В. Арсеньев, «В дебрях Уссурийского края» (отзыв на дилогию)

Источник изображения здесь.
Дилогию о Дерсу Узала я прочёл уже в зрелом возрасте, всего несколько лет назад, и нисколько не жалею, что прочёл её так поздно. В молодости я бы просто не понял суть этих книг, скажу больше, я уверен, что и сам Владимир Арсеньев далеко не до конца понял, о чём его книги, вернее, о КОМ. А именно это здесь главное, и именно это, думаю, людям пора понять.
В образе Дерсу Узала удивляет очень многое и, прежде всего, что его всегда обходят стороной пули. Например, в одном из боёв с хунхузами пуля пробила ему куртку, но самого его не задела. Ещё больше впечатляет, что он способен сводить с ума, в прямом смысле этого слова, целые поселения людей. Есть, например, эпизод, в котором жителей корейского хутора, при приближении Дерсу Узала, охватило безумие, и они подняли стрельбу, как говорится «В белый свет, как в копеечку», и стреляли всю ночь.
Есть ещё одна интересная деталь, то, что Дерсу Узала великолепный охотник понятно, он живёт в лесу и от охоты зависит его выживание, но он ещё и великолепный воин. Я семь лет своей жизни отдал Вооружённым Силам и знаю, что говорю. А быть охотником, и быть воином это не одно и тоже.
Больше всего же впечатляет его великолепное знание религии гольдов, он знает о ней действительно всё и вся, и есть ещё один вопрос: Почему он один?!
Да, его семья погибла, и можно понять человека, который не стал заводить новую семью. Но почему он живёт один в тайге, не смотря на такой почтенный возраст?! Что ему мешало примкнуть к любому поселению гольдов?! Уважение к старшим очень развито у северных народов, и потом, с его глубочайшими знаниями Дерсу Узала ни одному поселению гольдов не был бы обузой.
Ясно, что Дерсу Узала не может быть простым охотником.
Но кто же он тогда?!
На мой взгляд, ответ очевиден – он был шаманом, и великим шаманом, который искал себе ученика.
И он его нашёл, в лице Арсеньева.
У меня вправе спросить: Почему же Арсеньев тогда сам не стал шаманом?!
Думаю, и здесь ответ очевиден – Дерсу Узала был нужен другой ученик, ученик способный открыть русским и всему миру душу гольдов. И этой цели он достиг в полной мере. И далеко ведь не случайно книг о гольдах уровня дилогии о Дерсу Узала больше нет, по сей день. Равно как и далеко не случайно эти книги стали мировыми бестселлерами и были экранизированы великим японским режиссёром Акира Куросавой.
Но, думаю, по-настоящему значение этих книг нам ещё только предстоит понять.
Создал, наконец, канал на Телеграм, говорят его теперь можно тоже монетизировать, набрав 2000 подписчиков, ссылка здесь. Пока выкладываю там материалы, рассказывающие о моих книгах.
Книга определенно требует внимания!
Трудно не согласится.
Читал когда-то давно. 👍 Действительно интересная книга
Согласен. Плохо то, что о чём эта книга понимают единицы.
Спасибо. Действительно, образ Дерсу Узала можно рассматривать как символ связи между человеком и природой, а также как представителя культуры, которая находится на грани исчезновения. Его глубокое знание леса и традиций гольдов может говорить о том, что он является хранителем древней мудрости, которую важно сохранить для будущих поколений.
Думаю, эта книга ещё "принесет сюрпризы".
Интересно. Не читала.
Полагаю, это можно поправить.
Одна из любимых книг моего деда. Постоянно была на его рабочем столе. Читал мне, маленькой отрывки, потом всю дилогию целиком. Потом я сама прочитала.
Дерсу Узала – личность странная и таинственная и возможно, наделённая удивительными способностями. Гольды, многое ли мы от них знаем, почти исчезнувший народ.
Благодаря Дерсу Узала и Арсеньеву как раз знаем немало, о других сибирских народах информации куда меньше. Например, я недавно узнал, что большинство сибирских народов, в прямом смысле слова выбирает себе бога. У них большой пантеон богов, ну или духов, как кому больше нравится и они выбирают бога которому поклоняться. Если племя, после этого, начинает жить лучше, ему продолжают поклоняться, если нет, то проклинают, сжигают его тотем, и выбирают другого бога. И у них есть не только стихотворные молитвы богу, но и стихотворные проклятия ему, и проклятий очень много. Но мы, благодаря "православным людям" и иерархам РПЦ, понятия не имеем о такой стороне их культуры.
Да и то, русским давно уже пора создать массу проклятий еврейскому богу "православных людей", сжечь его иконы и выбрать нового бога. Кстати, у меня есть чувство, что лучше не бога, а богиню.
Да, совершенно верно. Мы очень мало знаем о народах севера. У многих сохранились отголоски тотемизма. Да и шаманизм – тайна за семью печатями. Исследователи антропологи и этнографы в сию область не допущены.
И, скорее всего, потому, что номенклатура боится широкого обнародования такой информации.