Битломания: 60 лет позади

Коллаж автора из фото в свободном доступе
И вот вы снова рветесь в бой
Сначала за билет входной
Потом поход по головам:
Автограф крайне нужен вам.
Вы измотались просто вдрызг
Зато в руках заветный диск,
Кусок подошвы и шнурок
Со знаменитых ног!
(рок-группа "Альфа", песня расклейщиков афиш)
Битломания (Beatlemania) — взрывы массовой истерии с появлением мегаполисов, телевидения, концертов на стадионах стали общемировым культурным достоянием. Интересно, что такое явление как битломания хотя и не повторялась в полном объёме, но стало своеобразным эталоном для подобных нарушений заповеди о несотворении себе кумира. Бегающие за звёздами толпы поклонников, бдящих в карауле у дома кумира, превращающих в фетиш каждую мелочь, доставшуюся от знаменитости, были и раньше. Но вряд ли было подобное не почитание, а именно поклонение, напоминающее религиозный культ. Вполне закономерно, что в декабре 1980 года одного из четырёх Джона Леннона убил именно битломан Марк Чэпмен.

"Битлз" в концертном зале "Палладиум" 13 октября 1963 года. Коллаж автора из фото в свободном доступе
Итак, отсчёт битломании, то есть взрыву массового фанатичного поклонения даже не песням, а самому факту существования группы музыкантов из г. Ливерпуля под названием "The Beatles" ("Битлз") часто принято начинать с концерта в лондонском "Палладиуме" 13 октября 1963 года. Весь 1963 год для битлов и всей сложившейся вокруг их менеджера Брайана Эпстайна команды был годом стремительного восхождения бренда "Битлз" на вершину славы. Их песни прочно заняли высшие места в хит-парадах, турне по Великобритании сопровождались всё большим психозом поклонников, мерч группы всё больше становился наивыгоднейшим товаром, наконец по улицам родного Ливерпуля невозможно стало передвигаться пешком или без грима, новости их карьеры прочно заняли первые полосы газет.
На следующий день первые полосы всех газет были полностью забиты описаниями истеричной толпы, сопровождающимися красноречивыми фотоиллюстрациями массового психоза. В статьях не было ни слова о том, хорошо или плохо пели «Битлз», — единственной темой для обсуждения стал вызванный ими хаос.
(Дэвис Хантер "Битлз. Авторизованная биография")
Но это всё британские дела, в 1960-е английская-шотландская-валлийская публика могла в своих предпочтениях ещё поменять вектор, благо в рок-музыке британцы сполна брали реванш за своё прошлое слабое участие и периоды расцвета классической музыки в XIX столетии и взлёта джаза в первой половине ХХ века. Но истерия могла быстро закончиться, если англичане всё-таки не растеряли своего чувства юмора.

3-й студийный альбом "Битлз" под названием "Вечер трудного дня" (1964). Фото с сайта "Википедия"
Началом полноценной битломании, ставшей общемировым достоянием, всё же стоит считать следующий 1964 год. Во-первых, впервые группа, играющая бит или рок, добилась безоговорочного успеха в Соединённых Штатах Америки, чья публика принципиально не расположена принимать чужаков, если это рок или джаз. Огромный успех 1964 года "Битлз" в США назовут британским вторжением, за битлами в Америке успех будут иметь гастрольные туры и других рок-групп из Великобритании.
Во-вторых, в 1964 вышел первый фильм "Битлз", героями которого были они сами. Это была эксцентричная кинокартина с претензией на комедию "A Hard Day's Night" ("Вечер трудного дня". С тем же названием и в том же году вышел в свет третий студийный альбом группы с тем же названием, песни из которого были саунд треком к фильму. Что касается фильма, это была своего рода мифологизированная хроника одного дня из жизни "Битлз", снятая на чёрно-белую плёнку. Кстати, в этом фильме в эпизоде снялся тогда ещё будущий знаменитый рок-музыкант Фил Коллинз.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Вечер трудного дня" (1964)
В-третьих. Может быть, это покажется на первый взгляд неубедительным, но именно в 1964 году советские СМИ стали писать о "Битлз", в том числе и хорошее, хотя хорошее придёт ближе к 1968.
Weekend изучил официальную советскую битломанию и проследил, как из лохматых порождений буржуазного лжеискусства The Beatles превратились в идейно близких представителей прогрессивного человечества.
(издание "Коммерсантъ", 07.12.2018 г.)
В 1967 году фирма "Мелодия" включила в сборник "Музыкальный калейдоскоп" известную битловскую песню "Девушка" ("Girl"), так её подписав:
"Девушка" (музыка и слова народные) квартет "Битлс"
В декабре 1964 года тогда уже знаменитый композитор Никита Богословский поместил в популярной среди интеллигенции "Литературной газете" довольно ироничную публикацию о битлах под общим названием "Из жизни "пчёл" и навозных "жуков", обыграв аллюзию названия группы the Beatles с английскими beatle (жук) и beat (бить). Первая часть статьи — дневник некоего субъекта, устроившегося работать в команде, обслуживавшей гастрольный тур" Битлз", а вторая — уже размышления самого автора, внизу — карикатура из "Нью-Йорк геральд трибьюн".

Статья Никиты Богословского о "Битлз" в "Литературной газете" за декабрь 1964 года. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Статья Никиты Богословского о "Битлз" в "Литературной газете" за декабрь 1964 года. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Многим по-настоящему интересны причины накрывшей на несколько лет "цивилизованный мир" битломании. Интеллигентская привычка к наукообразной магии родила версию о том, что "Битлз" — это порождение загадочного могущественного Тавистокского института. Но эту версию здесь рассматривать не будем ввиду её излишней конспирологичности. Дело обстоит несколько проще: жители туманного Альбиона, несмотря на свою приверженность традициям, к ХХ веку окончательно секуляризовались. Да, протестантизм в англиканской форме устоял, но превратился благодаря своей искусственности больше в культурный феномен. В часть того, что показывают зарубежным туристам. Природа не терпит пустоты, как считал Аристотель, поэтому отсутствие веры в Бога может породить принятие в кумиры кого угодно. "Битлз" играли хорошую, хоть и не затейливую музыку с простыми, но красивыми словами, а с окончанием апогея битломании к этому прибавились и серьёзные эксперименты в студии звукозаписи. Они дурачились наперебой в начале карьеры и сделали это модным стилем, повзрослев, разом шлись каждый по своим серьёзным делам: Джон — в политику, Пол — в бизнес, Джордж — в индийскую мистику, Ринго — в семью. При этом из музыки никто из них не ушёл. Двоих из четвёрки уже нет в живых — Джон Леннон убит в 1980 году в результате покушения, Джордж Харрисон умер в 2001 году от рака. Не полубоги, не сверхчеловеки, просто талантливые люди, которым удалось стать знаменитыми.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Битломания: 60 лет позади".
Да, талантливые. Да, легенды.
Вы правы)
...Что тут думать. Мы с баснописцем Крыловым порешаем так. Высокопрофессиональное творчество группы - пример единения талантов одинаково приличных разных людей, обладающих качественностью. Неприличные люди - не единятся и в приличные музыканты не годятся, как ни садятся. ...Даже двоих единенных сложно найти в этом мире, а тут - аж четверо... А Богословского вероятно вызвали на Политбюро и сказали -Ну, Никитушка, твой выход - пукай в лужу со своей статьей о "жуках".
😂
ОНи УШЛИ, А МУЗЫКА ОСТАЛАСЬ на века!
Музыка вечна!
Ушедшая эпоха.
Уже история.
Помню — читал эти и прочие "произведения", охаивающие "Битлз". Когда же услышал их, впервые, — был страшно удивлён: за что? Это же прелесть! На нашей советской эстраде не было ничего подобного! С тех пор, я и возлюбил западную рок-музыку и неприемлю нашу.
Не знаю, где вы здесь увидели охаивание, видимо, вы из тех, кто ищет, кому бы сапоги вычистить, перефразируя Достоевского.
А статья Никиты Богословского, приведённая Вами здесь — разве не охаивание? Впрочем, вступать в дискуссию с неграмотным хамом, мне влом. Свои сапоги почистите. И учебником русского языка Вам по харе.
Экий же вы дурак!