Очень уж хочется навести порядок со счетчиками воды и электричества в системе ЖКХ
Содержание
1. Счетчики воды
2. Счетчики электроэнергии
3. Сроки отчетности и оплаты
4. Счетчиковые мечты
5. Обсуждение
1. Счетчики воды
Счетчики холодной и горячей воды являются собственностью владельца квартиры. Их назначение понятно, они должны быть установлены специальной лицензированной организацией. Для установки счетчик сначала нужно купить. В продаже есть несколько вариантов счетчиков, резко различающихся по цене. Но у всех одинаковые характеристики: они универсальные с комплектом присоединения на 1/2". Например, счетчики "ЭКО НОМ" СВ-15-110 и "БЕТАР" СГВ-15. Цена первого 863 рубля, второго 1428 рублей. Видимо второй выполнен в более надёжном и совершенном варианте. Но, что интересно, что оба они имеют одну и ту же заводскую гарантию: один год. Но, что ещё более интересно, так это такое требование: поверка обоих счетчиков должна проводиться через каждые 6 лет!
Ну, умора. Это ж надо такое ляпнуть: с одной стороны утверждается, что можно первые целых 6 лет не беспокоиться о счетчике, а с другой — гарантия-то всего 1 год! Если счетчик забарахлит на втором году работы, то изготовитель не понесёт никакой ответственности, убыток понесёт один жилец. А с поверкой что? Кстати, моё ЖКУ в этом отношении действует хорошо. В платёжке, в том месте, где от жильца требуется заполнение показаний счетчиков, печатаются: 1) последние показания предыдущего месяца и 2) точная дата предстоящей поверки. Конкретно, у меня в январской квитанции об оплате за декабрь 2024г. сказано:
1) по счетчику холодной воды показание 670, я указал новый расход 673 и напечатано, что поверка будет 12.03.2025г.;
2) по счетчику горячей воды показание 186, я указал новый расход 190 и
напечатано, что поверка будет 01.05.2027г.
Если за горячую воду 2 года можно не переживать, то предстоящая в марте поверка по холодной воде меня напрягает. Был такой случай. Наступил в прошлом момент поверки. Позвонил в ЖКУ. Они назвали три организации, уполномоченные для этого. Я позвонил в одну из них. Пришёл поверяющий. Он подключил свою аппаратуру к крану. Пропустил воду и вынес вердикт: счетчик барахлит, его нужно сменить. Я заподозрил товарища в обмане. Потому что до его прихода я заполнил 5-литровый баллон, и счетчик точно увеличил свои показания на 5 литров! Я ему ничего не сказал, а просто спокойно и культурно выпроводил вон. Вызвал представителя другой организации. Тот после поверки сказал, что всё в порядке, выдал справку о годности счетчика до следующей поверки.
На основании своего опыта делаю попытку сформулировать проблемы.
Проблема № 1. Цена счетчиков.
Если дорогие и менее дорогие счетчики выдерживают строго нужные сроки эксплуатации, то не видно необходимости в применении дорогих. А если дешёвый счетчик не выдерживает необходимых сроков, то он и даром никому не нужен.
Проблема № 2. Сроки эксплуатации счетчиков.
Говорят, что счетчик разрешается эксплуатировать не более двух сроков. То есть, после первой удачной поверки счетчик работает ещё один срок, после чего он выбрасывается в любом случае, даже если поверка подтвердит его исправность. Если это решение специалистов, то пусть так и будет. Главное, чтобы все об этом знали. И ещё.
Как быть в ситуации, когда счетчик выходит из строя в пределах выделенного ему срока? Возможны 2 варианта: 1) счетчик действительно испортился и 2) счетчик исправен, а мошенник утверждает обратное. Убыток за чей счет?
Проблема № 3. Температура горячей воды.
Старая песня — открываешь кран горячей воды, а вода долго течёт холодная пока, наконец, не появится горячая. И мы платим за холодную, как за горячую. Не хорошо получается. Здесь не только частный убыток, но и государственный: огромные массы воды впустую перекачиваются на выброс. Понятно, что здесь есть и чисто технические проблемы (обратка и/или подогрев). Но проблему решать надо.
2. Счетчики электроэнергии
В отличие от счетчиков воды счетчики по электричеству с некоторых пор не являются собственностью владельцев жилья. Это собственность государства. Конечно, это хорошо для нас жильцов. Отныне мы не будем переживать за техническое состояние электросчетчиков. Одной проблемой меньше. Но другие образовались. Установленные счетчики являются двух тарифными. Они отдельно показывают расход электроэнергии в дневное время и ночное время (далее просто: день, ночь). Необходимость такого раздельного учёта электроэнергии вызвана следующими соображениями.
Днём потребление энергии гораздо выше, чем ночью. А производство электроэнергии продолжается и ночью. Получаются безвозвратные потери. Поэтому, с целью заинтересовать население хоть как-то использовать ночную электроэнергию, государство ввело специальный ночной заниженный тариф.
Казалось бы, чего проще. В квитанции на оплату предусмотрено заполнение двух граф с названиями День и Ночь. В одну записываю дневные показания, в другую ночные. И что вижу? Бухгалтерия ЖКУ оба показания складывает вместе и проводит оплату по тарифу одно тарифного счетчика! Вот те на! Приплыли, что называется! Срывается важная государственная инициатива по эффективному использованию электроэнергии! Через Госуслуги написал об этом безобразии в региональную энергетическую комиссию (РЭК), которая вырабатывает тарифы. Ответ на 4 страницах чисто бюрократический и бестолковый. Написал запрос в пресс конференцию президента в декабре прошлого года. Ответа пока нет, но там 2 миллиона подобных запросов, так что задержка оправдана. Поэтому решил провести своё пенсионерское расследование. Начал с просмотра истории оплаты электроэнергии за последние 2 года.
И сразу же наткнулся на чудо! Видимо двух тарифная идея так вдохновила некоторых товарищей, что они решили двух тарифный счетчик превратить в 4 тарифный! Посмотрите, что из этого вышло.
В январе 2023г. пришла платёжка. Данные счетчика в квт/ч: день — 95, ночь — 123. Итого 95+123=218квт/ч. Это всё надо оплатить. Упомянутые товарищи сделали из одного дневного тарифа два тарифа. Всю дневную энергию за месяц разбили на 2 части в соотношении примерно 7:1. То есть, я в платёжке указал одну дневную энергию в размере 95квт/ч, а мне её разбили на две дневных энергии так: 95=82,7419+12,2581. Причём, первое число в этой сумме оценили в 7,36р. за 1 квт/ч, второе за 5,44р. за 1 квт/ч. Но на этом товарищи не остановились! Они и ночную энергию разбили на 2 части: 123=107,129+15,871, первое число в этой сумме оценили в 2,86р. за 1 квт/ч, второе за 2,59р. за 1 квт/ч. Привожу таблицу расчетов в том виде, как напечатано в платёжке.
Табл. 1.
тариф__х___квт/ч___=__рубли
7,36______82,7419_____608,98
5,44______12,2581______66,68
2,86_____107,129______306,39
2,59______15,871_______41,11
Итого_______218______1023,16р.
В данный момент я не поднимаю вопрос о величине оплаты. Это тема другого разговора. Меня интересует ясность и понимание процесса начисления. Да, должно быть, как минимум, два тарифа. Чтобы заинтересовать население в использовании электроэнергии в такое время суток, когда промышленность снижает её потребление. Поэтому я и заполнил в платёжке две графы: День и Ночь количеством квт/ч. Но, оказывается, этого недостаточно. В табл.1 искусственно появляется два дневных тарифа.
Понятно, что потребление энергии в течение дня идёт не равномерно. Мне надо днём включить стиральную машину. Могу включить утром, в обеденный перерыв или после обеда. Но я не знаю в какие часы пиковая нагрузка, а в какие не пиковая. Знал бы — подыграл бы промышленности. Но никто нигде этих данных не сообщает. Так зачем же выкаблучиваться с разбиением дневного тарифа на 2 части? Можно же ограничиться одним дневным тарифом, подобрав его так, чтобы выйти на требуемую сумму.
Приведенный в табл.1 метод начисления был реализован только в январе 2023г. В остальное время на 2023 и 2024гг произошёл полный откат. Начисления были по одному(!) тарифу! То есть, складывали День и Ночь, потом эту сумму умножали на тариф 5,15р. Причина, говорят, вызвана состоянием программного обеспечения счетчиков.
Уже вышло постановление, в котором подробно указан алгоритм использования счетчиков. Оно очень громоздкое и, как мне кажется, возможно вычурное. Для примера приведу одну таблицу, коих в постановлении очень много.
Табл. 2.
_________1________________2_______3______ 4_______5_______6________7
Одноставочный тариф_5,62____5,63____5,64____6,33____9,28____10,95
Дневная зона___________6,57____6,58____6,59____7,54___11,06____13,04
Ночная зона_____________3,18____3,18____3,59____3,80____5,57_____6,57
В табл.2 дана стоимость тарифа в рублях за 1 квт/ч. Графы 2,3,4 будут действовать в первом полугодии 2025г., а графы 5,6,7 с 1 июля 2025г. Более подробно здесь: https://www.eens.ru/clients/fiz/ceny-tarify?ysclid=m62eelyvdl854019653
Ещё раз повторяю: таких таблиц там много. 2025 год уже наступил. Наступил и срок внедрения упомянутого постановления. А момент истины, понимания счетчиковой политики никак нет.
Проблема № 4. Понятно, что со счетчиками электроэнергии ничего не понятно.
3. Сроки отчетности и оплаты
Не знаю как у кого, а наше ЖКУ требует, чтобы мы передавали ему показания всех счетчиков в срок с 23 по 25 число месяца, а квартплату внести до 10-го числа следующего месяца.
Это очень даже неудобно. Во-первых, удобней считать месяц с 1 и до 1 числа следующего месяца. Во-вторых, пенсию я получаю 13 числа и до 10-го об оплате квартиры не может быть и речи. В-третьих, берите пример с Ростелекома. У них такой порядок. До 20-го числа текущего месяца нужно оплатить их услуги за предыдущий календарный месяц. Можно же, оказывается, поступать по-человечески.
Ничего плохого не случится, если сдвинуть сроки в нормальное русло. Ни копейки не потеряется! Зачем заставлять правой ногой чесать левое ухо, когда левой рукой это проще и легче?
4. Счетчиковые мечты
Давно уже в нашем обществе муссируется понятие "умный дом". Я спросил у Яндекса: это что такое? И в ответ посыпались предложения от разных фирм, продающих и устанавливающих датчики температуры, давления, движения и т.п., различные бытовые автоматы. С моей точки зрения,
если дом хочет стать умным, у него, как минимум, должно быть такое: информация со всех счетчиков в автоматическом режиме должна по линиям связи передаваться нужным организациям и хозяину жилья. Чтобы там не говорили, а решить эту проблему технически не сложно. Было бы желание.
Отсюда вывод:
Проблема № 5. Даёшь умный дом!
5. Обсуждение
Не ставлю вопросов на голосование, т.к. полагаю, что читатель хорошо определился в теме и понимает, что хорошо или плохо. Прошу вас выразить своё мнение по затронутым проблемам. И ещё: расскажите, по возможности, как эти проблемы решаются за бугром?
Я стал счётчики приобретать у управляющей компании и при неполадках с ними пишу претензии к управляйке и они теперь следят за ними от и до.
Основная проблема не в счётчиках, а в самой сист6еме ЖКХ. Менять нужно всю систему, а вместе с ней и систему начисления платежей.
Так предложите структуру новой системы. Хотя бы ориентировочно.
Давно предложил. Больше 15 лет назад: https://brossia.blogspot.com/
Пошёл по ссылке. Частично прочёл, потом появилось сообщение: Не удаётся установить соединение с сайтом. Судя по началу Вы замахнулись на всё. А у меня простой вопрос о ЖКХ: оплата, услуги, отчетность, ответственность. Пусть называется не ЖКХ, но подчёркнутое есть и будет при любой системе. Что предложите?
В том-то и дело, что именно СИСТЕМА организует все действия и всю работу. Рыба тухнет с головы. И если голова в порядке, то и счётчики будут в порядке!
При любой системе будет что-то ломаться и кто-то мошенничать. Существующая система могла бы быть идеальной, если бы соблюдались её законы. Старая беда России: законы хорошие и мудрые, но не соблюдаются.
Самый непонятный и жуткий компонент в ЖКУ это оплата холодной воды в составе горячей 😏
Для того чтобы понять в чем причина сей неразберихи в ЖКХ РФ, попробуйте обратиться в Министерство строительства и ЖКХ за разъяснением по применению нормы опломбировки прибора учета (ПУ) холодной/горячей воды ( в постановлении Правительства РФ указано, что разъяснения по применению норм постановления -- обязанность этого министерства). В постановлении нормирована бесплатная опломбировка ПУ, а как обстоит дело со снятием пломбы с ПУ, либо для замены, а ранее для поверки -- ни слова. И подобная неопределенность во всем, что порождает коррупцию, которая не заинтересована в прогрессе... Человечество достигнет небывалого развития во всех областях науки, но ЖКХ будет по-прежнему на уровне: рвущиеся трубы, фонтаны холодной/горячей воды, мерзнущие потребители в квартирах, жирующие "управляйки", рост тарифов и поток постановлений к постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В недрах Германии полно железа, но нет меди. Тем не менее, трубы делают из дорогой меди и они не рвутся. А у нас есть медь и вообще всё есть. Но всегда чего-то не хватает...(зимою лета, осенью весны и далее по списку).
А мы платим ресурсникам напрямую и никаких проблем, кроме большого количества квитанций. А жилконторе только за текущий ремонт и содержание жилого фонда. И еще они каким-то образом домофон к себе зацепили.
А польза какая от этого? Деньги те же, а мороки больше.
Да, мороки малость больше, зато без посредникоа все разборки.
А что, если я водоканалу напрямую буду платить, то из крана горячей воды исчезнет холодная вода? И если счетчик воды раньше срока скапустится, то убыток они покроют?
Мы очень дружим с нашей управляйкой. И по просьбе ее руководства перешли на прямые платежи. Теперь у УК нет проблем с неплательщиками. Долги взыскивают ресурсники непосредственно с потретребителей.
Елена, но Вы же не должник, зачем тратить время на лишние хлопоты, от которых нет никакой пользы. Лучше уж тратьте это время на статьи в сайт, которые у вас хорошо получаются.