Опыт разрушения Родины

Скриншот обложки брошюры "Гибель империи. Российский урок"
Сегодня мы напомним себе о великой Российской империи, за многие века созданной поколениями наших предков – и сгинувшей за считаные дни.
(Митрополит Тихон "Гибель империи. Российский урок")
В декабре 2023 года фондом "Традиция" была выпущена книга известного деятеля Русской православной церкви епископа Тихона (Шевкунова) под названием "Гибель империи. Российский урок". Если быть точнее, то сейчас митрополита Симферопольского и Крымского. Настолько активного деятеля, что вызывает у многих скрежет зубовный как на не излеченном постсоветском пространстве, так и за рубежами исторической России. Вокруг имени отца Тихона (Шевкунова) много было различных историй, рождённых алчной до сенсаций фантазией журналистов и блогеров. По чьей-то смелой версии отец Тихон (Шевкунов) скрывался под именем загадочного греческого писателя Никоса Зерваса как якобы настоящий автор увлекательной трилогии борьбы русских курсантов Суворовского училища против международной преступной.
Никос Зервас против Гарри Поттера: неразгаданная тайна. Будет ли продолжение?
И то была история почти 20-летней давности. А из тех книг, к которым отец Тихон действительно имел отношение, самая, наверное, известная — это сборник рассказов "Несвятые святые".

Обложка сборника рассказов отца Тихона (Шевкунова). Фото с сайта "Википедия"
Почему автор этой статьи вспомнил про книгу митрополита Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Российский урок" не год назад, а именно сейчас? К стыду своему признаться, не доходили руки. Чрезвычайно общее, даже скорее абстрактное представление о том, про что книга было, а вот выделить время хотя бы по диагонали прочитать как-то не решилось. И тут некоторое раскрытие служебной информации: Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга в конце декабря прошлого 2024 года разослал рекомендательное письмо с приложением ознакомительного фрагмента книги. Ну, наконец-то вместо какой-нибудь методики Вальдорфской школы сатаниста Рудольфа Штайнера!
Буквально месяц назад состоялась защита диссертации на тему «Крушение Российской империи: факторы взаимоотношений власти и общества» на факультете государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Собственно говоря, вышедшая чуть более года назад книга предварила в какой-то мере завершение этого научного изыскания. И вот, присвоение митрополиту Тихону (Шевкунову) учёной степени кандидата исторических наук совпало, а может и сопроводилось, напоминанием педагогическому сообществу об актуальной книге "Гибель империи. Российский урок".

Коллаж автора из фото в книге Тихона (Шевкунова)
О чём же монография митрополита Тихона? Если вкратце, то это попытка всесторонне разобраться в причинах и содержании основных событий русской революции. В качестве предмета выбрана так называемая Февральская революция 1917 года. Причём взгляд его своеобразен, но это не оригинальность ради оригинальности. Масса дилетантов, живо интересующихся русской революцией и последующим развитием утопического эксперимента, давно поделились радикальным своим крылом на "совков" (более резкое выражение приводить не будем) и "булкохрустов". Первые прочно усвоили, что революция вытащила Россию из какой-то невероятной дикости и отсталости. И вершилась она народом для реализации своих мечтаний с одной стороны и по необходимости — с другой. Вторые же уверены, что в России ситуация была близкая к райской, и народ не хотел никаких революций, но тайный заговор сделал своё чёрное дело — революцию. Как для первых, так и для вторых зло — это всегда нечто внешнее, а народ всегда хорош и всегда прав, только в первом случае каждый представитель народа объективно (или инстинктивно?) ненавидит власть, а во втором так же инстинктивно любит ту же самую власть. Отец Тихон начинает свою монографию с довольно провокационных шагов, разбивая в пух и прах тезис о гнетущей вековой отсталости России. При этом на примерах тех, кого только даже невежественные сектанты современного сталинизма могут упрекнуть в антисоветчине: Косыгина А. Н. и Хрущёва Н. С.

Слева молодой слесарь Хрущёв Н. С. со своей женой, справа отец будущего брежневского премьера Косыгина А. Н. токарь Косыгин Н. И. с детьми, крайний справа — Алексей Косыгин, будущий председатель Совета Министров СССР. Коллаж автора из фото в книге "Гибель империи. Российский урок"
Конечно же, до революции далеко не все обладатели рабочих профессий имели такой высокий доход, как в примере с предками Косыгина. Но и уравниловка в Советской России торжествовала в полной мере только в двух периодах: при двух Ильичах — Ленине и Брежневе. Во времена Хрущёва Н. С к ней только устремились и приблизились на волне форсированного строительства коммунизма. Как комментарий к монографии митрополита Тихона — прапрадед автора статьи в своё время работал машинистом в пароходстве известного капиталиста Сироткина и помимо высокой зарплаты получал премии к праздникам, например, шубу бобровую. А его сын, тоже получив специальность машиниста, ушёл в революцию вместе со своими приятелями — сыновьями владелицы каретной компании и ювелирных магазинов. Вот вам и "обострение нужды и бедствий"...
Другая сторона монографии — роль личности в истории. Это ведь только в мистификациях Маркса-Энгельса-Ленина классы действуют согласно коллективного инстинкта, в реальной жизни действуют живые люди.
Комбинации событий в истории — удивительная материя. В свержении Николая II, а соответственно, и во всех последующих событиях огромную роль довелось сыграть двум доселе неизвестным персонажам. Их неожиданный, но вовремя подоспевший вклад в революцию был неоценим. А то, что два случайных маленьких человека оказались каждый по отдельности в свое время в своем месте и сделали именно то, что было критически необходимо для дела революции, явилось бесспорным триумфом российского «передового общества», его многолетних трудов над умами и душами простых людей. Двое из множества учеников революционной России своей инициативой и решительностью сделали то, без чего бы революция более чем вероятно могла бы не иметь успеха.
(Митрополит Тихон "Гибель империи. Российский урок")

Справа — унтер-офицер Волынского полка Тимофей Кирпичников, слева — депутат Государственной думы, комиссар железных дорог Временного правительства Александр Бубликов. Коллаж автора из фото в книге "Гибель империи. Российский урок"
Эти два человека в целом читающей публике известны, хотя эти личности вовсе не всплывают моментально в памяти при словах о Февральской революции 1917 года. Первый за последние годы стал несколько более знаменит благодаря упоминанию и в учебной литературе. Впрочем, ему удалось и в 1917 году стать своего рода "звездой", потом забытой со сменой конъюнктуры. Это Тимофей Кирпичников, организовавший марш резервистов Волынского полка. Второй гораздо менее известный, хотя и занимавший более высокое положение. Это как раз пример человека, сделавшего быструю карьеру и благодаря своему членству в масонской ложе, и благодаря революции, а точнее, сам делавший революцию, воспользовавшись смутой, устроенной его коллегами. Человек этот — инженер-железнодорожник, депутат Государственной думы, член Прогрессивной партии и комиссар Министерства путей сообщения при Временном правительстве Александр Александрович Бубликов. Но отличие монографии митрополита Тихона в том, что отрицательная в целом оценка февральского переворота в ней одновременна с отказом от зацикленности как на абсолютной детерминированности, так и на абсолютизации внешнего врага. И это, думается, не просто личная прерогатива митрополита Тихона (Шевкунова), а объективно-христианский методологический подход.
Никто из высших церковных иерархов не поддержал Государя. А сразу после опубликования в газетах Манифеста об отречении царский трон был вынесен из зала заседаний Синода.
Правды ради надо сказать и нечто большее. В своих мемуарах князь Жевахов отмечал, что его призыв к поддержке монархии нашел отклик у… российских католиков. Католические иерархи и без учения о Симфонии верно догадались о том, что происходит, и обнародовали обращение к своей пастве с обещанием отлучить от причастия всех, кто присоединится к митингующим. И, как пишет Жевахов, «ни один католик, как было удостоверено впоследствии, не принимал участия в процессиях с красными флагами». В данном случае Синод не возвысился даже до уровня католических прелатов, показавших, в отличие от православных архиереев, хотя бы самую элементарную верность присяге, данной ими перед крестом и Евангелием.
(Митрополит Тихон "Гибель империи. Российский урок")
А в такой методологии вопрос о виновности в историческом плане не является спорным.
События Февральской революции беспощадно свидетельствуют, до чего мы сами способны довести нашу страну. Наглядно показывают, что — из самых лучших побуждений — мы можем натворить в России и для самих себя, и для будущих поколений.
(Митрополит Тихон "Гибель империи. Российский урок")
Возвращаясь к поводу для этой публикации — будем надеяться, что усилия Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга не пойдут прахом.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Опыт разрушения Родины".
"Опыт разрушения Родины"
Скорее, опыт разрушения душ...
- именно сейчас широко используется, основываясь на чувствах ложного патриотизма .
Только более хитро и изощренней!)))
- На дурака не нужен нож...
И это верно.
Трудно судить не читая книги, но в любом случае, это оригинальный взгляд на историю.
В Российской Империи армия изначально пыталась соперничать с бюрократией. Иногда это было успешно, как во время переворотов XVIII века, когда гвардия решала судьбы императоров. Иногда – нет, как в случае с провалом восстания декабристов. Поэтому в последующем монархи пытались держать военных в строгой узде, вплоть до 1917 года, когда генералы сыграли важнейшую роль в отречении императора Николая II от престола.
.
Нам не нужен оригинальный взгляд на историю. Нам нужен только официальный, оправдывающий все деяния России.
О да!
За этим-то дело не встанет🤨
Что за помойка у вас в голове!
Прочитайте, искренне советую.
Пока не ответим на вопрос о том кто больше всего хотел революции в феврале 1917 году , то и не сможем ответить на вопрос почему рухнула империя .
Логично, но не совсем.
Результат февраля 1917 это отречение Николая 2, за его отречение были сами Романовы , считая его слабым императором, все командующие фронтами и флотами , телеграфируя призывы к отречению, молчание и бездействия министров, заявления депутатов Гос думы, военно- промышленный комитет , желая участвовать в формировании правительства и участие в распиле бюджета, солдаты запасных полков, чтобы не попасть на фронт, солдаты на фронте желающие окончания войны и уехать в тыл, я не буду перечислять партии революционеров которые просто жаждали свержения монархии ....
Так что список желающих отречения Николая Александровича, практически вся политическая элита.
А кто хотел защищать монархию и императора ?????
Митрополит Тихон-видимо призывает к терпению,послушанию,рабская философия православия.Революция почему возникает "потому что верхи не могут,а низы не хотят"в обществе нет гармонии,нет справедливости,нет справедливости нет мира....Если "верхи"не могут,не хотят обеспечить эту справедливость они и правоцируют "низы" на подвиги..Ну вот например недавно конституционный суд принял решение фактически запрещающее пересмотр итогов приватизации такие вопросы может решать только всеросийский референдум.А сделано это было в тихую по подлому,большинство наверное и не в курсе..
Эх и помойка же у вас в голове! Эх там и помойка!
Спасибо. Познавательная публикация.
И Вам спасибо за уделённое время. Заходите ещё)