О системных просчётах в ФССП РФ, ведомстве Аристова Д.В., и вышестоящей организации, Минюсте РФ.
31 мая 2023 года, в Перми, осудили на 10 лет колонии строгого режима бывшего главного судебного пристава-исполнителя ГУ ФССП РФ Игоря Кожевникова. В подконтрольном ему ГУ ФССП возбуждались исполнительные производства по фальсифицированным документам. Всего за год такой «службы», у граждан и организаций было незаконно взыскано денежных средств на сумму свыше 222 млн рублей. Экс-главу УФССП задержали в июле 2019 года, он дожидался суда в СИЗО. В октябре ему предложили написать явку с повинной в обмен на домашний арест. Обвиняемый согласился, но из изолятора так и не вышел.
Сдала главного «взыскателя» Пермского края правоохранителям его собственная заместительница, Александра Марданова, которая пользовалась непререкаемым «авторитетом» среди подчиненных судебных приставов-исполнителей, сама участвовала в создании и реализации «схематоза». Однако, чтобы избежать сурового наказания, заместительница, пошла на сделку со следствием. Помимо срока заключения, Кожевникова приговорили к штрафу в 15 млн рублей, а также лишили звания и на семь лет запретили работать в органах власти.
Рассмотрение дела началось 15 ноября 2022 года. Бывшего чиновника обвинили в 40 эпизодах преступлений. 38 из них — по статье «Получение должностным лицом взятки, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Еще два эпизода — по статьям «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Организация мошенничества, совершенного лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере».
На суде Марданова заявила, что два раза передавала Кожевникову взятки на общую сумму 1 млн рублей за то, чтобы он не препятствовал ей обналичивать деньги.
Гособвинение запрашивало для Игоря Кожевникова 13 лет колонии строгого режима.
Осенью 2019 года краевая прокуратура выяснила, что бывший главный судебный пристав края не просто получал взятки: высокопоставленные и рядовые сотрудники ФССП РФ незаконно возбуждали исполнительные производства на основании фальсифицированных постановлений о расчёте задолженности, решений комиссий по трудовым спорам. После чего, на основании вполне «законных» постановлений рядовых судебных приставов-исполнителей, в банках, происходило списание денежных средств с расчетных счетов различных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обычных граждан. В постановлениях о взыскании денег указывался государственный расчетный счет ОСП, на который зачислялись перечисления. С этого счёта, по ордерам на выдачу, деньги получали посторонние люди, с которыми «никогда никто не был знаком». Таким образом, всего за год своей «работы», подчиненные Аристова в Пермском крае, сумели присвоить и вывести, путем использования государственных должностных полномочий, государственных финансовых механизмов, государственного банковского счёта, более 222 миллионов рублей.
Кожевников пытался покончить с собой в СИЗО, но его успели спасти. Пока он проходил лечение, он категорически поменял свою версию событий: главный судебный пристав исполнитель ГУ ФССП РФ, отказался от своих признательных показаний и заявил, что его оговорили подчиненные. Характерен тот факт, что коллеги бывшего главного судебного пристава-исполнителя, «не смогли найти» у него сотни миллионов рублей, полученных преступных путем и обналиченных через государственный банковский расчетный счёт ФССП РФ, с целью правильного исполнения действующих требований Закона.
Мотовилихинский райсуд Перми 23 декабря 2022 года вынес Александре Мардановой приговор в виде шести лет колонии общего режима за взятки, злоупотребление должностными полномочиями и мошенничество в особо крупном размере. Однако в феврале 2023 года Пермский краевой суд отменил ее приговор, а уголовное дело направил на новое рассмотрение в первую инстанцию. В апреле суд вынес Мардановой новый приговор: пять лет и шесть месяцев, лишение чина советника юстиции третьего класса, штраф 3,5 млн рублей и запрет занимать государственные должности на шесть лет. Итак, должностные лица ФССП РФ получили 222 - 3.5 = 218.5 млн. руб. «чистой прибыли». И никаких задолженностей, никаких перерасчётов «по средней величине дохода» или доказанной сумме «дохода». Лихо получается в системе Аристова.
Аналитики и специалисты по должностным преступлениям приводят различные варианты схем, применяемых сотрудниками ФССП для обогащения за счёт предоставленных должностных полномочий. Так, например, в рамках одного уголовного дела сотруднику вменялось в вину получение взяток за незаконное снятие с должников ограничений на выезд. Довольно часто приставы неправомерно завышают или занижают оценку имущества при его реализации — в интересах должника или кредитора. В некоторых случаях встречаются схемы с исполнительским сбором. Например, открывается большое количество отдельных производств, в рамках которых приставы взыскивают исполнительский сбор по каждому эпизоду вместо объединения дел в сводное производство с единым сбором.
Что касается схемы вывода денег при помощи поддельных исполнительных документов и незаконно возбужденных, на их основании, исполнительных производств, то она достаточно распространена в ведомстве Аристова.
Если говорить простыми словами об этой схеме, то всё начинается с совершения преступления судебным приставом-исполнителем, который принимает к производству поддельный исполнительный документ, который может сам же и выписать, без судебного разбирательства, «с потолка». На основании этой подделки или не правильного расчёта задолженности, выдается постановление о принудительном взыскании. И это постановление уже абсолютно подлинное, правильное, содержит все реквизиты, подписи и печати. Далее, его подельники, мошенники с которыми судебный пристав-исполнитель «никогда не был знаком, ничаянно ошибся, поспешил», идут с этим постановлением о взыскании в банк, и, поскольку, оно надлежащим образом оформлено, подписано должностным лицом ФССП РФ и с печатью, у банка обычно не возникает сомнений в его подлинности и законности требований о списании денег. На счёт накладывается арест, счет обнуляется, с него списываются все поступающие средства.
Эта проблема следует из ситуации полной бесконтрольности действий должностных лиц ФССП и некой, системной, заинтересованности в таком положении на всех уровнях ведомства: когда заводится исполнительное производство, его видит ограниченное количество людей, как правило, это сам судебный пристав-исполнитель и его непосредственный руководитель – начальник районного ОСП, старший судебный пристав-исполнитель. Вишенкой на торте, в схематозе, который действует в системе Аристова, является то обстоятельство, что деньги обналичиваются не со счета «должника», а с общего государственного лицевого банковского счета ФССП, где накапливаются все средства, взысканные по всем исполнительным производствам. Этот счет представляет собой аналог криптовалютной биржи, где поступившие деньги, не зависимо от законности действий ФССП РФ по их взысканию, смешиваются в общую кучу и бесконтрольно расходуются (распределяются) по личному распоряжению рядовых судебных приставов-исполнителей районных ОСП. Использование государственного банковского счёта в качестве смесителя, помогает скрытно обналичивать незаконно изъятые деньги. На требование стороны исполнительного производства о проведении ревизии и предоставлении заверенной копии акта о распределении изъятых денежных средств, с целью выяснить конечных получателей изъятых денег, в районном ОСП, вам ответят, что у вас нет прав на данную информацию. По жалобе на данный отказ в главное управление собственной безопасности ФССП РФ, которое подчиняется лично Аристову, вы получите отписку, что «проверка проведена, нарушений не выявлено».
В свете выше рассмотренного случая, получившего огласку, бывший глава ГУ ФССП РФ Пермской области, отказался признавать свою вину в суде и заявил, что через его управление службы судебных приставов происходил «наглый обнал» денежных средств, о котором он якобы не знал. Хотя, по мнению экспертов-правоведов, это слабое оправдание: даже если главный судебный пристав Российской Федерации лично не ставил подписи на подделках, он всё равно несет ответственность за общее положение дел по вопросам соблюдения законности и злоупотреблений полномочиями среди его подчиненных.
Как видно, в связи с выявленными системообразующими факторами коррупционной, преступной, направленности, в ведомстве Аристова и в вышестоящей организации, Минюсте РФ, никаких выводов сделано не было. Проверки, с целью выявления и пресечения аналогичных схематозов, злоупотреблений в других регионах и, даже, в городе Москве, не были проведены. Исправлять ситуацию путем правового анализа и исправления внутренних нормативных актов ФССП РФ, принятых Аристовым, порождающих преступления со стороны его подчиненных сотрудников и (или) внесения необходимых поправок в действующий Закон «Об исполнительном производстве» и Закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», видимо, тоже, никто не собирается. В тоже время, Минюст РФ, постоянно «заботиться» о наших детях, читай: о расширении «поля деятельности» ФССП РФ. Вспомните их последние инициативы: общероссийский реестр «должников» и лоббирование проекта алиментов до 23 лет, который был внесён инициативным работником Минюста Романовым Анатолием Владимировичем. В настоящий момент, о результатах общественной оценки такой «работы» Минюста и ФССП РФ, можно судить по количеству отзывов: резко отрицательная оценка обществом данной инициативы, что говорит об игнорировании упомянутыми государственными органами острого социального запроса и бездействии в условиях социального «задымления».
Можно сказать, что с 2019 года, не сделано даже первого шага в требуемом направлении: стратегическое планирование в целях исправления сложившейся ситуации в Минюсте и ФССП РФ, видимо, полностью отсутствует. В этой связи возникает идея-предложение: если восстановлением законности и ответственности среди подчиненных судебных-приставов исполнителей не интересно заниматься, то, может быть, будет интересно сформировать пару бригад (3000 человек) из состава бездельников и нарушителей ведомства, с целью оказания действенной поддержки МО РФ по возвращению Суджанского ОСП ГУ ФССП РФ по Курской области? И, кстати, проверка по действиям судебных приставов-исполнителей Суджанского ОСП и ГУ ФССП РФ по Курской области, управлением собственной безопасности ГУ ФССП РФ, по этому поводу тоже не проводилась? Если что, СК РФ, прокуратура и Министерство обороны РФ смогут, в рамках существующего общенационального вопроса, оказать помощь в этом, потому что подчиненные Аристова, почему-то, не принимают здесь никакого участия. А детские олимпиады, соревнования и "зарницы", типа "танкового биатлона", среди подчиненных, в качестве пиара, можно провести позже, в более подходящее время.
Из вышеприведенной информации, каждый может сделать множество неожиданных выводов, в связи с чем, прошу высказать собственное мнение, как с точки зрения данной публикации, так и с противоположной точки зрения.
