Как правильно обращаться в органы власти.
Публикую статью-продолжение моей первой публикации«Получать ответы на вопросы можно бесплатно. От органов власти» https://www.9111.ru/questions/77777777724429348/
Правовой основой для обращения граждан на федеральном уровне является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Статьёй 7 данного закона установлены обязательные требования к письменному обращению: гражданин в своём обращении в письменной форме в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет обращение в письменной форме, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Под обращением гражданина в соответствии с данным законом понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом следует отметить, что:
- предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
- заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
- жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Текст любого обращения должен отвечать следующему девизу: чётко, ясно и по существу.
Я недавно проходил обучение по искусственному интеллекту (осваиваю вторую специальность по IT). Времени было мало, и очень многое из лекций просмотреть не успел. Но сдал все тесты за день. Хотя у некоторых других участников, у которых было порой больше времени это заняло намного больше времени и сил, да и с меньшим количеством итоговых баллов, чем у меня. Суть в способности грамотно сформулировать вопрос, мысленно поставив себя на место другой стороны, чтобы ей (человеку, компьютеру) была понятна суть вопроса. И второе важное качество — внимательно читать задание, условие - в нашем случае нормативные акты в первоисточнике (бесплатные некоммерческие онлайн-версии правовых систем КонсультантПлюс, Гарант в помощь).
Связный текст, как правило, состоит из двух частей – вступительной и основной. В первой части указывают причины, основания, цели составления документа, во второй (заключительной) – решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации.
Тексты больших по объёму документов разделяются на части: разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Для лучшего восприятия документа его текст делится на абзацы – простейшие компоненты текста, состоящие из одной или нескольких фраз и характеризующиеся единством и относительной законченностью содержания.
Как правило, письмо начинается с уважительного обращения к адресату по имени и отчеству, которые печатаются в центре жирным шрифтом. Письмо, как правило, должно касаться одного или нескольких вопросов, если они взаимосвязаны. Его основное содержание составляют описание события или ситуации, их анализ и приводимые доказательства (обоснования). Заключительная часть письма может заканчиваться формой вежливости. Например:
С уважением, …
С глубоким уважением, …
Обращения, как и другие серьёзные начинания, необходимо делать качественно – например, лучше подготовить одно полноценное, глубоко проработанное обращение, чем 20 «ни о чем». При этом «качественность» находится в прямой зависимости не от объёма, а от структурированности, последовательности и ёмкости изложения.
В тексте письма должно быть как можно меньше «воды» – вещей и описаний, не имеющих отношение к делу, или тех, которые можно лаконично описать двумя словами и подкрепить фактами.
Своеобразным «высшим пилотажем» грамотного обращения являются ссылки на нормативные акты, приводимые вами в подтверждение доводов. Причём чем более чётко вы констатируете факт, тем лучше. Например, вы обращаетесь в управляющую организацию по факту необходимости ремонта рассохшихся дверей. Одно дело – «красочно» расписывать щели в рассохшихся дверях, другое – привести выдержки из табл. 57, содержащейся в документе «Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86(р)» (утв. Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446):
Признаки износа:
Дверные полотна осели или имеют неплотный притвор по периметру коробки, приборы частично утрачены или неисправны, дверные коробки (колоды) перекошены, наличники повреждены
Физический износ, %:
21–40
Примерный состав работ:
Ремонт дверных полотен и коробок с заменой до 50% приборов
Важно понимать, для чего нужно попытаться поставить себя на место органа власти, должностного лица. Например, вы в одном обращении на имя главы муниципального образования затрагиваете широкий круг вопросов – от ЖКХ до недостатков в сфере состояния дорог, транспорта и т.д. Когда приходит ответ, зачастую видно, что там, например, речь идёт только о ЖКХ. Причина проста и кроется в структуре органов власти, состоящих из определённых профильных подразделений – департаментов, управлений, отделов и т.д. Лицо, которое распределяет ваше обращение, конечно, обязано вчитаться в текст – и иногда на одно моё письмо приходило несколько ответов от разных структурных подразделений. Но довольно часто обращения граждан отправляются в одно подразделение, исходя из первичной нумерации поставленных вопросов или их преобладания в тексте. Вот почему вопросы, которые вы ставите, нужно группировать по их видам и направлять отдельными обращениями.
По поводу направления обращения следует отметить несколько принципиальных моментов.
Прежде всего, в большинстве случаев целесообразно начинать подачу обращений с самого «низа» – с первичного уровня органов власти, в компетенции которых находится интересующий вас вопрос.
Обращаться на первичный уровень необходимо, даже если вы обоснованно предполагаете, что в ответ на обращение получите банальную отписку. Причина проста: граждане порой обращаются в федеральное министерство с просьбой отремонтировать разбитую дорогу возле их дома, а потом удивляются, почему их обращение в конце концов направлено в орган местного самоуправления. Дело в том, что вышестоящий орган власти прежде всего выяснит, рассматривался ли данный вопрос органом власти, к компетенции которого он относится, то есть органом местного самоуправления. Другое дело, если орган местного самоуправления отказал гражданам в проведении данного ремонта – тогда нужно обжаловать его действия, прилагая к письму копии соответствующих документов, в том числе ответов. При этом тоже важно соблюдение субординации – бессмысленно обращаться на федеральный уровень, минуя региональный.
Следует обратить внимание на такой существенный фактор, как предмет обращения, или зона ответственности. Например, по территории моего родного города проходят автодороги федерального, регионального и муниципального значения. Следовательно, обращение по поводу ремонта федеральной автомагистрали необходимо адресовать не местным властям, а представителям органов власти (учреждений) соответствующего уровня. Важно учесть, что под магистралью понимается не только само асфальтовое покрытие, но и полоса отвода вдоль указанной дороги. Это актуально в связи с тем, что с просьбой убрать мусор, валяющийся в полосе отвода данной автомагистрали, также следует обращаться в указанные организации.
Как говорилось выше, обращения стоит направлять по определённой системе – снизу вверх. Однако у всякого правила есть исключения. Например, у вас мало времени, а вопрос достаточно важный, и вы обоснованно предполагаете, что орган, в который вы планируете направить обращение, отреагирует на него не совсем так, как требует сложившаяся ситуация. Тогда (отмечу сразу, это должны быть единичные случаи) обращение направляется сразу на имя руководителя региона, хотя заранее известно, что оно будет перенаправлено, к примеру, в орган государственного жилищного надзора данного субъекта РФ. При этом в большинстве случаев мне сообщается, что моё обращение перенаправлено в такое-то ведомство с просьбой дать ответ мне и проинформировать высшее должностное лицо субъекта РФ о принятых мерах. Суть вопроса: мне, в принципе, можно дать любой ответ, но отсылать копию данного ответа своему руководству… Поэтому письма, идущие по такой схеме, поражают своим содержанием в хорошем смысле.
Важно отметить, что здесь надо учиться, в том числе на своих ошибках, и стремиться понять механизм работы органов власти. Например, иногда, условно говоря, надо направить обращение не к губернатору N, так как с большой долей вероятности данное обращение перенаправят в профильное министерство региона N, с которым у вас отношения «не очень», а к заместителю губернатора, курирующему сегмент, в который входит данное ведомство. Конечно, этот вариант не гарантирует успеха, но «метод эксперимента» иногда приносит свои плоды, ведь обращений непосредственно заместителю приходит в разы меньше, чем высшему должностному лицу региона или руководителю профильного ведомства.
Все проблемы условно можно разделить на важные и не очень. Если проблема не очень важная, особенно на первичном этапе, когда есть обоснованное предположение, что ответ будет формальным, нецелесообразно прикладывать к письму подтверждения своих доводов – документы, фотографии, видеоматериалы, схемы и т.д. – это станет просто бессмысленной тратой времени и сил.
Другое дело, если вы обращаетесь на вышестоящий уровень или если есть реальная возможность решить довольно сложный вопрос – в этом случае без «доказательной базы» уже не обойтись. Таковой является любое подтверждение ваших доводов и информации, содержащихся в обращении. Например, вы направляете письмо в местную администрацию для того, чтобы в районе вашего дома было установлено/восстановлено освещение. В подтверждение своих слов можно:
- приложить фото территории или разбитых фонарей;
- приложить схему территории с обозначенными на ней предполагаемыми местами установки опор освещения.
Однако в некоторых случаях приходится решать проблему буквально по крупицам. Приведу пример. Уже давно меня попросили помочь решить вопрос с установкой поближе к дому водозаборной колонки в частном секторе.
Орган местного самоуправления признавал, что радиус нахождения колонки должен быть не более 100 м. В письмах, которые приходили в ответ на обращения, непременно указывалось, что расстояние от дома до этой колонки не превышает 100 м. Начав заниматься данным вопросом, я проверил достоверность этих сведений, используя сервис «Яндекс. Карты». Оказалось, что от ворот дома кратчайший путь по улице к данной колонке составляет не 100, а 150 м.
Поскольку информация, полученная посредством интернета, могла не произвести на чиновников должного впечатления, я приобрёл официальную схему города, начертил на ней линию от дома до колонки, положил рядом линейку и сфотографировал. Затем я переснял данные карты, где указаны её масштаб, сведения об издателе, а также информация о том, что в основе этого издания лежат данные Роскартографии, и направил обращение в местную администрацию и несколько вышестоящих органов со ссылками на карту, нормативные акты и предыдущие ответы органа местного самоуправления, содержащие недостоверную информацию. Через неделю колонка была установлена почти напротив дома.
Думаю, что комментарии излишни, однако необходимо краткое пояснение. В данном письме я показал полную несостоятельность аргументации органа местного самоуправления. Кроме того, наверняка информацию о том, что расстояние до колонки составляет менее 100 м., администрации предоставлял местный водоканал. При этом «крайней» инстанцией, неоднократно направлявшей недостоверные ответы, стала именно администрация, а точнее – конкретное должностное лицо, что, скорее всего, и стало залогом столь оперативного решения данного вопроса во избежание его дальнейшей огласки.
Иногда для того, чтобы составить обращение, найти подзаконные акты, понять механизм доказывания можно просто изучая судебную практику. Например, готовя данный материал, я нашёл в интернете множество решений судов по идентичному вопросу. Если бы я решал проблему колонки сейчас, то при обращении в суд, хотя в нашей стране отсутствует прецедентная система права, я обязательно использовал некоторые данные судебные решения как при подготовке собственно иска, так и в качестве имеющейся судебной практики.
Ещё один источник информации, на который можно ссылаться, – средства массовой информации (СМИ). Причём ссылки можно делать на материалы, размещённые и в печатных версиях, и на официальных сайтах, где объем информации зачастую многократно больше – в электронном виде можно разместить очень много сведений, тогда как печатные площади изданий, естественно, ограничены.
Стоит отметить важный момент: недостаточно сохранить ссылку на нужную вам страницу в меню закладок вашего интернет-браузера, так как материал с сайта может быть удалён или перемещён. Поэтому следует сделать скриншот нужной вам страницы с помощью кнопки PrtScr, расположенной в верхней правой части клавиатуры. Поскольку «фотографируете» вы только то, что видите перед собой на экране, то обязательно нужно «поймать» в кадр адрес страницы, находящийся вверху.
Говоря о привлечении специализированных органов власти, важно отметить следующее. Есть органы власти, специфика которых имеет прямое отношение к теме обращения, а есть те, к компетенции которых освещение непосредственно не относится, но последствия его отсутствия при грамотной постановке вопроса можно успешно к ней «привязать». Например, из-за отсутствия освещения может увеличиться криминогенная составляющая. В связи с этим можно обратиться в органы внутренних дел, например, с просьбой констатировать необходимость установки освещения для обеспечения безопасности граждан.
По схожим основаниям можно обратиться и к Уполномоченному по правам человека и (или) Уполномоченному по правам ребёнка – отсутствие освещения может создавать угрозу жизни детей и взрослых как из-за движения автотранспорта, так и из-за повышения риска криминальных проявлений. Право на жизнь гарантировано Конституцией. Этот пример может показаться несколько «натянутым», тем не менее, он вполне применим в реальной жизни.
Например, обращение в начале 2010-х к региональному Уполномоченному по правам человека по поводу крыс, во множестве расплодившихся в одном из домов, оказалось гораздо результативнее обращения по этому же вопросу в надзорное ведомство, которое наложило на управляющую организацию штраф, правда, для неё довольно символический. При этом ответ, что «грызуны в доме уничтожены» (которых, кстати, после приезда представителя Уполномоченного по правам человека травили чуть ли не ежедневно), направил за своей подписью глава муниципалитета.
У читателей может возникнуть вопрос: как увязать крыс и нарушение прав человека? Ответ прост: грызуны являются переносчиками инфекционных заболеваний, в том числе бешенства, и, таким образом, представляют угрозу моим конституционным правам, в том числе праву на жизнь.
В заключении резюмирую – к каждой ситуации и вопросу нужен отдельный, индивидуальный подход.
Если статья будет интересна читателям, подумаю над продолжением, затронув вопросы психологии и других «неписаных правил», касающихся коммуникации с бюрократическим аппаратом.