Суровцева Лилия Рустамовна
Суровцева Л.Р. Подписчиков: 21707
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 15.2М

Верните деньги за навязанные банком услуги: заемщик добился справедливости в шестом КСОЮ

50 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 21,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Верните деньги за навязанные банком услуги: заемщик добился справедливости в шестом КСОЮ

Картинка сгенерирована DALLE

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня предлагаю обсудить историю, связанную с кредитом и дополнительными банковскими услугами. Сегодня, наверное, если не у 90%, то у 80% населения страны есть какие-то финансовые обязательства, кредиты, займы. Когда человек приходит в банк, менеджеры обычно пытаются навязать различные услуги: страховки, программы, банковские продукты, сим-карты и прочее.

А мы сегодня рассмотрим, как банк и клиент судились из-за, казалось бы, незначительной опции по снижению процентной ставки.

18 июля 2023 года Шестой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел кассационную жалобу ПАО РОСБАНК на апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан. В основе спора лежало решение финансового уполномоченного, обязывающее банк возвратить заемщику М. сумму, удержанную за предоставление дополнительной опции "Назначь свою ставку".

Суть дела

Заемщик М. в октябре 2021 года заключил с банком договор потребительского кредита. В рамках договора заемщику была предложена опция "Назначь свою ставку", которая предусматривала снижение процентной ставки с 15 до 12% за единовременную плату в размере 43 662,35 рублей. Финансовый уполномоченный вынес решение в пользу заемщика, обязав банк вернуть 3640 рублей — сумму, удержанную за предоставление этой услуги. Банк не согласился с таким решением, считая, что снижение процентной ставки является самостоятельной услугой, которую клиент подключил добровольно.

Позиция ПАО РОСБАНК

В своей кассационной жалобе ПАО РОСБАНК утверждало:

Услуга "Назначь свою ставку" была добровольно подключена заемщиком, что подтверждается подписанным заявлением-анкеты.

Плата за снижение процентной ставки является обоснованной, поскольку создает имущественное благо для заемщика в виде экономии процентов.

Программа "Назначь свою ставку" не являлась обязательным условием предоставления кредита. Заемщик мог отказаться от участия в этой программе без последствий для кредитного договора.

Суд апелляционной инстанции, подтверждая решение финансового уполномоченного, не сделал самостоятельных выводов, ограничившись согласованием с позицией уполномоченного.

Мотивировка отказа в удовлетворении жалобы

Шестой кассационный суд, проверив материалы дела и доводы сторон, принял решение оставить жалобу ПАО РОСБАНК без удовлетворения, основываясь на:

Несоответствии действий банка нормам закона

Суд указал, что удержание средств за услугу "Назначь свою ставку" нарушает права заемщика как потребителя. Согласно части 1 статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными. Суд посчитал, что банк не доказал добровольный характер выбора заемщиком данной услуги, а также не предоставил достаточной информации о ее характере.

Недостаточной прозрачности условий договора

В кредитном договоре и документации банка отсутствовала четкая информация, объясняющая правовую природу услуги и порядок формирования платы за нее. Суд подчеркнул, что заемщик должен быть полностью информирован о дополнительных условиях, влияющих на стоимость кредита.

Обоснованности выводов апелляционной инстанции

Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан, на которое жаловался банк, было признано мотивированным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Апелляционная инстанция сделала выводы, основанные на анализе доказательств, и правильно применила нормы материального и процессуального права.

Позиции финансового уполномоченного

Суд отметил, что финансовый уполномоченный вынес решение в строгом соответствии с законом, рассматривая спор с учетом предоставленных документов и разъяснений сторон.

Суд признал, что банк не смог доказать правомерность удержания средств за услугу "Назначь свою ставку", а действия банка нарушили права потребителя.

Мнение юриста

По-хорошему, когда подписываете документы, их нужно как минимум прочитать. Но народ обычно любит побыстрее и не любит заморачиваться. Отсюда и ставки не те и дополнительные услуги оказывается есть.

Что касается банков, то они (а точнее их сотрудники) обязаны четко и однозначно разъяснять клиентам все условия, особенно если речь идет о дополнительных услугах. Если что-то в договоре не понятно, то обязаны объяснить.

В целом, я считаю решение справедливым. Не нужно навязывать дополнительные условия хитрыми способами.

Источник: Определение 6 КСОЮ от 18 июля 2023 г. N 88-16684/2023

5 комментариев
Понравилась публикация?
16 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Это действительно важная и актуальная тема, особенно в свете того, как банки часто пытаются навязать дополнительные услуги своим клиентам. Решение Шестого кассационного суда выглядит справедливым и подчеркивает необходимость защиты прав потребителей.

К сожалению, многие заемщики не всегда читают условия договоров или не понимают их, и это может привести к неприятным последствиям. Банк обязан предоставлять полную и прозрачную информацию о всех услугах, которые предлагает, и о возможных последствиях их подключения.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Отличная статья, в том числе и для "молодых юристов"

Автору респект, знак нар модера и 🤑

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Действующим законодательством предусмотрено несколько вариантов возврата страховой премии. Вернуть ее можно в течение первых 14 дней после заключения договора страхования («период охлаждения») или после досрочного погашения кредита.

Обычно в банке клиента не информируют об этом вовсе или предупреждают только о втором варианте. Между тем возможность возврата страховой премии в «период охлаждения» предусмотрена Указаниями Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У. Этот период составляет 14 дней. Деньги за неоказанные услуги должны быть возвращены заемщику по первому требованию после получения его заявления.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Практика действительно интересная, ознакомилась и выделила для себя определенные правовые моменты 🙂 🙃

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Что касается банков, то они (а точнее их сотрудники) обязаны четко и однозначно разъяснять клиентам все условия, особенно если речь идет о дополнительных услугах. Если что-то в договоре не понятно, то обязаны объяснить.

Представитель банка утверждает в суде, что всё разъяснили. И суд верит ему. Заёмщики просто не могут доказать обратное.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Невыгодный ноябрь. Или что предложил мне Сбербанк по категориям

Вот начался новый месяц, а это значит первого числа нужно выбирать категории в программе Сберспасибо от Сбербанка. У меня достаточно давно карта Сбербанка и какой-то процент по бонусам мне все же начислялся.

Банк хотел меня обмануть — но не смог, я заставила его мне заплатить!

Приветствую Вас, дорогие читатели! Знаете, у меня столько историй из юридической практики накопилось, что иногда не знаешь, когда все это писать — работа что-то последнее время "поглощает" почти полностью.

Стоит ли работать в банке?

Работа в банковской сфере привлекает многих соискателей, но, как и в любой отрасли, здесь есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их детально. полный соцпакет (отпуск, больничный, пенсионные отчисления).

Традиционные банки в ярости от маркетплейсов

“Карманные” банки маркетплейсов, которые поначалу недооценивали и к которым относились скептически стали не просто вызовом, а угрозой традиционным банкам, способной изменить банковский рынок в корне.

7 популярных мошеннических схем 2025 года

Если раньше мошенник ассоциировался с тёмным подъездом и фразой «кошелёк или жизнь», то теперь он с ноутбуком, на связи по Zoom и представляется “ведущим специалистом службы безопасности банка”.