Ляля Черная – самая знаменитая цыганка России

Старинная русская культура всегда была замешана на цыганской культуре. Русские помещики приглашали цыган на свои торжества – свадьбы, дни рождения, просто на большие застолья, популярные у русских дворян, особенно офицеров. Сейчас эта культура утрачена, как и многое из русских традиций.
Ляля Черная (Надежда Киселева) родилась вовсе не в таборе. Не из табора пришла на сцену. И, тем не менее, она цыганка. Душой и сердцем, врожденной музыкальностью и пластичностью, беспечностью и щедростью своей.Она была необыкновенна популярна в 30-е годы. И, что редко бывает, продержалась несколько десятилетий на самой высокой ноте.
С именем Ляли Черной связана одна из наиболее ярких страниц истории цыганской культуры в нашей стране. Среди множества исполнителей цыганских романсов, песен и танцев она по праву заняла особое, можно без преувеличения сказать выдающееся место. В своих танцах и песнях она умела с редкой проникновенностью передать нежность и грусть, радость и тревогу, разочарование и пылкую страсть. В ее исполнении цыганские национальные танцы становились не только красочным зрелищем, но и были наполнен искренней взволнованностью и захватывающим душевным порывом.
Дебют ее на большой эстраде состоялся нежданно-негаданно, когда ей было всего тринадцать лет. В колонном зале Дома Союзов должен был состояться концерт для английской делегации, где должен был вместе с другими артистами выступат цыганский хор Егора Полякова(дяди Нади). Но прямо перед концертом внезапно заболеле ведущая танцовщица хора Мария Артамонова.Поляков, уже успевший распознать необыкновенное артистическое дарование маленькой племянницы, распорядился нарядить ее в цветастое цыганское платье и, накинув шаль, выпустить на эстраду.
Маленькая танцовщица сразу покорил зал грацией, обаянием и темпераментом. В тот вечер в Колонном зале она поднялась на эстраду никому не известной Надей Киселевой, а ушла с нее под непрекращающиеся восторженные аплодисменты артисткой, которой суждено было стать признанной звездой, той Лялей Черной, которую спустя несколько десятилетий «Курьер ЮНЕСКО» назвал «легендарной артисткой советского театра» Один из создателей цыганского театра «Ромен» И.И Ром-Лебедев рассказал журналистам историю о происхождении и корнях нашей артистки.
В 30-е годы только что созданный театр «Ромэн» выехал на гастроли в Ялту. В программе было посещение Дома-музея А.П Чехова.. Встретила их сестра Антона Павловича Мария Павловна. Узнав, что приехали московские цыгане, она очень обрадовалсь и, улыбнувшись сказала: «Когда-то мы с Антоном Павловичем жили в усадьбе Киселевых, недалеко от Воскресенска. Так вот, сын Киселевых Сергей взял и женился на цыганке Маше. Красивая была! Яркая... Плясала!!!
И вдруг молодая артистка труппы говорит: «Мария Павловна, а я дочь Сергея, Надя» Мария Павловна бросилась обнимать и целовать Надю»: «Ну, расскажи, расскажи, Наденька о маме, о Сереже»
А мать Нади Мария Георгиевна Полякова была дочерью русской женщины и тульского цыгана-лошадника. Пела в цыганском хоре, а потом и вышла замуж за Сергея Алексеевича Киселева. В 1909 году у них родилась удивительная смуглокожая девчушка – Надя. И как-то кто-то из гостей, увидев ее,
воскликнул:»Ух какая лялечка! Чернушка! Так к девочке и прилепилось на всю жизнь это имя Про Надю забыли – осталась Ляля Черная.
В30-е годы ни один ответственный концерт в столице не обходился без Ляли Черной. Но она охотно выступала и в столице, и в рабочих и сельских клубах, в колхозах, кинотеатрах. Одаренная артистка, тем не менее, постоянно совершенствовала свое мастерство Она не хотела мириться с пошловатым налетом «цыганщины», которой нередко грешили менее требовательные к себе актеры. Она стремилась вернуть цыганское искусство к его истокам, выразить в нем искренность и простоту чувств Ее артистизм, несравненная пластика, глубокое постижение образа цыганского танца, красивый голос обеспечили ей подлинное признание и известность.
Как бы не велика была ее популярность на эстраде, в полной мере ее дарование раскрылось лишь в театре. Она стала одной из основательниц и ведущих актрис первого и единственного театра цыган. С момента возникновения театра-студии «Ромэн» ее творческая судьба была прочно связана с этим коллективом. За годы работы в театре она сыграла более 35 ролей. Фильм «Последний табор», где она сыграла главную роль цыганки Альты, обошел экраны всего мира. Одновременно Ляля Черная продолжала выступать и на концертной эстраде, как и прежде пленяя зрителей вдохновенным исполнением цыганских песен и танцев.
Известная застольная песня еще не так давно исполнявшаяся под гитару в хмельных компаниях -"Мой костер в тумане светит" на слова Я.Полонского - это как раз ее песня (мелодия).Умерла Ляля в сентябре 1982 года в возрасте 73 лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Спасибо за подробный рассказ о Ляле Черной! Она действительно была выдающейся артисткой и значимой фигурой в цыганской культуре России. Её талант и преданность искусству помогли сохранить и развить цыганские традиции на сцене. Интересно, как её жизнь и карьера отражают богатую историю цыганской культуры, а также их влияние на русскую музыкальную и театральную традицию.
Интересный рассказ у вас получился.
Автору браво! 🤩 😊 😘
цыганское счастье - красивая легенда - женщина большей частью угнетена, даже если очень талантлива. хотя у ляли мужья были русские...
Я про неё, нечего не слышал