласиться.
Спасибо. 😊
Полезная публикация! Спасибо!
Вам спасибо.