Открытое письмо Президентам США и России
1 ноября 2024 года
Президенту Соединённых Штатов Америки Джозефу Робинетте Байдену Мл. и Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Уважаемые Президенты Соединённых Штатов Америки и Российской Федерации!
Международные отношения между Соединёнными Штатами и Россией переживали трудные исторические периоды, но, опираясь на человеческое достоинство, всегда выходили из самой критической ситуации на новый, созидательный уровень. Человеческое достоинство — это неотчуждаемое нематериальное благо, благодаря которому человек и народы во всём мире выживают и развиваются, в том числе и во времена кризисных ситуаций. Одним из примеров международной напряжённости, которая чуть было ни привела к ядерной катастрофе, был Карибский кризис 1962 года. В то время в ответ на размещение американских ракет в Турции, Советский Союз развернул ракетно-ядерные силы на Кубе и в океане на подводных лодках близ берегов США. В итоге развития тех страшных событий стремление человека выживать и развиваться позволило лидерам двух стран — Никите Хрущёву и Джону Кеннеди — заключить соглашение об отводе дальнобойных вооружений от красных линий с обеих сторон. История событий 1962 года известна не только из учебников, но и из художественных фильмов, например из «Тринадцати дней» режиссёра Роджера Дональдсона.
До того, в 1946 году, американский сенатор Дж. В. Фулбрайт создал прекрасный механизм взаимодействия между народами США и других стран, в соответствии с которым неизрасходованная часть бюджета должна была пойти на финансирование образовательных программ, содействующих взаимному культурному обмену. В 1958 году между СССР и США было достигнуто Соглашение Лэйси—Зарубина об обменах, в том числе в области образования и культуры, создавших основу для развития межкультурных связей между народами двух стран. А в 1998 году, желая углубить взаимопонимание и укрепить дружественные отношения между народами США и России, был подписан меморандум «О взаимопонимании между правительством РФ и правительством США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и СМИ». Данные соглашения распространяют своё действие, по сути, на сами народы обеих стран, то есть на людей, несмотря на то что официальные бумаги подписаны от имени правительств как субъектов международного права. Действительно, нематериальными благами, создаваемыми в результате культурной и образовательной деятельности, обмениваются не государственные органы как таковые, а люди. Такие обмены дают участвующим гражданам уникальный опыт, который позволяет человеку создавать в собственной стране новые технологии.
Победа в конкурсе Фулбрайта является престижной наградой во всём мире. А поскольку в России система образовательных грантов развита не в полной мере, статус победителя в любом конкурсе программы Фулбрайта несёт для российского гражданина особую ценность. Для самых высокоселективных премий Фулбрайта, когда доля победителей составляет всего 3-5 % от числа участников, отобранных по всей стране, и в зависимости от образовательной организации, совокупная денежная оценка награды может достигать 100000 долларов США — огромная сумма по сравнению со средним уровнем доходов.
В 2022 году проведение в России конкурсов на получение премий Фулбрайта было затруднено, а весной 2024 года решением Генпрокуратуры по согласованию с МИД России признано нежелательным и вовсе закрыто. В этой связи были закрыты информационные сайты программы Фулбрайта в России, а информация о победителях была снята с публикации на международном (американском) Интернет-ресурсе. Главное, прекратилась культурно-образовательная коммуникация между людьми, а значит была ограничена свобода воли российских граждан в достижении личных побед за счёт собственных талантов. Подобное, прямо сказать, посягательство недопустимо и должно быть устранено. Вместе с тем, будучи снятыми с электронной доски почёта, победители программы Фулбрайта не могут подтвердить свою уникальность в глазах международного сообщества. Данный факт отражает нарушение права человека, и нарушенное право должно быть восстановлено. Единственным каналом межчеловеческого взаимодействия в любых критических ситуациях является межкультурный обмен. Он основан не на взаимовыгодном или невзаимовыгодном финансировании, а на обмене нематериальными благами человека.
От своего имени, как победителя конкурса Фулбрайта, обращаюсь с предложением — уверен, что в этом меня поддержит каждый выпускник программы и каждый россиянин — просмотреть фильм «Тринадцать дней» и пересмотреть Соглашение Лэйси—Зарубина и вышеуказанный меморандум 1998 года о сотрудничестве между США и Россией. С тем, чтобы, несмотря на текущие геополитические реалии, восстановить действие межправительственных договорённостей в части культурного обмена между Россией и США — и подписать новый меморандум о сотрудничестве в сфере культурно-образовательного обмена. Особый смысл взаимного культурно-образовательного обмена заключается в том, что он прямо не касается ни экономического, ни научно-технического сотрудничества, основанных на выгоде, и, соответственно, не зависит от санкций. Он выводит геополитические кризисы в сферу геоэкономической конкуренции, в которой нет места человеческим жертвам. Взаимный культурный обмен является последним мостом, связывающим народы в случае разногласий между правительствами. Именно межкультурное взаимодействие, на основе неотчуждаемого человеческого достоинства, даёт не требующие письменной формы гарантии в том, что красные линии правительствами не будут пройдены и катастрофа не случится. При этом граждане, получившие уникальный опыт межкультурного взаимодействия, будут за него не наказываться, а прославляться, принося пользу своей стране и обществу.
Обращаюсь к Президенту России с просьбой способствовать восстановлению культурно-образовательной деятельности программы Фулбрайта в России и к Президенту США — способствовать восстановлению списка победителей программы Фулбрайта в России на Интернет-ресурсах Бюро по Образовательным и Культурным Связям Госдепартамента США. Всё это должно быть сделано немедленно, не ради чистого прагматизма в рамках принятой теории реализма, а ради собственных граждан и их безопасности на принципах человеческого достоинства. Согласно послевоенной мысли Дж. В. Фулбрайта, культурно-образовательная миссия созданной им программы привносит в международные отношения немного больше знаний, немного больше понимания причин происходящего и немного больше человеческого сострадания и таким образом повышает шансы на то, что народы наконец-то осознают, что жить необходимо в мире и дружбе.
С уважением,
Сергей Донской
выпускник программы Фулбрайта в России
Договорится с крысой? Нет не получится.
Со штатами договариваться невозможно, это гнусные лживые твари
Если бы МИД России позволил, то мной было бы достингуто соглашение, исключительно на основе взаимопонимания и взаимного уважения сторон нового соглашения, в рамках культурно-образовательных связей, которое я, по сути, и предлагаю.
Наконец то в России задумались о том, что был отток яйцеголовых в другие страны!
У наших депутатов и министров дети обучаются заграницей!
Вопрос: чему их обучают страны с которыми фактически идёт война?
Какие ценности вкладывает в головки юнного поколения, которые как оказывается впоследствии занимают руководящие должности в управление страной?...
О чем разговор вообще?
Поэтому до сих пор в заднице и уничтожаем ещё не уничтожение, то что было создано в СССР...
Со штатами война ,а у кого-то гранты и премии от врага?!
Люди вы чё за бабло уже не только государство , но и душу...либертрасы!!!
Обидно, конечно, что сертификат победителя конкурса Фулбрайта не повесить в кабинете за спиной...
Байдену обращение?
Байдена демонократы уже свергли, это пустышка, доживающая свои последние дни в Белом доме, он ничего не решает, как и не решал все свои остальные дни в чине мистера президента...