Перемотка церемонии вручения премии "Оскар": Как "Красота по-американски" Потеряла Свой блеск
На церемонии вручения премии «Оскар» в 2000 году фильм получил пять статуэток, в том числе за лучшую картину. Затем произошли теракты 11 сентября, экономический спад и уход Кевина Спейси.
Был март 2000 года, и у «Американской красавицы» всё шло как по маслу.
Были кассовые сборы (более 350 миллионов долларов по всему миру, без учёта инфляции, при бюджете примерно в 15 миллионов долларов, согласно данным сайта Box Office Mojo). Были восторженные отзывы («чертовски хорошая картина», — написал в The Los Angeles Times Кеннет Туран). Были три премии «Золотой глобус».
«Это было странно, потому что я ожидал, что это будет небольшой артхаусный фильм, — сказал Алан Болл, получивший премию «Оскар» за сценарий, в недавнем телефонном разговоре из своего дома в Лос-Анджелесе. — Я думаю, что это всё, чего мы ожидали».
«Я понятия не имела, что всё обернётся именно так», — сказала Аннетт Бенинг, сыгравшая меркантильную жену в сатирической картине Болла о семье из пригорода, отец которой, Лестер Бёрнэм (Кевин Спейси), увольняется с офисной работы и становится одержим лучшей подругой своей дочери-подростка.
Затем ещё больше наград: пять премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, режиссуру (Сэм Мендес), оригинальный сценарий (Болл), операторскую работу (Конрад Л. Холл) и актёрскую игру (Спейси).
«Я немного ошеломлён», — сказал Мендес с широко раскрытыми глазами в своей благодарственной речи, присоединившись к Делберту Манну, Джерому Роббинсу, Роберту Редфорду, Джеймсу Л. Бруксу и Кевину Костнеру в качестве единственного режиссёра, получившего высшую режиссёрскую награду Академии за свой полнометражный режиссёрский дебют.
«У меня в кармане была фляжка, — сказал Болл, вспоминая тот момент. — Это был единственный способ, которым я мог с этим справиться».
Критики сошлись во мнении, что фильм стал освежающим отходом от типичных высокоинтеллектуальных голливудских фильмов: после десятилетия, в котором доминировали исторические драмы, такие как «Влюблённый Шекспир» и «Титаник», он стал триумфом более рискованного кинопроизводства. В эпоху процветания, когда безработица в Америке составляла около 4%, фильм стал отдушиной для жителей пригородов из среднего класса, недовольных своей удобной работой и роскошными домами в богатых районах.
«Говорить о скрытой изнанке было своего рода клише: «О, люди на самом деле не счастливы в своей идеальной жизни, на самом деле они втайне недовольны», — сказал Габриэль Россман, доцент кафедры социологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, чьи исследования посвящены культуре и средствам массовой информации.
Итак, когда вы просматриваете список 100 величайших фильмов 1990-х годов, вы ожидаете увидеть «Американскую красоту» ... на первом, четвёртом, десятом месте?
Отсутствующий?
В контексте современной эпохи — после 11 сентября, после экономического кризиса, на фоне политических потрясений — критиковать фильм «настолько болезненно легко, что это кажется несправедливым», — написала в Time в 2019 году кинокритик Стефани Захарек.
Так что же произошло?
«Я думаю, что культура решила, что это был «важный» фильм, несмотря на то, что он был снят молодой студией менее чем за 15 миллионов долларов в том же духе, что и независимый фильм, — написал Мендес в электронном письме. — Он был осыпан наградами, и после этого ему оставалось только одно — столкнуться с негативной реакцией».
Конечно, есть ещё один вопиющий фактор: Спейси был обвинён в сексуальных домогательствах более чем десятком мужчин и мальчиков-подростков 20 лет назад — в 2023 году он был оправдан по обвинению в сексуальном насилии, — из-за чего похоть 42-летнего Лестера по отношению к 17-летней Анджеле Хейс (Мена Сувари) выглядит уже не дерзкой или вызывающей, а, скажем так, отвратительной.
Это, безусловно, сыграло свою роль, — сказал Крис Кейгл, доцент кафедры истории и теории кино в Университете Темпл в Филадельфии, — но изменение критического мнения началось задолго до судебных исков.
«Фильмы, получившие «Оскар», часто воспринимаются как что-то среднее, — сказал он. — Это не обязательно плохо — «среднее» может быть просто способом, с помощью которого фильм массового проката может сделать что-то другое, масштабное или экспериментальное, — но, тем не менее, фильмы «среднего» уровня, как правило, вызывают насмешки у людей, которые считают их банальными или устаревшими».
Мнения о фильмах не обязательно совпадают с политическими или экономическими реалиями того времени, но эти факторы могут играть роль. И в сентябре 1999 года, когда DreamWorks выпустила фильм в прокат в США, это было время экономического подъёма. Экономика процветала. Рабочих мест было много.
Проще говоря: гораздо легче предаваться фантазиям об увольнении, когда у вас есть работа, с которой можно уволиться.
Это означало, что фильм о том, как поддаться своим желаниям — бросить опостылевшую работу в офисе, изменить супругу, сбежать от странных, смущающих родителей, — пришелся как раз кстати.
«У каждого был свой способ попасть внутрь», — сказал Дэн Джинкс, продюсер фильма.
Поэтому, когда 11 сентября 2001 года террористы врезались на двух самолётах в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а после финансового кризиса 2008 года рынки погрузились в многолетнюю рецессию, популярность фильма резко упала.
Внезапно мужчина, жалующийся на свою скучную идеальную жизнь и офисную работу, показался мне довольно странным.
Мендес сказал, что после теракта он тоже переосмыслил свою работу.
«По крайней мере, в течение десяти лет после 11 сентября я был смущён тем, насколько фильм был самодовольным — своего рода самолюбованием», — сказал он.
Затем в 2017 году появилось движение #MeToo, которое изменило отношение общества к сексуальному насилию.
17-летняя героиня Анджела, которая в 1999 году казалась такой сексуально раскрепощённой? Теперь, когда мы лучше понимаем, что такое сексуальное насилие, становится ясно, что, хотя она и казалась уверенной в себе и контролирующей ситуацию, ею пользовались.
Другой фактор: растущее признание гомосексуальности. В 1999 году Вермонт стал первым штатом, легализовавшим гражданские союзы, а в 2015 году Верховный суд легализовал однополые браки по всей стране.
В своей благодарственной речи на церемонии вручения «Оскара» за лучший фильм Джинкс заявил, что гомофобия была одной из серьёзных проблем, с которыми «имел дело» фильм, имея в виду тот факт, что полковник Фрэнк Фиттс (Крис Купер), ярый гомофоб, сосед Бёрнхэмов, оказывается геем. Но в наши дни, как написал автор феминистского блога о киноискусстве Screen Queens, планка для экранного представления ЛГБТК**-персонажей гораздо выше.
«Трюк с гомофобом, который втайне является геем, уже порядком надоел, и недавно мы все наконец осознали, что на самом деле он сам по себе крайне гомофобен», — говорится в не слишком радужной переоценке, опубликованной в 2020 году.
Но не вся переоценка была отрицательной.
В ретроспективе 2019 года в The Guardian, посвящённой 20-летию фильма, критик Гай Лодж признал недостатки фильма, но написал, что «Американская красавица» с её «первозданным художественным сочетанием грусти и сарказма» заслуживает более пристального внимания.
«Двадцать лет спустя „Американская красавица“ оказалась не такой умной, как мы думали, хотя она непреднамеренно превратилась в своего рода раненую, измученную мудрость», — написал он.
У Мэндеса было похожее озарение, когда он пересматривал фильм со своими детьми более десяти лет спустя после его выхода.
«Они указали мне на то, насколько это странный и необычный фильм, — сказал он. — Это такое странное сочетание разных точек зрения и эстетики — американской и европейской, гейской и гетеросексуальной, комичной и серьёзной, поэтичной и мультяшной.
«Мне по-прежнему это очень нравится, — добавил он, — но это очень связано с тем, каким я был в 90-е».

Спасибо за интересную публикацию
Спасибо, было интересно