Д’Артяньян и три мушкетера. Какие приключения были за кадром. Изначальная роль Михаила Боярского и кого мог сыграть Владимир Высоцкий

66 дочитываний
18 комментариев
Эта публикация уже заработала 25,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Скрин из фильма.

Фильм «Д’Арьаньян и три мушкетера» получил в СССР огромную, можно сказать ошеломляющую популярность среди советских людей. Мальчишки брали палки и воображали своих любимых героев, а девочки были просто в них влюблены. Цитаты из этой картины были на устах миллионов зрителей. А что же было за кадрами этой прекрасной картины?

История создания этого фильма берёт своё начало в 1974 году, когда в Московском театре юного зрителя была поставлена пьеса «Три мушкетёра», основанная на одноимённом романе Александра Дюма. Авторами музыки к спектаклю стал Максим Дунаевский, а сценаристами — Марк Розовский и Юрий Ряшенцев.

Постановка имела большой успех и с успехом шла на сцене в течение нескольких лет. Затем было принято решение перенести спектакль на плёнку. Однако в 1978 году одному из сотрудников Центрального телевидения пришла идея превратить спектакль в мюзикл.

Экранизацией постановки занялась Одесская киностудия.

Как рассказывал режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, его первое знакомство с творчеством Александра Дюма состоялось в подростковом возрасте, когда он, получив серьёзную травму, был вынужден долгое время провести в постели. Книги стали для него единственным источником развлечения, и когда он прочитал роман о мушкетёрах, он буквально «влюбился» в него. Неудивительно, что, став режиссёром, он решил снять фильм по этому произведению.

На роль Д'Артаньяна пробовались многие актёры, в том числе Владимир Высоцкий и Виктор Ламберг. Однако после прослушивания нескольких десятков кандидатов режиссёр остановил свой выбор на Александре Абдулове.

Когда же Боярский появился на съёмочной площадке, загримированный под Рошфора, режиссёр был ошеломлён: перед ним стоял именно тот Д’Артаньян, которого он так долго искал.

На роль Портоса был утверждён актёр Георгий Мартиросян. Однако представители «Гостелерадио» высказались против его кандидатуры. В результате было принято решение пригласить на эту роль Валентина Смирницкого.

Но возникла проблема: в то время Смирницкий находился дома с серьёзным переломом ноги. Однако, когда ему позвонили и предложили сыграть одного из главных героев фильма, актёр поспешил на Одесскую киностудию, несмотря на травму. Он прибыл в гипсе и с тростью.

Однако возникла ещё одна сложность: по книге Портос был довольно полным персонажем, а Валентин Смирницкий был довольно худым (по крайней мере, для роли Портоса). В итоге пришлось использовать специальные подкладки из поролона в костюме Портоса. Чтобы скрыть худое лицо актёра, на него надели массивный парик и шляпу.

В самом начале работы над фильмом режиссёр планировал пригласить на роль Атоса Василия Ливанова. Актёр успешно прошёл пробы, подобрал костюмы и должен был начать съёмки. Но в назначенный день он не появился на съёмочной площадке.

Позже выяснилось, что Ливанов отказался от роли Атоса, предпочтя ей роль Шерлока Холмса в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Режиссёру необходимо было в кратчайшие сроки найти нового актёра на роль Атоса. И тут его внимание привлёк Вениамин Смехов, который поразил его своей игрой в роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита» в театре на Таганке.

Вениамин Смехов с радостью согласился на предложение, но из-за своей занятости он мог присутствовать на съёмочной площадке только в выходные дни. Поэтому во многих сценах его заменял дублёр.

Чтобы скрыть отсутствие Смехова, дублёр надевал костюм Атоса и снимался либо со спины, либо с опущенной головой, чтобы его лицо было скрыто под шляпой. В одной из сцен даже можно было увидеть лицо дублёра, но никто не обратил на это внимания.

В фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» роль Арамиса, загадочного и немногословного персонажа, исполнил актёр Игорь Старыгин. На эту роль его порекомендовал сам Михаил Боярский, и Старыгин был сразу же утверждён, ведь он, по сути, играл самого себя.

Однако из-за проблем с сосудами актёр иногда забывал свои реплики, но всегда находил выход из ситуации, импровизируя на ходу.

Ещё одна проблема возникла из-за дефекта речи Игоря Старыгина, который не мешал ему в обычной жизни, но не подходил для роли мушкетёра с тонким романтическим характером. Поэтому режиссёр решил переозвучить персонажа. В итоге Арамис заговорил голосом Игоря Ясуловича, который использовал этот голос во всех фильмах о мушкетёрах, включая последний фильм 2009 года.

Подбор актёров на роли короля и королевы не вызвал затруднений, поскольку режиссёр с самого начала планировал пригласить Олега Табакова и Алису Фрейндлих.

Однако Олег Табаков видел своего героя иначе, чем задумывал режиссёр. Тем не менее, режиссёр настоял на том, чтобы актёр сыграл в соответствии с его видением роли.

Что касается Алисы Фрейндлих, то она не была знакома с образом королевы Анны Австрийской. Чтобы помочь актрисе создать образ, режиссёр провёл для неё историческую лекцию.

Трудно вообразить, что образ Миледи мог бы быть воплощён кем-то, кроме Маргариты Тереховой. Но изначально на эту роль была утверждена Елена Соловей, которая, на мой взгляд, не совсем соответствовала образу коварной Миледи.

Вдруг неожиданно выяснилось, что Елена Соловей ожидает ребёнка и не сможет принять участие в съёмках. Нужно было срочно найти замену. В итоге на эту роль пригласили Маргариту Терехову.

Образ Миледи был несколько иным, но его адаптировали под Маргариту Терехову. Например, по первоначальному замыслу Миледи не должна была стрелять из пистолета или размахивать ногами. А вот чёрный костюм Миледи Терехова придумала сама.

Однако когда актриса прочитала текст песен, которые ей предстояло исполнять, она засомневалась, что будет петь такие откровенные песни. Режиссёр заверил её, что песни изменят.

В начале работы над фильмом на роль Джона Фельтона, пуританского фанатика, был утверждён актёр Александр Трофимов. А на роль кардинала Решелье претендовал Михаил Козаков.

Однако во время репетиции сцены с участием Рошфора и Решелье актёр Борис Клюев, который играл Рошфора, предложил Трофимову попробовать себя в роли кардинала. В этот момент режиссёр понял, что нашёл идеального актёра.

Тем не менее, Михаил Козаков тоже не остался без работы. Хотя Трофимов прекрасно подходил на роль кардинала, его голос был слишком тягучим и не соответствовал характеру персонажа. Поэтому режиссёр решил, что Козаков должен озвучить кардинала Решелье.

Однако голос Трофимова всё же можно услышать в фильме. Он исполняет песню в дуэте с Алисой Фрейндлих, используя свой голос.

В фильме роль Дежюссака сыграл не просто актёр, а настоящий мастер своего дела — Владимир Болон. Он был чемпионом СССР по фехтованию и постановщиком боевых сцен. Именно он отвечал за все сцены сражений на шпагах в фильме.

Для каждого главного персонажа Владимир Болон разработал уникальный стиль боя, чтобы мушкетёры отличались не только внешне и по характеру, но и в манере сражения. Позже он даже называл Михаила Боярского своим лучшим учеником. Более того, они стали настоящими друзьями.

Владимир Болон часто ставил боевые сцены в фильмах с участием Боярского, например, в культовой картине «Гардемарины, вперёд!».

В процессе создания фильма режиссёр хотел воплотить на экране образ Констанции. Изначально он видел в этой роли Евгению Симонову, которая известна по фильмам «Афоня» и «Обыкновенное чудо». Актриса согласилась принять участие в проекте, но «Госкино» выразило категорическое несогласие с её кандидатурой.

В результате чиновники предложили режиссёру рассмотреть кандидатуру Ирины Алфёровой. Хотя режиссёр не был в восторге от этой идеи, он был вынужден согласиться с мнением чиновников. Однако его беспокоил низкий голос актрисы, и он решил переозвучить её роль. В итоге в фильме голос Констанции принадлежит Анастасии Вертинской.

В процессе создания фильма стояла невыносимая жара. Температура воздуха во время съёмок сцены осады достигла 40 градусов по Цельсию.

Из-за сильной жары Валентин Смирницкий, игравший роль Атоса, потерял сознание. Его костюм с поролоновыми вставками не пропускал воздух, и у актёра случился гипертонический криз. Была срочно вызвана скорая помощь, которая доставила его в больницу.

Игорь Старыгин, игравший Арамиса, оказался единственным актёром, который не смог освоить верховую езду. Поэтому в сценах с лошадьми его часто заменял дублёр.

Михаил Боярский рассказывал, что однажды во время грима он случайно ущипнул молодую гримершу за мягкое место. От испуга она обожгла ему часть усов. Чтобы избежать гнева режиссёра, она приклеила недостающую часть усов актёру.

Фанатки не давали покоя актёрам, преследуя их в автобусе. Девушки были так увлечены, что пытались сделать что-то приятное для своих кумиров, постоянно накрывая для них стол, в том числе с алкогольными напитками.

Кроме того, за съёмочной группой постоянно следовала машина «Волга», о чём режиссёр не знал. Как оказалось, это был ещё один сюрприз от поклонников: в багажнике автомобиля была ёмкость с вином, снабжённая краном, чтобы актёры могли расслабиться.

Режиссёр был так раздражён поведением актёров, что решил пойти на крайние меры — пригласить мать Михаила Боярского, актрису Екатерину Мелентьеву, чтобы она присмотрела за своим 30-летним сыном. Кстати, Екатерина Мелентьева получила эпизодическую роль в фильме, сыграв женщину, которая бросала тестом в гвардейцев кардинала.

В известном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» многие детали костюмов, включая наряд кардинала Ришельё, были созданы из обычных штор, поскольку создатели фильма были ограничены в бюджете.

Что касается блестящих украшений, то большинство из них было изготовлено лично режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем, который заранее закупил бижутерию на рынке.

Однако фильм чуть не был закрыт из-за неожиданных событий. В гостиничных номерах актёров была установлена прослушка сотрудниками КГБ. Актёры, не подозревая об этом, рассказывали политические анекдоты и изображали Ленина и Брежнева. Когда сотрудники КГБ узнали об этом, они вызвали режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича на допрос, предоставив ему аудиозаписи. Режиссёр был потрясён, но ему удалось спасти актёров.

Сотрудники КГБ отпустили режиссёра, взяв с него обещание, что подобное больше не повторится. Сам режиссёр посоветовал Боярскому лично прийти в ведомство и извиниться, что актёр и сделал.

Чтобы воплотить образ Миледи, Маргарита Терехова решила пойти на крайние меры: она решила не спать по ночам, чтобы создать эффект усталости и подчеркнуть, что у её героини нет времени на отдых.

Маргарита Терехова быстро освоила навыки верховой езды и уверенно держалась в седле. Однако в самых сложных сценах её заменяла профессиональная наездница Лариса Хонько.

Интересно, что после съёмок Александр Трофимов и Маргарита Терехова, сыгравшие отрицательных персонажей, вели себя спокойно и сдержанно. Они даже играли в детские игры, как будто были в пионерском лагере. В то же время актёры, исполнившие роли положительных героев, вели себя как дети, постоянно шутили и дурачились.

Единственным актёром, которому не пришлось учиться верховой езде или тренироваться под присмотром, был Лев Дуров, сыгравший Детревиля. Дело в том, что он имел опыт в конном спорте, поэтому ему не потребовалось дополнительное обучение.

В процессе работы над одним из фильмов произошёл инцидент, который едва не стал роковым. Актёр Борис Клюев, исполнявший роль Рошфора, случайно нанёс травму Михаилу Боярскому, поразив его в рот шпагой, предназначенной для дуэли.

К счастью, остриё шпаги не задело жизненно важные органы, но лишь чудом не достигло головного мозга.

Инцидент произошёл на мраморной лестнице, что и стало причиной несчастного случая. Михаил Боярский, бежавший сверху, поскользнулся и упал прямо на шпагу.

Съёмочная группа решила перенести одну из сцен в Одесский дворец моряков. Однако администрация согласилась на это только при условии, что Михаил Боярский даст бесплатный концерт во дворце.

Режиссёр был против такого условия, так как Боярский ещё не восстановился после ранения. Но актёр заверил его, что всё будет хорошо, и согласился выступить.

В процессе обсуждения фильма нельзя не упомянуть о музыкальном сопровождении, которое было использовано в нём. Для создания музыкальной темы режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич обратился к композитору Максиму Дунаевскому.

Перед Дунаевским была поставлена задача: создать музыкальную тему, которая бы соответствовала ритму цоканья лошадиных копыт, но при этом была бы простой и понятной как для взрослых, так и для детей. Дунаевский сразу понял, что от него требуется, и написал знаменитую песню мушкетёров.

В записи песни участвовал только Михаил Боярский, а остальные голоса принадлежат участникам ВИА «Коробейники».

Отдельно стоит отметить композицию «Pourquoi pas» в исполнении Михаила Боярского. Многие зрители не понимали, что за фразу произносит Боярский. Лично я всегда слышал «Бур-клопа». В детстве я задавался вопросом, при чём здесь клоп. Но, как оказалось, песня называется «Pourquoi pas», что в переводе с французского означает «Почему бы и нет».

Тексты песен для фильма написал поэт Юрий Ряшенцев. Из-за него фильм мог вообще не выйти на экраны.

В процессе работы над фильмом «Д’Артаньян и три мушкетёра» у режиссёра возникла необходимость создать песню для фильма. Времени на написание текста было мало, поэтому он обратился к Вениамину Смехову, который играл роль Атоса.

Юрий Ряшенцев, поэт, был огорчён этим фактом. Его задело не столько то, что режиссёр обратился к Смехову, сколько то, что имя актёра не было указано в титрах как автора текста песни. Ряшенцев не беспокоился за Смехова, он считал песню неудачной и не хотел, чтобы все думали, что это его работа.

Поэт обратился к руководству с требованием включить Смехова в титры как соавтора, но получил отказ, так как это потребовало бы дополнительной выплаты гонорара Вениамину Смехову. В результате Ряшенцев подал иск в суд, из-за чего премьеру фильма пришлось отложить на год.

В результате судебного разбирательства Ряшенцев проиграл, и фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» вышел на экраны в том виде и с теми титрами, которые были запланированы изначально. Однако из-за судебного процесса премьера фильма состоялась не в 1978 году, как планировалось, а только в 1979 году.

На премьере фильма возникли некоторые проблемы. Многие критики выразили недовольство сюжетом, считая его антисоветским. Кроме того, некоторым не понравилось, что главными положительными персонажами являются четыре пьяницы и драчуна. Также не всех устраивало наличие французского текста в песнях. Однако зрители не обратили внимания на эти аспекты и с восторгом приняли фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра».

Успех фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» вдохновил Георгия Юнгвальда-Хилькевича на создание продолжений. В результате в 90-е годы было создано три продолжения фильма, причём с довольно значительным временным разрывом между ними.

Многие считают, что фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» — это шедевр советского кино, который является ярким примером приключенческого жанра

Источник: https://vk.com/wall-206939364_266031

18 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 18
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
28.10.2024, 13:25
Евпатория

Да, интересное кино снимать такое Кино!

+9 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо. Я один из многих считающих, что фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» — это шедевр советского кино, который является ярким примером приключенческого жанра. Дальше пошла откравенная лажа на тему мушкетеров.

+9 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Все на своём месте в этом фильме. Спасибо за рассказ.

+9 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Съемки проходили во Львове, Одессе, Свиржском замке и Хотинской крепости. Как режиссер, так и сами артисты не раз вспоминали, какими непростыми, а порой по-настоящему опасными выдались эти четыре месяца. Например, для Михаила Боярского эта роль могла стать последней в жизни. Во время съемок сцены Марлезонского балета в Одесском оперном театре постановщик поединков Владимир Балон проткнул актеру нёбо и выбил зуб.

+7 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо, сцену, в которой д'Артаньян сражается с гвардейцами кардинала, снимали в павильоне "Мосфильма". Для создания эффекта дождя использовали пожарные машины.

Песни к фильму исполнил ансамбль "Веселые ребята" под руководством Павла Слободкина.

Фильм имел огромный успех у зрителей и стал одним из самых любимых советских фильмов.

+8 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (18)

Фильм + цензура = 0

Принцип "лучше перебдеть, чем недобдеть" всё больше укореняется на телевидении. Если начиналось всё со странной и непонятной по сути "возрастной категории" и заблюривания сигарет и женской груди,...

Как кино формирует миф о «нормальной» любви

Современное кино и поп-музыка часто рисуют романтическую любовь как единственную «правильную» модель отношений. С самого детства мы слышим: «Без любви жизнь неполноценна», «Истинное счастье — в том,...

Общество в шоке: люди, которым не нужен секс

Асексуа́л — это человек, который не испытывает сексуального влечения. Вроде бы ничего страшного. Никто никому не мешает, никто ничего не требует. Но почему общество всё ещё так нервно реагирует на асексуалов?

Кейс: от «Арктики» до «Семейной» ипотеки – как мы нашли идеальное решение для семьи постоянных клиентов

💖 Клиенты: Полина и ее семья (мои уже постоянные клиенты) Задача: Приобретение новостройки с использованием льготной ипотеки. Результат: Уютная студия в ЖК "Аквилон Нагорная" с платежом менее 20 000 рублей.