«Гниение мозга» — слово года 2024 по версии Оксфордского словаря. Что оно обозначает?
Гниение мозга: как бесконечный поток информации, получаемый из интернета, влияет на когнитивное функционирование.
В эпоху цифровых технологий мы постоянно сталкиваемся с огромным потоком информации. Однако не вся информация полезна и качественна. Оксфордский словарь английского языка выбрал выражение "brain rot" (гниение мозга) словом года, что подчеркивает растущую обеспокоенность по поводу влияния низкокачественного контента в интернете на наши когнитивные способности. За 2024 год использование этого выражения выросло на невероятные 230%!

Что же такое "brain rot"? Это состояние, характеризующееся снижением способности к критическому мышлению, концентрации и запоминанию, вызванное перенасыщением бесполезной или дезинформацией, которую мы потребляем онлайн. Это не просто усталость от информации – это ощутимое ухудшение когнитивных функций. Мы тратим часы, пролистывая бессмысленные видео, читая поверхностные статьи или прокручивая ленту социальных сетей, в результате чего наш мозг, образно говоря, "гниет" от недостатка интеллектуальной стимуляции.
Интересно, что термин "brain rot" имеет довольно длинную историю. Как отмечается, первое упоминание этого понятия можно встретить в классическом произведении Генри Дэвида Торо "Уолден, или Жизнь в лесу", опубликованном еще в 1854 году.
«В то время как Англия пытается вылечить картофельную гниль, не будет ли кто-либо пытаться вылечить мозговую гниль, которая распространена гораздо более широко и фатально?»
Сегодня, в цифровом мире, смысл этого выражения значительно изменился и стал более злободневным. В социальных сетях, особенно среди молодых поколений – зумеров и альфа – "brain rot" стало популярным способом описать чувство умственного истощения и перегрузки информацией.
Один пользователь Twitter выразил это так: "Я чувствую, что мой мозг превращается в кашу после нескольких часов прокрутки TikTok. Это настоящее гниение мозга!"
Нельзя не упомянуть про вирусную серию видеороликов Skibidi Toilet , который по сути частично привел к появлению «языка гниения мозга» — например, как нечто - «skibidi» (бессмысленное)и «Ohio»(странное)— зародившееся в онлайн-культуре, и распространившееся офлайн в «реальный мир».
Конечно, интернет – это не только источник пустой информации. Он предоставляет доступ к бесценным знаниям, образовательным ресурсам и возможностям для общения. Проблема заключается в том, как мы его используем. Чрезмерное потребление некачественного контента без критического анализа может действительно привести к ощутимому снижению когнитивных функций.
В противовес этой тенденции, важно развивать критическое мышление, умение отличать достоверную информацию от фейков, а также практиковать "цифровой детокс" – периоды, свободные от постоянного потребления онлайн-контента.
Выбор "brain rot" словом года – это тревожный сигнал, который напоминает нам о необходимости ответственного отношения к информации, которую мы потребляем в интернете. Это призыв к более осознанному использованию цифровых технологий и стремлению к качественной, полезной информации, которая будет стимулировать, а не разрушать наши умственные способности.
Источник:
фото создано нейросетью Kandinsky
Соглашусь, что сегодня мозг перенасыщен бесполезной информацией или дезинформацией, которую мы потребляем онлайн.
На примере подрастающего поколения очень заметно, тот "шлак" который они смотрят ведет только к деградации(((
а на примере уже выросшего поколения, которое смотрит ТВ, разве не видно деградации? Почему только на интернет грешат? ТВ не меньшая помойка. И причем на ТВ точно известны авторы этой помойки
Не совсем верное сравнение.
Папа смотрел тв, фоном, но у него всегда в руках кроссворды, сканворды, энциклопедии. Знакомый моего отца, тоже смотрит тв, канал рыбалка, про природу и с ним не страшно в дикой природе, разведет костер и поймает рыбку)))
Сегодня с сыном был спор, про тв, в моем детстве мы смотрели, но минимум, было чем интересным занятся помимо. И выбирали добрые интересные фильмы. Я вечерами читала, сестра рисовала.
И расскажу про его выходные, разрешили ему выйти в интернет. И два дня он и его друзья смотрели блогеров, кто где "покакал", что поел и просто- я пошёл сюда, а потом пошёл туда, что я здесь увидел, не скажу, и опять я пошёл. Коверканый язык.
И они это смотрели и так все в его классе, потом я не удивлена,что на самые простые вопросы дети немогут ответить. Очень сложно поймать мысль, если в голове бессмысленное...
А почему? Это ж Ваш сын, почему ему эта бессмыслица интересна?
Всё познается в сравнении)) есть такое выражение- мама, в классе все разговаривают и обсуждают, я не знаю про что там. Дали возможность увидеть. И если мы сделали такое отступление на 2 дня, остальные смотрят без ограничений
Почему интересно детям :
Бессмысленное видео- залипательный контент, например яркие цвета и стимулирующие звуки могут буквально загипнотизировать , заставляя перестать ясно мыслить.
Просматривая происходит -выброс нейрохимического дофамина, который вызывает чувство удовлетворения и удовольствия. Чем больше смотрите (например даже листая ленту в соц.сетях), тем больше вам хочется это делать. Ваш мозг ассоциирует просмотр с чувством удовлетворения, даже когда вы осознаете негативные последствия.
Информационный поток сейчас огромный и в нем надо разобраться и оставить самое нужное и важное для себя! Спасибо за интересную публикацию! Пусть у каждого будут мозги в порядке!
Абсолютно с вами согласна👍
чего только не выберут. вот наши например выбрали слово - Пушкин
"Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви..."
А гниение мозга. не просто выбор, на самом деле огромная проблема...
Спасибо за публикацию
интересно