Обязана ли управляющая компания и ТСЖ иметь аварийно-диспетчерскую службу? Короткие пояснения юриста
Вступление и предпосылки
Безусловно, практически каждый потребитель хотя бы раз обращался в аварийно-диспетчерскую службу своего ТСЖ или управляющей компании. К сожалению, не всегда обращение в УК имеет свой результат, но все же, как правило, требования и жалобы потребителя обрабатываются и учитываются. Управляющие компании и ТСЖ бывают разные, от крупных до совсем маленьких в небольших поселках и городах. Конечно, каждый руководитель думает, как оптимизировать работу своей УК, а также задумывается об экономии средств на расходы по содержанию персонала той или иной УК либо ТСЖ.
Среди моих клиентов имеются не только потребители, но управляющие компании, а также ТСЖ. Руководители УК и ТСЖ в целях экономии интересуются, а возможно ли вообще не создавать аварийно-диспетчерскую службу? Какая ответственность предусмотрена за отсутствие такой службы и что говорит об этом закон? Об этом я коротко расскажу в настоящей публикации.

Ответ и разъяснения юриста
Исходя из законодательства, управляющая компания и ТСЖ обязаны организовать аварийно-диспетчерскую службу в многоквартирном доме самостоятельными силами либо заключить договор с организацией, которая непосредственно занимается обслуживанием таких многоквартирных домов. Такое положение предусмотрено Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами № 416, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядком их оказания и выполнения № 290.
Однако все-таки некоторые ТСЖ полагают, что в организации аварийно-диспетчерских служб отсутствует необходимость, ведь об авариях можно лично сообщить председателю ТСЖ. Но если говорить о практике ,то это не всегда бывает возможно, ведь деятельность такой службы должна быть организована круглосуточно. А в силу человеческого фактора лично председатель не всегда может дежурить 24/7.
Приведу некоторые примеры привлечения к ответственности ТСЖ относительно функционирования и деятельности аварийно-диспетчерских служб:
- ТСЖ было оштрафовано на 40 тыс. руб. по статье 7.22 Кодекса административных правонарушений РФ из-за отсутствия аварийно-диспетчерской службы на момент проверки. Суд отклонил доводы жалобы о нецелесообразности создания такой службы, основываясь на том, что законодательство явно возлагает на ответственных лиц обязанность по ее организации, не устанавливая никаких исключений.
- В другом случае председателю жилищного кооператива вынесли предупреждение по части 2 статьи 13.19.2 Кодекса административных правонарушений РФ. Нарушение было связано с тем, что в Государственной информационной системе ЖКХ не была размещена информация, включая номер телефона аварийной службы.
Правовое обоснование: Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.05.2023) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"), Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (ред. от 21.12.2023) "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"
Примечание: правовая информация подготовлена с использованием официального сайта Государственной жилищной инспекции Архангельской области

(фото созданой нейросетью)
Статья была полезной и интересной?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
создание аварийно-диспетчерской службы — это не только требования законодательства, но и важный аспект, обеспечивающий безопасность жильцов. Управляющие компании и ТСЖ должны понимать, что отсутствие АДС может привести не только к штрафам, но и к негативным последствиям для жильцов в случае возникновения аварийных ситуаций. Поэтому рекомендуется серьезно подходить к организации этой службы и поддерживать её функционал на высоком уровне.
Верно! Благодарю за правовой и осмысленный комментарий )))
А как без аварийки они собирались обслуживать МКД?
Вменить кому-нибудь из имеющихся сотрудников эту функцию 🙃 🙂
😂 😂 😂 это че за приколы такие? Сегодня ночью ты спишь с "аварийным" телефоном, а завтра ты 😂 😂 😂
Экономия в умах руководителя УК 😆 Порой доходит до абсурда(((
Таких близко к сфере ЖКХ подпускать нельзя.
спасибо что поделились полезной информацией
Замечательная статья!
Была рада заинтересовать практическим материалом 🙂 🙃
Полезная статья, спасибо автору
Рада быть полезной 🙂 🙃