Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Д.П. Подписчиков: 1947
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М

Советские учебники истории как носители политического мифа

11 дочитываний
3 комментария
Эта публикация уже заработала 2,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Советские учебники истории как носители политического мифа

Коллаж автора из фото в свободном доступе


Как говорится, для начала договоримся о терминах. Миф в контексте данной статьи — это вовсе не аналог сказки для взрослых. Это идеологический конструкт, излагающий в доступной и компактной форме основные положения мировоззренческой концепции, включая близкое к художественному историческое повествование.

1930-е были для нашей страны годами для исследования весьма интересными, хотя и может показаться, что всё уже изучено и описано сотни раз. В детские и юношеские годы автора этой статьи 1930-е ассоциировались с первыми пятилетками, кинокомедиями с Любовью Орловой, Валерием Чкаловым и другими лётчиками-героями, гражданской войной в Испании. Начиная с Перестройки почти на 2 поколения в ассоциации вторглись репрессии, вытеснив всё остальное. Но не так много людей знают, что в 1930-е годы проходила полномасштабная реформа системы образования в СССР.

"Советская школа была лучшей в мире" — а какая из них?

Одним из важнейших эпизодов этой большой реформы был возврат в новом качестве преподавания истории в общеобразовательной школе. В июне 1934 года, 90 лет тому назад Центральный Комитет ВКП(б) вынес постановление "О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР", которое гласило:

Предложить наркомпросам союзных республик ввести в начальной и неполной средней школе преподавание элементарного курса всеобщей истории и истории СССР:
а) элементарная история СССР с краткими сведениями по всеобщей истории в III классе (80 час.) и IV классе (40 час.);
б) история древнего мира: древний Восток и Греция — в V классе (80 час.) и Рим — в VI классе (40 час.);
в) история средних веков: V — XI вв. — в VI классе (40 час.) и XII — XVIII вв. — в VII классе (80 час.).

Для сравнения: при современной продолжительности учебного года 80 часов — это больше 2-х уроков в неделю. Главной опорой для осуществления единообразного обучения истории должен был стать единый учебник по отечественной истории. В марте 1936 года выходит совместное постановление Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) "Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории Союза ССР с краткими сведениями по всеобщей истории", причём конкурс предусматривался открытый, участие могли принять как коллективы, так и отдельные авторы.

Учебник должен быть рассчитан на учащихся III и IV классов начальной, неполной средней и средней школы (10—12-летний возраст учеников).

Поскольку школьный курс истории да ещё в советское время — это не столько наука, сколько идеология, все вопросы, связанные с его созданием и распространением безусловно были в зоне особого внимания власти. Победу в конкурсе одержал коллектив с кафедры истории СССР Московского пединститута под руководством профессора Шестакова А. В. В результате в 1937 году был опубликован по сути первый школьный учебник отечественной истории с момента прихода большевиков к власти.

Советские учебники истории как носители политического мифа

Обложка первого издания учебника по истории СССР под редакцией Шестакова А. В.


С некоторыми изменениями этот учебник издавался до 1955 года. С начала 1930-х годов начальное общее образование стало обязательным в Советском Союзе. Поэтому долгое время "Краткий курс истории СССР" оставался самым реальным средством распространения государственно-политического мифа. Потому дальше рассмотрим ключевые положения этого учебника. Надо признать, для большинства современных выпускников советской школы многое из того учебника может показаться незнакомым и даже странным. Начать можно с банальностей, но ставших банальностями не без этого учебника.

СССР — страна социализма. На земном шаре есть только одна социалистическая страна. Это наша родина.

Историческое знание — знание более конкретное, чем абстрактное, хотя историческое исследование вполне пользуется и математическими методами. А вот государственно-политический миф при всей его оформленности конкретными деталями всё-таки является абстракцией, приложимой к бесконечному числу повторений. Марксистская мифологизированная методология в учебном курсе приучает смотреть на исторические явления как на типовые и детерминированные. В таком ключе изложены социогенез и политогенез на территории тогдашнего Союза ССР. Важным пунктом в этих процессах обозначено возникновение неравенства через разделение больших родов (кланов) на отдельные семьи.

Много веков жили люди родами и племенами. Постепенно роды стали делиться на семьи. Семьи помноголюднее и посильнее стали завладевать участками земли, частью скота и вести собственное хозяйство, перестали делиться с другими тем, что добывали. Они забирали себе и пленников и заставляли их работать на себя. Таким образом в племени появилось неравенство.

Советские учебники истории как носители политического мифа

Скриншот карты из учебника "Краткий курс истории СССР

Из появления богачей-угнетателей и бедняков-тружеников развилось государство. Цепочка причин, получается, начинается с появления семьи. Без семьи у людей было всеобщее братство. Пропуская историю возникновения различных древнейших государств на территории Советского Союза, переходя к рассказу о формировании русской государственности и первых русских князьях, авторы учебника образца 1937 года обрисовали начало централизованного государства Рюриковичей как жизнь славян под властью захватчиков.

В IX веке северные славяне были покорены разбойничьими шайками варягов — выходцев из-за Балтийского моря. Предводитель варягов засел в Новгороде, и отсюда его дружина делала набеги на соседние племена, забирая у них меха, мед и воск и уводя в плен людей.
* * *
В конце IX века в Новгороде, как рассказано в старинных записях, был князь из варягов — Рюрик. Покоренные им славяне платили ему дань. После смерти Рюрика князем стал воинственный Олег. Он не остался в Новгороде, а спустился вниз на Днепр и добрался до Киева, завладел им и сделал его своим главным городом.
С начала Х века Киевское княжество славян называется Киевской Русью.
Олег объединил под своей властью много славянских племен и наложил на них тяжелую дань. Часть славянских князей была истреблена, часть из них подчинилась Олегу и вместе с ним грабила славянское население. Варяжские завоеватели скоро смешались со славянами и приняли их язык.

Такова версия мифа, изложенная в учебнике 1937 года, в изданиях середины 1950-х тоже под редакцией Шестакова А. В. уже смягчён тезис о покорении варягами-скандинавами славян: вместо слова "покорили" в том же абзаце уже "совершали набеги". В учебнике для 4 класса 1961 года издания авторов Алексеева С. П. и Карцова В. Г. рассказ о первых русских князьях уже начинается с Игоря, минуя Рюрика и Олега. А в 1970-х - начале 1980-х в "Рассказах по истории СССР для 4 класса" (авторы Голубева Т. С., Геллерштейн Д. С.) повествование о начале русской государственности вообще начинается с Ярослава Мудрого, а это уже через 2 века после призвания Рюрика. Вообще рассказ о Киевской Руси в последнем учебнике по истории СССР для 4 класса максимально обезличен.

Советские учебники истории как носители политического мифа

Скриншот обложки учебника "Рассказы по истории СССР для 4 класса" 1986 года издания; по такому же учебнику автор настоящей статьи учился в 1979 году


А князь Рюрик как исторический персонаж в послевоенные десятилетия исчез даже из вузовских учебников. Таким образом, в советском государственно-политическом мифе сюжет возникновения единого Русского государства, получившего у исследователей для своего начального периода наименование Киевской Руси, прошёл интересный путь изменений. Через 20 лет после свершившейся революции при первом знакомстве с историей должно было остаться впечатление, что Русь как единое государство — это результат иноземного завоевания. Через 60 лет после Октября генезис Древнерусского государства должен был восприниматься почти как естественный процесс — жили-были и вот получилось.

Другие сюжеты советского политического мифа, изложенные в школьных учебниках, тоже весьма интересны при близком рассмотрении. А потому продолжение следует...

Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка"на площадке Дзен под заголовком "Советские учебники истории как носители политического мифа".

3 комментария
Понравилась публикация?
3 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Советская история, вещь, вообще, своеобразная. Кратко, школьный курс истории в СССР можно описать, примерно, так:

Сначала была Древняя Русь. Она защитила Западную Европу от монгольского порабощения, но пострадала сама. Иго она сбросила, территориально сильно увеличилась, но ко второй половине XVII в. она уже была отсталой, исконно-просконнй, домотканной, кондовой и пр.

Особенных перспектив у неё не было, но тут пришёл Петр Первый, прорубил окно в Европу и вывел Россию в число передовых Европейских держав. Однако, гнёт монархии делал своё дело, и Россия становилась всё более и более отсталой.

Но тут пришли большевики. Свергли монархию и мирные советские трактора поползли по тучным советским полям, задымили мирные советские заводы, и над страной взошло солнце.

К серьёзной науке это никакого отношения не имеет, но наукой это и не являлось, а было голимой пропагандой.

+1 / 0
картой
Ответить
04.12.2024, 18:06
Санкт-Петербург

У авторов этого пропагандистского шедевра и с элементарной логикой тоже, видимо, проблемы были.

Спасибо Вам за остроумный комментарий)))

0
Ответить

На счёт логики я с вам не соглашусь. Это были суровые реалии соц. действительности. Так, например в книгах по русской истории, изданных в 1930 - 50 гг. самый цитируемый автор это... К. Маркс. И при развитом социализме эти традиции никуда не делись.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Порядок оформления выплат при получении уведомления о без вести пропавшем на СВО

Совсем недавно я посещала один из военных комиссариатов нашей страны и пока ожидала очереди на прием к руководству , то пообщалась практически со всеми, кто пришел в это учреждение с той же ситуацией,...

Как правильно общаться с токсичным руководителем, чтобы не снижалась продуктивность и не доводить себя до выгорания

Наши отношения на работе мы все хотели бы строить так, чтобы раздражительность руководства не влияла на работоспособность и не приводила к выгоранию, а порой и к увольнению сотрудников. А такие случаи бывают,...

«Фаэты» Александра Казанцева: что будет, если ядерная война уничтожит цивилизацию – и почему это предупреждение актуально сегодня

"Кара Яр в бою с тольтеками", иллюстрация создана сетью Грок Трилогия Александра Казанцева «Фаэты» (1970-е годы) – один из самых масштабных романов советской научной фантастики. Это не просто приключения,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы