В России опять меняют системы высшего образования: что теперь будет вместо бакалавриата?
На днях глава Минобрнауки заявил, что министерство работает над законопроектом о выходе страны из Болонской системы. В Госдуме уже заявили, что полностью поддерживают будущий закон и примут его в приоритетном порядке.
На самом деле процесс выхода из Болонской системы начался еще в прошлом году — благодаря Указу Президента от 12.05.2023 г. № 343, по которому в шести вузах началась апробация новой российской системы высшего образования. А с 1 сентября 2026 года Минобр намерен внедрить эту систему везде.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Предыстория вопроса
Кому интересна только суть, можно сразу перейти к последнему разделу.
К началу 2000-х система высшего образования в России была унаследована от СССР.
Вузы в основном готовили студентов по пятилетним программам специалитета. Аспирантуры существовали, но туда поступали лишь единицы.
В 2000-х, в условиях политического курса на сближение с Европой, начались разговоры о необходимости приведения российской системы высшего образования к международным стандартам.
Это должно было способствовать признанию российских дипломов в западных странах и укреплению конкурентоспособности российских университетов на международной арене.
В итоге в 2003 году Россия присоединилась к Болонской системе.
Однако долгое время новые уровни образования (бакалавриат, магистратура), оставались слабо распространены и предлагались только как альтернатива специалитету. Полноценно Болонская система заработала в России лишь к 2010 году.
За что критиковали Болонскую систему в России? Почему она не прижилась?
Руководство вузов и преподаватели были недовольны необходимостью перестраивать учебные программы в соответствии с европейскими стандартами.
Например, степень бакалавра в Болонской системе предполагала, что студент должен набрать от 120 до 240 кредитных единиц. В российской системе для получения диплома специалитета таких единиц требовалось не менее 300, причем учет шел в часах, а не в «кредитах». Перевод одной системы в другую вызывал сложности.
Сроки обучения также сократились: бакалавриат занимал 4 года вместо 5–6 лет специалитета. Это стало причиной жалоб на снижение качества образования.
Студенты столкнулись с тем, что дипломы российских вузов все равно не признавались на Западе без дополнительных процедур.
А депутаты не раз утверждали, что Болонская система лишь способствовала оттоку лучших умов за границу.
Что подразумевает новая система высшего образования?
В основном это возвращение к прежней системе специалитета, но с сохранением некоторых элементов Болонской системы.
Система будет включать три уровня:
1) Базовое высшее образование (5–6 лет, аналог специалитета). Этот уровень будет считаться полноценным высшим образованием, достаточным для трудоустройства. Сейчас таковым является бакалавриат, но многие воспринимают его как «незаконченное высшее».
2) Специализированное высшее образование (1–3 года, аналог магистратуры).
3) Аспирантура (сохраняется почти без изменений).
Изменения не затронут систему медицинского образования, которая останется специфичной.
По заявлению главы Минобрнауки, новая система сделает акцент на фундаментальных знаниях и увеличении часов практики. Переход начнется с 1 сентября 2026 года, при этом текущие учебные курсы продолжатся без изменений.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********

Источник фото freepik.com
Никак не могут определиться
В России профессиональное и высшее образование никогда не были на высоком уровне. В Советское время Крупская помогла сделать среднее образование по стране лидером на международном уровне, что к сегодняшнему дню утратилось. Сохранился хороший уровень образования в младшей школе.
Благодарю за Вашу интересную публикацию.
Здрасьте приехали! Теперь ещё больше учиться придётся.
Давно пора!