Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Д.П. Подписчиков: 1947
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М

Первая мировая война — 110 лет трудного воссоединения русского народа

8 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,60 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Первая мировая война — 110 лет трудного воссоединения русского народа

Вступление русской армии в г. Львов в сентябре 1914 года. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки


В большевистской литературе Первую мировую войну принято было третировать как империалистическую, грабительскую и бездарную. А вот в журналистике и патриотическом дискурсе тех лет войну эту называли великой и даже отечественной. Только в наши дни, пробиваясь сквозь идеологические метастазы в массовом сознании, приходит понимание национально-освободительного характера той войны. Благодаря разрушительным петровским реформам идея национального и православного единения надолго исчезла из общественно-политического дискурса и вернулась едва ли не случайно в связи с разделами Речи Посполитой. Оттого, что осознание национальных интересов в русском по паспорту окружении нерусской по рождению и воспитанию, но стремящейся стать русской императрицы запоздало проявить себя, русская Галиция и прикарпатская Русь остались оторванными от русского народа и Российского государства.

Первая мировая война — 110 лет трудного воссоединения русского народа

Прохождение русских войск перед императором Николаем II. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки


— Вот как, приблизительно, я представляю себе результаты, которых Россия вправе ожидать от войны и без которых мой народ не понял бы тех трудов, которые я заставил его понести. Германия должна будет согласиться на исправление границ в Восточной Пруссии. Мой генеральный штаб хотел бы, чтобы это исправление достигло берегов Вислы; это кажется мне чрезмерным; я посмотрю. Познань и, быть может, часть Силезии будут необходимы для воссоздания Польши. Галиция и северная часть Буковины позволят России достигнуть своих естественных пределов — Карпат... В Малой Азии, я должен буду, заняться армянами; нельзя будет, конечно, оставить их под турецким игом. Должен ли я буду присоединить Армению? Я присоединю её только по особой просьбе армян. Если нет — я устрою для них самостоятельное правительство. Наконец, я должен буду обеспечить моей империи свободный выход через проливы (Босфор и Дарданеллы — прим. автора).
(из воспоминаний французского посла в России Мориса Палеолога о беседе с императором Николаем II 21 ноября 1914 года)

Первая мировая война — 110 лет трудного воссоединения русского народа

Президент г. Львов Рутовский вручает ключи от города генералу Роде В. П. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

3 сентября 1914 года — знаменательная дата, дата занятия русскими войсками города Львов. Города, основанного русским князем Даниилом Романовичем Галицким и названного именем его старшего сына. Знаменитый писатель Михаил Михайлович Пришвин оставил дневниковые записи о посещении Галиции и г. Львова после его освобождения русскими войсками в 1914 году.

Русские войска входили — все на улицы, будто парад, а говорят, казакам подносили яблоки и виноград, они брали охапками и цветы.

2 Октября. Второй день во Львове. Гимназист рассказывает, что всегда жил мечтой о России, потихоньку учился русскому языку, учил сам в нелегальном кружке. Не думал, что победят, потому что читал Вересаева и составил представление о русской разрухе. Прислуга спрашивала его, правда ли москали одноглазые и с хвостами. Был революционер, сжег всю русскую библиотеку (250 т.), не имел права иметь карту России. Занимается музыкой: сочинил литургию. Хотел быть филологом, теперь ему предлагают вступить в семинарию, потому что священники должны быть галичане. До 21 августа в Львове думали, что русских прогнали на 150 километров. 22-го вступили три казака и потом еще, и, наконец войска.

Рассказ М., что в П[одволочиске] были дети повешены вокруг церкви, в Жолкве расстреляны и пр. Бобринский сам освободил 75-летнюю старуху из тюрьмы и женщину с ребенком и проч.... за паломничество в Почаевскую Лавру сажали в тюрьму.
Из всего этого складывается, что действительно есть в народе Галиции какая-то вера в Россию.

Несмотря на немецкий террор, русское население Галиции (все те, кого потом обзовут украинским народом) сохранило стремление к национальному воссоединению. И это относилось не только к православным, но в большей мере и к униатам.

Я говорю не о том примитивном и естественном чувстве своего владения, с которым успели сжиться люди, пробывшие хозяевами уже около двух месяцев в Галиции. Нет, я по человечеству: мне страшно за моих друзей из русин, которых непременно австрийцы перевешают, если только снова станут жить в Галиции.

Попадалась публикация дневниковых и мемуарных отрывков спешно эвакуировавшихся из г. Львова немцев, попадалась давно, потому данных по той публикации здесь не указано. Но, что характерно, немецкие жители Львова, люди отнюдь не с социального дна, панически бегут из города как нашкодившие школьники, а точнее, как преступники, боявшиеся справедливого возмездия. В продолжение выдержки из дневника Пришвина М. М. за другие числа октября 1914 года.

Много я слышал с самого начала войны о зверствах, но, признаюсь теперь, я мало чувствовал: до меня долетали какие-то чужие чувства и самое большее, я только принимал это к сведению. Теперь, когда я попал в Галицию, совсем другое, я почувствовал и увидел в пластических образах времена инквизиции. Это не корреспонденции, это не рассказы людей, потерпевших от германского плены, это люди, потерявшие все… из-за чего?
Да, вот как это было. Австрийское войско занимает, например, какое-нибудь поле, принадлежащее русинскому священнику. Понятно, что батюшка беспокоится, идет посмотреть «як так». Приходит на место, его арестуют, находят в кармане письмо от сына с войны, в письме описывается местность. И этого довольно: священника вешают. Теперь села опустошены. Священники сплошь арестованы и отправлены в глубину страны. И вот почему в некоторых местах села переходят в православие: в Галиции народ еще более религиозен, чем в России, при таком великом несчастье потребность эта еще больше растет, обряды православия мало разнятся от униатских – и вот почему переходят.
Конечно, всех этих людей, обиженных в своих чувствах [нельзя] спасти, всех перевешают, но, пожалуй, даже не это так меня волнует. Мне жалко мечту… В Галиции есть мечта о великой чистой прекрасной России.

Мечта о великой чистой прекрасной России — это всего лишь 110 лет назад была куда большая реальность, чем пресловутый украинский народ. И это в городе Львов на так называемой Западной Украине. В том месте, что через несколько десятилетий в массовом сознании советского обывателя станет символом украинского национализма.

Гимназист, семнадцатилетний мальчик, гулял со мной по Львову и разговаривал на чистом русском языке. Он мне рассказывал о преследовании русского языка, не позволяли даже иметь карту России, перед войной он принужден был сжечь Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского. Преследовались даже слова, к завтраму он приготовит мне список слов, запрещенных для употребления гимназистами, слов русских.
— Как же вы научились русскому языку?
— Меня потихоньку учил дедушка – дедушку взяли в плен. А я учил других, и так шло. Мы действовали, как революционеры, мы были всегда революционерами.

Казённое отношение к церковным делам, распространившееся после преступной ликвидации Петром Первым русского патриаршества, создавало ненужные помехи для добровольного и осознанного. Рецидивы русофобских комплексов этого вечного политического дилетанта продолжали сказываться и через два столетия.

А вот другое… Старый семидесятилетний священник рассказывал, как он всю жизнь мечтал побывать в Киеве и достал пропуск, а в Киев его не пустили, в Киеве так и не удалось побывать.
— Кто же вас не пустил?
— Русские не пустили: тогда почему-то боялись униатских священников.
Сколько бы я мог привести таких рассказов. Холм высокого замка господствует над всем Львовом — насыпан в честь Люблинской Унии*.
* Люблинская уния 1569 года завершила объединение Польского королевства и Великого княжества Литовского в единое федеративное государство Речь Посполиту — прим. автора)

Трагедии немецких австрийских концлагерей Талергофа и Терезина в последние годы стали известны широкой публике благодаря прекращению идеологического давления коммунистов на исторический дискурс. А воссоединение русского народа затянулось более, чем на столетие благодаря выстроенным новым преградам.

Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Первая мировая война — 110 лет трудного воссоединения русского народа".

5 комментариев
Понравилась публикация?
3 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

интересная публикация

+1 / 0
картой
Ответить
27.10.2024, 04:33
Санкт-Петербург

Спасибо.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Интересно, не знала, что Львов тоже русский город 😁 !

У меня свои воспоминания: мой дядя, участник ВОВ, воевал с настоящими бандеровцами, женился на девушке из-под Львова, жили на его родине, на Алтае. Девушка, видимо, знала русский, потому что закончила пединститут и проработала всю жизнь в сельской школе учителем русского языка и литературы, но говор был своеобразный, не местный.

Помню, как приезжали оттуда в гости ее родные, мне было лет 12- 13, были у нас в гостях, по-русски практически не говорили, тетя была переводчиком.

Сейчас мои двоюродные сестры разругались со своими двоюродными по линии матери, считают их, конечно, "бандеровцами". А кем ещё они могут быть, живя всю жизнь на Львовщине !?(не знаю об их владении русским языком).

27.10.2024, 04:32
Санкт-Петербург

Служил срочную ещё в 1980-е с парнями с Львова и Львовской обл., числились украинцами, говорили по-русски чисто, но с особенными интонациями выговора. Над украинским языком искренне смеялись, рассказывая как в школе звучали детские стихи и песенки на украинском.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Надо продолжить публиковать мы совсем не знаем первую мировую. Мои прадеды прошли эту войну. Один был в австрийском плену, бежал. Много рассказывал как над ними издевались. Чудом выжил. Один из его внучатых племянников в 41 попал в Бухенвальд. Одним словом война.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Обзор: Налоговые ответы Президента, обложение презервативов, налоги в деле Долиной-Лурье

Анализ отдельных налоговых событий можно посмотреть: Ну что, все смотрели подведение итогов с Путин? Рассмотрим, что там по налогам. Сначала был вопрос от РБК, что ожидается от налоговых изменений,...

Сюрпризы для клиентов. Российские банки начали требовать подтверждение родства при переводе денег

Российские банки начали запрашивать родственную связь при переводе денег. Вот такая "интересная" новость сегодня пришла от лент информагенств. Всё это снова связывают с ярыми попытками бороться с мошенниками.

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы и намеренно препятствовал движению кареты скорой помощи. Мужчина не знал, что за скорой ехали сотрудники ГАИ. Теперь нарушителю грозит лишение прав.
01:11
Поделитесь этим видео

«Яма» Александра Куприна: разоблачение ханжества общества и роли православия в уничтожении языка любви

"Героини Ямы, представительницы древнейшей профессии", иллюстрация создана сетью Грок Роман Александра Куприна «Яма» (1909–1915) – одна из самых честных и болезненных книг русской литературы.

Весенний вайб в холодный зимний вечер...

Здравствуйте, дорогие друзья, подписчики и гости сайта "Юридическая социальная сеть 9111"! Желаю Вам удачи и хорошего предновогоднего настроения!
02:47
Поделитесь этим видео

Государственный секретарь США Марко Рубио убежден, что без прямого вовлечения США мирный процесс невозможен

Рубио готов бороться за мирные перговоры .Вашингтону небезразлична судьба обеих стран При этом понятно , что ни ООН, ни европейские страны не способны вести эффективный диалог одновременно с Москвой и Киевом.

Почему институт семьи разрушается

Сижу на кухне, напротив меня моя подруга Анна, у которой только что прошло третье заседание в суде по разводу. Она не плачет, просто крутит в руках чашку и говорит: «Ну вот, десять лет прожили,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы