Колосс Родосский, гигант древности
Согласно традиции, Колосс Родосский представлял собой гигантскую бронзовую статую, установленную у входа в гавань Родоса около 300 г. до н.э. греческим скульптором Харесом Линдосским. Построенный за двенадцать лет, он, как говорят, имел высоту 31 метр, что сделало его самой высокой статуей своего времени. Потребуется подождать, пока Колосс Нерона, несколько столетий спустя, не превзойдет Колосса Родосского по высоте. Столкнувшись с чрезмерными размерами этого творения, можно только задаться вопросом, что побудило родосцев построить его. Город Родос был демократическим государством, поэтому именно люди (за исключением, очевидно, женщин и рабов) приняли решение о строительстве этого памятника, который станет шестым из чудес древнего мира.
Причины строительства Колосса Родосского
Так получилось, что в 305-304 гг. До н.э. Город подвергся особенно жестокой осаде под предводительством Деметрия Полиоркета («захватчика городов»), сына Антигона Одноглазого, бывшего полководца Александра Македонского, и основатель династии Антигонидов. По случаю этой осады Деметриос выставил не менее 40 000 человек, 370 военных кораблей и очень много осадных машин, гигантизм которых поразил современников, в том числе гелеполь (осадная башня) высотой 46 метров, 9 этажей которого были заполнены до отказа, военных машин, все весом в 118 тонн и требующих нескольких тысяч человек для передвижения.
Однако, несмотря на использованные средства (возможно, скорее из желания Деметрия продемонстрировать свою способность создавать военные машины, чтобы напугать родосцев, чем из реальной заботы об эффективности, машины в конечном итоге оказались мало подходящими, в соответствии с обстоятельствами) и длительность осады, Родосцы держатся стойко, и Деметриос, отозванный своим отцом для сражений в Греции, в конце концов воспользовался предлогом первого иностранного примирительного посольства, чтобы заключить договор с родосцами.
Сгенерировано в Шедевруме
Именно в ознаменование этой осады и их сопротивления родосцы подняли Колосса Родосского, который играет роль экс-вотума. Эта традиция строительства статуй больших размеров (более 10 метров) в качестве обета существует со времен архаической Греции. Таким образом, родосцы вряд ли демонстрируют оригинальность в принципе, но отличаются необычайными размерами своей статуи.
Если цель этого колосса - отпраздновать победу родосцев, зачем было ждать 292 г. до н.э., чтобы построить его? Разрыв в несколько лет легко объяснить тем фактом, что у города были другие приоритеты: с одной стороны, ущерб, нанесенный во время осады, был значительным, и его необходимо было возместить, с другой стороны, город основывал свое процветание на торговле, однако она была прервана на несколько лет. Наконец, осада закончилась соглашением о союзе между Родосом и Деметриосом : родосцы должны были оказывать ему военную поддержку, когда он просил об этом, за исключением случаев конфликта с Птолемеями, другими союзниками города, а также потомками генералов Александра.
В этих условиях лучше не огорчать союзника, построив гигантскую статую в качестве напоминания о том, что он был побежден. Однако несколько лет спустя ситуация изменилась: силы Деметрия и его отца Антигона потерпели поражение в битве при Ипсосе, которая привела к смерти последнего и прекращению правления Антигонидов в Азии. Поскольку Птолемеи зарекомендовали себя как важная держава, родосцы смогли оценить, что риск смять Деметрия, чтобы заручиться их благосклонностью, напомнив о победе над врагами, того стоил.
Средства строительства
Поскольку мотивы выяснены, уместно задаться вопросом, как родосцы смогли воздвигнуть эту гигантскую статую. Похоже, что часть денег, потраченных на строительство этого колосса, была получена ... от продажи осадного снаряжения, оставленного Деметрием в 304 году, в том числе знаменитого Гелеполя, поврежденного родосцами и оставленного на месте, что не лишено иронии. Несомненно, также были добавлены различные материалы, использованные в приспособлениях для строительства статуи.
Судя по количеству использованного железа и бронзы (по данным византийского летописца Филона : 300 талантов железа, 500 талантов бронзы), статуя, несомненно, была в основном сделана из дерева (как и хризелефантиновая статуя Зевса) и покрыта только слоем металла, и все это было сделано из дерева, будучи расплавленным по этажам. Скульптор - Харес Линдосский (Линдос расположен на острове Родос), ученик скульптора Лисиппа, который сам создал колоссальную статую в Таранто, более высокую для своего времени, а затем превзошедшую ее. Колосс Родосский.
часть 1-я
Спасибо за прочтение. Благодарю за ваши «лайки», комментарии!
Интересно, спасибо.
Мерси! 👍
Спасибо за просвещение.
Благодарю за отклик!