Перевел деньги мошенникам. Что делать?

Изображение сгенерировано c помощью нейросети stabbleddiffusion
Введение
Количество жертв интернет-мошенничества неуклонно растет в России год от года. Начальник договорно-правового департамента МВД России Александр Авдейко пояснил, что в 2023 году ущерб гражданам составил 147 млрд рублей, в 2020 году — 200 млрд, а с начала 2025 года количество жертв интернет-мошенничества растет в геометрической прогрессии.
Начальник отдела подчеркнул, что больше 90% IT-преступлений совершается из колл-центров, находящихся на Украине. "Используются технологии, которые дают страны НАТО", — заявил Авдейко. Жертвой может стать кто-угодно, не только пенсионеры и безалаберные люди. Вот только некоторые примеры за 2024—2025 годы:
- телефонные мошенники убедили российскую актрису Елену Цорн переписать им квартиру стоимостью 50 млн рублей в центре Москвы;
- телефонные мошенники выманили ₽421 млн у жительницы Самары;
- сын гендиректора «Газпром-медиа» Жарова отдал ₽65 млн телефонным мошенникам;
- телефонные мошенники от имени ФСБ выманили 9 млн рублей у народной артистки СССР Габриэлы Комлевой;
- дочь депутата Госдумы Ольги Красильниковой отдала телефонным мошенникам 50 млн рублей;
- телефонные мошенники выманили 19,5 млн рублей у генерала Генштаба ВС РФ Гриднева, представившись сотрудниками МГТС;
- телефонные мошенники выманили 10 млн рублей у топ-менеджера «Лаборатории Касперского», представившись сотрудниками ФСБ и Росфинмониторинга;
- телефонные мошенники выманили 1,2 млн рублей у российского лыжника Платона Исламшина;
- телефонные мошенники выманили у актера Платона Побегайло 465 000 рублей;
- глава отдела экономической безопасности онкоцентра в Москве отдал телефонным мошенникам 85 млн рублей;
- экс-финансист проектного учреждения Воронежа передала телефонным мошенникам 24,35 млн рублей;
- экс-советник президента Башкирии перевел телефонным мошенникам более 5 млн рублей после звонка «ФСБ»;
- мошенники выманили у депутата Госдумы Михаила Кислякова 100 000 рублей, угрожая опубликовать переписку с сайта знакомств;
- телефонные мошенники украли 5 млн рублей у известного художника Александра Юликова, используя дипфейк и тему неонацизма;
- телефонные мошенники выманили 2,7 млн рублей у бывшего пресс-секретаря московского Театра кукол им. Образцова;
- Лариса Долина продала 5-комнатную квартиру и отдала мошенникам 180 млн рублей;
- телефонные мошенники выманили 29 млн рублей у преподавательницы РЭУ им. Плеханова;
- звезда сериала «Солдаты» отдал телефонным мошенникам все сбережения;
- петербургский физик отдал телефонным мошенникам 1,9 млн рублей за «регистрацию патентов» в «Русской Википедии»;
- телефонные мошенники выманили 6,5 млн рублей у экс-замгубернатора Смоленской области, отвечавшего за информационную безопасность;
- телефонные мошенники убедили экс-гендиректора гандбольного клуба ЦСКА, что он сломал сайт с проститутками, и выманили у него 330 000 рублей;
- первый зампред Госсовета Крыма перечислил 45 млн рублей телефонным мошенникам, представившимся сотрудниками ЦБ.
Индивидуальный подход мошенников (на личном примере, как адвокат чуть не стал потерпевшим)
Если раньше услышав что-то типа "говорит служба безопасности ФСБ" или "это служба безопасности банка, с вашего счета пытаются перевести деньги", мы сразу понимали, что это мошенники, то сейчас подход у этих ребят поменялся. Так, они могут оценивать ваш профиль, собирать всю информацию о вас и подобрать индивидуальный подход к вам.
Например, мне недавно написала женщина, которая хотела проконсультироваться по интересному делу, а именно вопрос организации маркетплейса с участием гражданина Казахстана, вопрос коммерческий, вполне интересный. Переписка продолжалась некоторое время, и собеседник ласково предложил мне перейти по ссылке, чтобы оценить их продукт.
Здесь у меня сработал стоп. Но надо отдать должное, заход у мошенников был убедительный и соблазнительный. Перейди я по предложенной ссылке и сообщи информацию из смс, они бы опустошили счёт. Это новая программа, о которой недавно рассказывала Набиуллина (вредоносная программа типа SpyNote).

Изображение сгенерировано c помощью нейросети stabbleddiffusion
Какие создаются меры защиты от телефонных мошенников
Вводятся меры, направленные на маркировку звонков, совершаемых с цифровых номеров. Самозапрет на заключение кредитного договора. Но наиболее интересные поправки вносит федеральный закон от 13 февраля 2025 г. № 9-ФЗ.
Федеральным законом устанавливается период охлаждения для заёмщика. В частности, кредитор осуществляет передачу заёмщику денежных средств не ранее чем через 4 часа после подписания заёмщиком индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа), если сумма такого кредита (займа) составляет от 50 000 до 200 000 рублей, и не ранее чем через 48 часов, если указанная сумма составляет более 200 000 рублей.Кроме того, Федеральным законом устанавливается обязанность кредитной организации отказать во внесении наличных денежных средств на банковский счёт токенизированной (цифровой) платёжной карты с использованием банкоматов или иных технических устройств на общую сумму более 50 000 рублей в течение 48 часов с момента преобразования такой токенизированной (цифровой) платёжной карты.
То есть, с 1 сентября 2025 года, даже если вы побежали оформлять кредит под воздействием звонящих, то вам его выдадут только через двое суток. Этого времени будет достаточно, чтобы остыть, поговорить с родственниками и понять, что вы стали жертвой международного мошенничества. А также если вы пошли вносить денежные средства в банкомат на чьи-то цифровые карты, то банкомат должен не принимать сумму, свыше 50 000 рублей. Очень актуально, жаль, что довольно поздно. Сколько миллиардов утечёт ещё до 1 сентября 2025 года?
Примечательно, что если банк нарушит антимошеннические нормы и по факту хищения денег заведут уголовное дело, то кредитор не сможет требовать исполнения заемщиком обязательств, начислять проценты и передавать долг коллекторам.
Что делать, если вы уже стали жертвой мошенников?
Поскольку всю свою сознательную практику я занимаюсь защитой прав должников (клиентов банка), то и в подобных ситуациях уже выработал свои алгоритмы.
Первое: обратиться в банк (банки) для смены паролей/явок. Это не вернёт уже утраченные деньги, но поможет сохранить еще оставшиеся (если таковые, конечно, остались).
Второе: обратиться в МФЦ для смены паролей/явок от "Госуслуг". Этот сервис активно используется международными мошенниками для сбора информации и более глобальной формы мошенничества в отношении жертвы.
Третье: заявление в полицию по факту мошенничества с указанием всех значимых обстоятельств, телефонных номеров и т.п.
Чем может помочь адвокат?
Вроде перечисленные меры являются исчерпывающими, и многие скажут, что более ничего нельзя сделать. Многие, но только не я, адвокат, имеющий реальный опыт установления личности мошенников и взыскания с них перечисленных средств.
Дело в том, что банки не спешат раскрывать личность получателя денежных средств, а следствие не спешит запрашивать эти данные (иногда и вовсе не запрашивает). Хотя тысячи наших же соотечественников задействованы в этих мошеннических схемах и деньги попадают к ним на счета, достаточно узнать их Ф.И.О. и адрес регистрации, чтобы предъявить иск о взыскании денежных средств.
Что мы делаем?: Мы подаем иск к банку по надуманным предлогам и претензиям, но в рамках гражданского дела ходатайствуем перед судом о запросе сведений о получателях денежных средств и привлечении их в качестве соответчиков. Так, по одному делу, после угрозы наложения судебного штрафа, Т-Банк раскрыл банковскую тайну и прислал полное досье на мошенника, с его фото крупным планом и паспортными данными. А далее мы взыскали с него перечисленные средства. Стоит сразу предупредить, что не всегда взыскание денежных средств решением суда означает, что вы быстро получите эти средства. Но, по крайней мере, этот гражданин будет должен вам до самого конца жизни, а потом будут должны еще и его наследники.
"С января по апрель этого года возмещение (ущерба — И.Ф.) выросло на 2% и составило 5 млрд рублей при сумме ущерба 53,7 млрд рублей. Мы должны понимать, что из-за того, что деньги уходят за рубеж — организаторы там, — то с возмещением у нас пока плохо", — сказал Авдейко в рамках сессии на Петербургском международном юридическом форуме в четверг (ПМЮФ).

Вы сталкивались прямо или косвенно с телефонными мошенниками
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Смириться и забыть, а в следующий раз соображать, если есть чем. И никакие меры тут не помогут, пока люди не научатся думать башкой, а не тем местом, откуда ноги растут.
Я бы не был так категоричен. Работают эти ребята тонко и, если посмотрите список известных жертв, то жертвами становятся далеко не дураки..
Если стали жертвами, значит повелись на их сказки, а значит полные дураки.
Среди перечисленных лиц нет полных дураков. Хотя, лучшая защита от мошенников, это отсутствие денег на счетах, согласен..
Нет полных дураков? Ладно, допускаю. Пусть не дураки, а вот то, что они все долбо... ящеры, это факт.
свои заработанные деньги - я знаю как они заработаны, поэтому я уверен и в их происхождении, и в контроле за ними, поэтому не отдам!)))
к нам пришел на 3 минуты мастер из газпрома, как бы с плановой проверкой газового оборудования, а потом в квитанции иекп пришел счет на 900 руб, и это при счете за квартиру - 9 000 и пенсии - 12 000... мошенники отдыхают?
Эти "ребята", как вы их назвали не работали бы тонко, если бы не имели 1) - от банковских работников сведения о наличии не только сумм на счетах, но порой иные данные - например такие, как кодовое слово или действия клиента, проведённые за последние дни! 2) - если бы не было прикрытия от не добросовестных представителей полиции!
1) Все эти сведения в колоссальных масштабах уже давно взломаны и слиты помимо воли банковских работников. Любой желающий может купить взломанные данные о любом из нас.
2) Хакерские команды, взломавшие базы данных, находятся не в РФ и неподвластны нашей полиции. Среди них, наверняка, есть и выходцы с постсоветского пространства, но это явно не то, что вы себе представляете. Среди банковских сотрудников, как и среди правоохранителей есть недобросовестные лица, как и в любом государстве, но причина происходящего не в них.
... и заказать табличку "я лошара".
Самые действенные меры в последних принятых законах касаются взыскания средств с должника, если деньги выданы мошенникам. Именно действия банков часто приводили к тому, что многие ничего не подозревающие люди становились владельцам огромных кредитов. Часто будущие "заемщики" даже не знали, что на них оформляют кредит. А банки не вникали, что кредит у них оформляет мошенник на другого человека. Какая разница, все равно взыщут. А брал ли человек кредит фактически - это не имело значения. Сейчас, если банк по закону не сможет взыскивать деньги в таких случаях, мошеннические кредиты снизятся в разы. Банки теперь будут думать, кому выдают кредит и смогут ли взыскать.
Тут, наверное, проблема больше в том, что люди не понимают как именно работают органы исполнительной власти. Я в свое время много с ними работал, у меня уловки мошенников вызывают смех. Всех кто стал жертвой мошенников, надо на какие - то курсы отправлять, чтобы объяснять как именно в этой стране все устроено.
Да, правильно заметили. Не все знают, что полиция и другие органы никогда не звонят
Могут и позвонить! Однажды мне позвонили на городской телефон из полиции одного из городов моей области. Сотрудник назвал своё ФИО и место откуда звонит. Спросил, не знаю ли я гражданку NNN, которая по его сведениям была привязана к нашему телефону. Я ответил, что таковую не знаю и не имею о ней никакого понятия. Он с грустинкой выразил сожаление. Но тут я ему сказал, что данный телефон нам АТС установило столько-то лет назад от другого владельца, который мне не известен. Сотрудник обрадовался моей инфе, сказал, что дата смены владельцев телефона есть очень важная зацепка, потому что как раз выясняются многочисленные моменты. Он поблагодарил меня. С тех пор прошло несколько лет. Никаких больше контактов не было по этой проблеме. Но я доволен тем, что по случаю помог сотруднику. Думаю, что наплыв мошенничества не должен лишать нас привычных общечеловеческих качеств.
Так общеизвестно, что кто совсем не берет трубку от чужих номеров- не попадается. Не надо общаться с незнакомыми людьми
Полезная статья.
Выход один- все идет к тому что телефоны мобильные скоро вообще перестанут выполнять свою первоначальную функцию:звонок-разговор.
Все мои знакомые перешли в ватсап, телеграмм-там сразу видно кто пишет или звонит.
Сейчас не мошенники так рекламные звонки достали.