Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Д.П. Подписчиков: 1948
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М

Против России — русофобия, против Франции — Просвещение? № 1 списка: Вольтер

21 дочитывание
4 комментария
Эта публикация уже заработала 4,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Против России — русофобия, против Франции — Просвещение? № 1 списка: Вольтер

Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки


Его считают едва ли не зачинателем французского Просвещения. Хотя большинство читателей, наверное, только и помнят, что с ним состояла в переписке российская императрица Екатерина II. Не сказать, чтобы его книгами в России зачитывались, в учебниках о нём кочует набор стереотипов о его умеренности и консерватизме среди всех деятелей французского Просвещения при всей его язвительной ироничности. И всё-таки случившаяся через 11 лет после его смерти Великая французская революция была бы, наверняка, менее кровавой, не потрудись он на ниве раскачивания общественного сознания.

Против России — русофобия, против Франции — Просвещение? № 1 списка: Вольтер

Портрет Вольтера, худ. Николя де Ларжильер. Фото с сайта "Википедия"


Вольтер, настоящее имя которого Франсуа-Мари Аруэ, своим псевдонимом породил в России термин, обозначающий крайнюю степень вольнодумства, — вольтерьянство; лозунгами которого через пару столетий станут фразы: "Ничто не истинно и всё дозволено" или "Запрещается запрещать". И, несмотря на тщеславие мирового масштаба, его главной мишенью была родная Франция. Проблема и даже угроза русофобии как именно внутренняя угроза с самого начала дискурса в XIX веке, сопоставлялась с ситуацией во Франции в XVIII столетии. Уже во второй половине ХХ автор большого эссе с характерным названием "Русофобия" Игорь Ростиславович Шафаревич использовал термин "малый народ", введённый Огюстеном Кошеном при исследовании социальных групп, подготавливавших и двигавших Великую Французскую революцию. Как бы возвращая долг за использование термина "малый народ", рассмотрим деятельность одного из ключевых фигурантов французского Просвещения по осквернению национальных святынь. Один из способов, который применял Вольтер, — это опорочить кого-то из национальных героев. И его выбор пал на особо чтимую со Средних веков Жанну д'Арк или Орлеанскую девицу (деву). Жанна Орлеанская по месту совершения своего подвига в г. Орлеан, под стенами которого она выступила не только как пророчица, но и как военный вождь. С её появлением на авансцене событий можно связать изменение для французов смысла Столетней с династического конфликта между претендентами на французский престол на национально-освободительную борьбу против английского порабощения. К тому же с именем Жанны д'Арк связана идея о покровительстве Франции со стороны Богородицы.

Против России — русофобия, против Франции — Просвещение? № 1 списка: Вольтер

Жанна д'Арк в доспехах перед Орлеаном, худ. Ленёв Э. (1886-1890). Фото с сайта "Википедия"


Жанна д'Арк была канонизирована католической церковью только в 1920 году. Но её реабилитация прошла ещё в 1456 году через четверть века после неправедного суда над ней, приговорившего будущую святую к сожжению на костре, тогда же на месте её казни было решено воздвигнуть высокий крест. Правда, современный крест на этом месте поставлен в прошлом столетии, но и в позднем Средневековье Жанна из Домреми уже была популярным персонажем.

Против России — русофобия, против Франции — Просвещение? № 1 списка: Вольтер

Памятник Жанне д'Арк, скульптор Лежен Б. С-Петербург, Адмиралтейский район, переулок Советский. Фото взято с сайта 2ГИС


Интересно, что в 100-летний юбилей её канонизации Санкт-Петербургу со стороны французской ассоциации "Друзья Жанны д'Арк" был передан её памятник, который и был установлен в Советском переулке между улицами 3-й и 4-й Красноармейскими. Автор памятника французский скульптор уроженец Киева, окончивший Петербургскую Академию художеств в 1974 году, Борис Лежен.

Против России — русофобия, против Франции — Просвещение? № 1 списка: Вольтер

Первое авторизованное издание "Орлеанской девственницы", сделанное в г. Женеве в 1762 году. Фото с сайта "Википедия"


В нашей стране ещё в советские времена не к чести нашей несколько раз издавался сатирический памфлет в стихах Вольтера "Орлеанская девственница" ("Орлеанская дева", если в другом переводе). Как утверждал сам автор в своём шутовском предисловии, эту "поэму" он начал творить в 1730 году. Первые издания этого стихотворного пасквиля осуществлялись анонимно: в 1755 году во Франкфурте (Германия), в 1756 году в Париже. Эти полулегальные издания содержали совсем уже непристойные вставки. Вольтер потом в первом же авторизованном издании будет лицемерно утверждать, что якобы не имел отношения к литературному хулиганству. Доказать его полную причастность вряд ли когда-нибудь удастся, но в биографии этого сатира немало подлых эпизодов, недаром же этот революционер умудрялся не только вступать в переписку с европейскими властителями, но и находиться на весьма солидном иждивении у некоторых из них.

Против России — русофобия, против Франции — Просвещение? № 1 списка: Вольтер

Карл VII и Агнеса Сорель в бане. Иллюстрация к Песне первой "Орлеанской девственницы", гравюра школы Ж.-М. Моро, 1819 год. Фото с сайта "Википедия"


В русском переводе советского издания 1971 года имя героини пасквиля "Орлеанская девственница" приводится в древнегреческом варианте — Иоанна. Чтобы опошлить с самого начала героический эпизод национального исторического мифа, повествование начинается с фривольного на грани с лёгким порно описания причины того, почему король Франции Карл VII не идёт на выручку г. Орлеану, осаждённому англичанами, и вообще своему королевству потому что занят приятным времяпрепровождением со своей возлюбленной Агнесой Сорель. В связи с чем небесный покровитель Франции Святой Денис появляется на совещании отцов города Орлеан и сообщает им, что спасение придёт от девственницы и получает ответ, по цинизму достойный вполне века ХХ или XXI, но даже для XVIII это был явный перебор.

Ришмон, насмешник вечный и шутник,
Вскричал: «Клянусь, мой милый духовник,
Мне кажется, вы вздумали напрасно
Покинуть ваш приют весьма прекрасный,
Чтобы отыскивать в стране гуляк
Игрушечку, что цените вы так.
Спасать посредством девственности крепость
Да это вздор, полнейшая нелепость.
Притом не видно дев у нас в краю,
Зато они кишмя кишат в раю!
Свечей церковных в Риме и в Лорете
Не более, чем дев в нагорном свете.
Но вот во Франции – увы! – их больше нет,
В монастырях и то пропал их след.
От них стрелки, сеньоры, капитаны
Давно освободили наши страны;
Подкидышей побольше, чем сирот,
Наделал этот воровской народ.

В местечке Домреми Святой Денис находит того, кого ему нужно — девственницу Иоанну. И здесь Вольтер не обошёлся без скабрезных намёков о происхождении Жанны д'Арк.

Среди Шампанских невысоких гор,
Где сто столбов, увенчанных гербами,
«Вы в Лотарингии», — вещают сами,
Был городок, безвестный до тех пор;
Но он стяжал невянущую славу,
Затем что спас французскую державу
И галльских лилий искупил позор.
О Домреми, твои поля и воды
На годы да прославятся и годы!
Твоих холмов убогих не пестрят
Ни апельсин, ни персик, ни мускат,
И твоего вина я пить не стану;
Но Франции ты подарил Иоанну.
Здесь родилась она: кюре-петух,
Производивший всюду божьих слуг,
За мессой, за столом, в постели рьяный,
Когда-то инок, был отцом Иоанны.

Сомнительного происхождения девственница Жанна в вольтеровской версии вовсе не праведница, слышащая голоса с 13 лет, а просто девушка, прислуживающая в местном кабаке. Святой Денис сорвал, можно сказать, метафизическую диверсию английского монаха и шпиона-чернокнижника, который попытался в высших целях "испортить" Иоанну (Жанну).

Один монах, прозваньем Грибурдон,
Покинувший с Шандосом Альбион,
Был в это время в том же самом месте,
И он решил лишить Иоанну чести.
Разведчик, проповедник, духовник,
Он был бы первым в воровском собранье.
Повсюду он свой нос совать привык;
И был к тому ж искусен в тайном званье.
* * *
Монах и конюх, слуги Сатаны,
Стащили с девственницы одеяло;
Уж кости, по ее скользя груди,
Должны решить, чье место впереди,
Кому из них принадлежит начало.
Монах взял верх: счастливы колдуны;
Его желания распалены,
Он прыгнул на Иоанну; но нежданно
Денис явился — и встает Иоанна.
Как слаб перед святыми грешный люд!

Миссия Иоанны (Жанны), таким образом, была сохранена, Святой Денис и Архистратиг Михаил снарядили её доспехами и оружием. Затем следует эпизод, больше подходящий для порно-фильмов, но во времена Вольтера никакого кино ещё не снимали. Эпизод выдачи патента на девственность как подтверждение того, что пришедшая к королю Карлу VII девушка по имени Иоанна и есть та самая, которая нужна для спасения Франции.

К надменной деве обратив вопрос,
Он величавым тоном произнес
Слова, какими всякая смутится:
«Иоанна, слушайте, а вы — девица?»
Она в ответ: «Велите, я снесу,
Чтоб доктора с очками на носу,
Аптекарь, бабка и писец случайный
Те женские исследовали тайны;
И кто еще знаток по тем делам,
Пусть подойдет и пусть посмотрит там».
Карл в этой речи, мудрой и смиренной,
Ответ увидел боговдохновенный.
Он молвил: «Чтоб поверил я вполне,
Скорей, не думая, скажите мне,
Чем в эту ночь я с милой занимался».
Но коротко: «Ничем!» — ответ раздался.
Склонился Карл пред божиим перстом
И крикнул: «Чудо» — осенясь крестом.
Выходят, меховым кичась убором,
Ученые, в руке их Гиппократ,
Колпак на голове; они глядят
На девушку, открытую их взорам
Совсем нагой, и господин декан,
Вотще искав какой-нибудь изъян,
Вручает миловидной внучке Евы
Пергаментный патент на званье девы.

Дальше будут шутовские эпизоды вообще не имеющие отношение к истории Жанны д'Арк и Столетней войны, просто присочинённые, чтобы повысить уровень скандалезности. Среди многочисленных похотливых субъектов вокруг хотя и девственной, но не так уж и целомудренной Иоанны, например, уродливый гермафродит (или андрогин, тут Вольтер и сам до конца не определился). Пересказывать или подробно комментировать весь этот шедевр пошлой графомании нет смысла, у кого появится желание, тот прочитает памфлет целиком или прослушает аудиокнигу.

Постмодерн XVI века: "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Появление подобных Вольтеру, Руссо, Дидро подонков просветителей не опасно для общества до тех пор, пока не находится достаточное количество морально и интеллектуально слабых потребителей, готовых с радостью рукоплескать всему, на что укажут, что это модно, современно, актуально, в тренде. К XVIII веку, увы, французское общество приучилось потреблять в нарастающем количестве раблезианский продукт. А когда прекрасное и безобразное не имеет различия, тогда человек становится беззащитным перед злом.

Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Против России — русофобия, против Франции — Просвещение? № 1 списка: Вольтер".

4 комментария
Понравилась публикация?
14 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Стал эталоном вольнодумства

и революции творца

народ смущая до поллюции

идеей сексуальной эволюции,

возникшей в голове больной с конца 🤣

+5 / 0
картой
Ответить
25.12.2024, 15:54
Санкт-Петербург

Класс!

+2 / 0
Ответить

🌹Спасибо!

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
25.12.2024, 10:10
Екатеринбург

От них стрелки, сеньоры, капитаны

Давно освободили наши страны;

Подкидышей побольше, чем сирот,

Наделал этот воровской народ.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сбывается как по нотам

Предсказатели, мистики, даже сценаристы сериалов — все они говорили о событиях, которые казались невероятными. Но годы идут и совпадения множатся. Восемь историй, которые заставляют задаться вопросом:...

«Испуганный хомячок»: Высокопоставленный и упитанный сотрудник МИД получил срок за шпионаж в пользу США. Нужна ли высшая мера социальной защиты?

Воистину, самым сильным и тупым чувством человека надо провозгласить жадность. Обеспеченные, благоустроенные
01:44
Поделитесь этим видео

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта.

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта. Китай планирует ужесточить правила использования человекоподобного искусственного интеллекта,...

Ведро с IQ: китайский ответ человеческой лени

Лень — двигатель прогресса. А ведь и правда, многие изобретения были совершены ради того, чтобы облегчить нашу с вами жизнь. Теперь разберемся, как это всё действует. Обычное мусорное ведро на колесиках,...
00:23
Поделитесь этим видео

Женщина в жизни мужчины... какая она?

Здравствуйте, уважаемые друзья, подписчики и пользователи сайта 9111! Сегодня я немного поразмышляла: какая может быть женщина рядом с мужчиной... Когда женщина и мужчина начинают вместе жить,...
02:10
Поделитесь этим видео

Почти миллиард за год? Что известно о заработке певца Вани Дмитриенко в 2025 году

В сети пошла новость о том, что певец Ваня Дмитриенко в 2025 году якобы заработал около 924 млн рублей. Журналисты утверждают, что молодой исполнитель провел 33 концерта, а гонорар за одно шоу — 28 млн рублей.
04:26
Поделитесь этим видео

«Пять ложек эликсира» братьев Стругацких: бессмертие как зеркало человеческой природы – и почему оно не меняет посредственность

"Пять бессмертных посредственностей", иллюстрация создана сетью Грок Повесть «Пять ложек эликсира» (1985) – одна из поздних работ братьев Стругацких, написанная с чёрным юмором и философской горечью.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы