В моей квартире при протечке срезали батареи и потребовали оплату: это правомерно? Практика юриста

Фото создано нейросетью
Вступление и поступивший вопрос
Вопросы правового регулирования в сфере жилищного законодательства будут актуальны всегда, ведь с ними мы сталкиваемся практически ежедневно. Основы жилищного законодательства должен знать каждый собственник и наниматель жилого помещения, стремиться к этому обязательно нужно. Конечно, отдельные точечные вопросы с детальным урегулированием и подводными камнями без юриста чаще не решить. Но хотя бы разобраться с самым наболевшим можно попробовать и самостоятельно. Так как я длительное время работала именно с жилищным правом, обращений по таким вопросам всегда было много. В настоящей статье как раз разберем такой вопрос. Думаю, многие им задавались, а кто-то даже сталкивался или находится в стадии правового урегулирования.
Итак, ко мне за юридической консультацией обратилась семья, в собственности которой находится квартира в многоквартирном доме. В определенный период стала подтекать батарея, а позже и вовсе немного подтопила собственников. Собственник вызвал слесаря из управляющей компании (далее — УК), по приезду слесари срезали батареи и стали требовать с собственников оплату. Обратившаяся ко мне за консультацией семья интересуется: а насколько это правомерно? Коротко разберемся с этим вопросом в настоящей статье.
Ответ и разъяснения юриста
Управляющая компания, так же другие обслуживающие дом организации, несет ответственность за общедомовые инженерные коммуникации. Сюда закон относит все трубы, которые входят в саму квартиру, в том числе рассматриваемая нами труба отопления. Баланс управляющей компании – трубы до первого запорного вентиля, в том числе под ответственностью коммунальщиков находится и сам запорный кран. За остальную часть квартирной разводки отвечают жильцы.
В случаях, когда проблема возникла в стояке отопления, то решать ее все равно должна УК.
А теперь поговорим о самих радиаторах отопления. Дело в том, что в законе нет однозначного ответа, относится ли радиатор отопления к общему имуществу или к имуществу собственников жилого помещения.
Но когда дело доходит до суда, то в большинстве случаев суды приходят к выводу, что радиатор считается общим имуществом только в том случае, если перед ним на ответвлении от стояка нет отключающего устройства (вентиля). Если же вентиль есть, то радиатор считается имуществом собственника квартиры.
Общее имущество УК ремонтирует за счет средств, которые поступили ежемесячно от жильцов по строке содержания и текущего ремонта. А за квартирное имущество УК не отвечает, это лежит на плечах собственников.
В рассматриваемой ситуации с моим клиентом вентиль на ответвлении все же был, а значит, ремонт и замена должны проходить за счет средств собственника. Конечно, слесари должны были предупредить заранее о том, что услуга будет платной. В этом плане со стороны УК имелось упущение.
А в случае, если возникла аварийная ситуация и вся система дома или имущество были под угрозой, то тогда своевременное проведение ремонта участка системы – это необходимая мера. Но собственник и сам заинтересован в устранении проблемы, потому что за последствия пришлось бы отвечать именно ему.
ВАЖНО! В случаях, когда радиатор отопления входит в состав общего имущества, то нужно подать письменную жалобу в УК, указав при этом, что требования незаконны. Если же УК начнет требовать неправомерно деньги за такой радиатор, то необходимо будет подать жалобу в жилищную инспекцию.
Правовое обоснование: ст. 65, 67, ЖК РФ, п. 5—6 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 14.09.2024).

Фото создано нейросетью
Примечание: если моя публикация помогла разрешить вам свой правовой вопрос и показалась полезной, буду благодарна за перечисление донатов.
Статья была полезной и интересной?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Благодарю за важную и практическую публикацию!
Была рада заинтересовать новым практическим материалом 🙂 🙃
Если возникла аварийная ситуация, требующая незамедлительного вмешательства, собственник также заинтересован в решении проблемы, поскольку возможные последствия лягут на его плечи. Однако в таких случаях УК должна была бы действовать безотлагательно, но при этом ваши права как собственника также должны уважаться.
Спасибо за ваш интерес к теме 🙂 🙃
Спасибо за подробное разъяснение! Действительно, вопросы, касающиеся управления многоквартирными домами и ответственности за ремонт, могут быть очень запутанными. Я согласен с тем, что важно понимать, кто именно несет ответственность за определенные участки системы отопления.
Изучайте, делитесь с друзьями 🙂 🙃
Полезная публикация
Рада быть полезной 🙂 🙃
Людмила, а что делать в такой ситуации, когда батареи еле теплые, а платим мы по полной?
Куда вообще обратиться?
Напишите претензию в вашу управляющую компанию, потребуйте замеров температуры и перерасчета 🙂 🙃
Спасибо большое
Озанакомьтесь дополнительно www.9111.ru
Благодарю , сейчас