Последний рейс "Индигирки".
Советский Союз для нужд ГУЛАГа приобрел у США в июле 1938 года коммерческое судно, названное "Индигиркой", в задачи которого входили перевозка пассажиров и грузов из Магадана во Владивосток. В течение 17 месяцев, до начала зимы 1939 года, оно успешно справлялось с поставленными целями, поэтому, очередной рейс не мог вызывать каких-то опасений.
Однако, проходя 12 декабря проливом Лаперуза, корабль, на котором находилось 1173 человека, включая 39 членов экипажа, 835 отбывших срок зеков, 50 - этапируемых для пересмотра дел с 4 офицерами НКВД и 10 конвоирами, а также с наемными работниками с семьями, следовавшими в отпуск, попал в 9-ти балльный шторм, был отнесен к северу японского архипелага, и наскочив на скалы у острова Хоккайдо, начал крениться. Часть людей, находившихся на верхней палубе были смыты в ледяную воду. К концу утра следующего дня на выручку, к лежащему на правом борту "Индигирке", подошел японский сухогруз "Карафуто-Мару". Его экипажу удалось снять оставшихся на советском судне пассажиров и выловить часть обмороженных вокруг него. Но немалое число тех, кто оказался замурован на нижних палубах, извлечь не удалось, так как у спасателей не было мощного режущего инструмента, способного вскрыть крепкую американскую сталь.
Согласно официальным данным погибло 745 человек, что стало крупнейшей отечественной морской катастрофой. Факты были засекречены в течение полувека. И с большой вероятностью, потому, что находившиеся в неприязненных отношениях с Японией, власти СССР не хотели признавать, что подданные врага, по велению сердца, пришли на помощь, спасая живых, а затем хороня мертвых. Потомки островитян на месте погребения у поселка Саруфуцу на собственные средства установили памятный знак. А в Москве решили, погрузившуюся в воду "Индигирку", не доставать.