Три источника, три составные части: начало рубрики

Коллаж автора из скриншотов книги и учебника Обществоведение 10 класс
Из старшего поколения читателей наверняка многие помнят такую тему из школьного обществоведения как "три источника и три составные части марксизма". И многие даже наверняка знают, что сама эта тема копирует заглавие ленинской статьи 1913 года, опубликованной в легальном большевистском ежемесячном журнале с претенциозным названием "Просвещение". Надо заметить, что Ленин В. И. в это время был политическим эмигрантом, ведущим подрывную деятельность против своей Родины. Это если называть вещи своими именами. И между прочим журнал "Просвещение" выходил в Санкт-Петербурге с 1911 по 1914 годы, всего 27 вышло номеров, в которых помещено как минимум 28 ленинских статей, авторство которых не вызывает сомнений у исследователей. Журнал выходил тиражами до 5 тысяч экземпляров, что по тем временам было весьма солидно. Вот так "царские держиморды" из классовой ненависти "затыкали рот" свободной прессе.

Обложка номера журнала "Просвещение", в котором была опубликована статья "Три источника и три составные части марксизма". Скриншот страницы ПСС, том 23
Статья "Три источника и три составные части марксизма" была опубликована как своего рода юбилейная — 30 лет со дня смерти Карла Маркса. Опубликована была в журнале, считавшимся теоретическим изданием, потому, несмотря на некоторый полемизм, без обычного ленинского хамства. В своё время изложенная в ней модель марксизма считалась аксиомой. В настоящей же статье даётся старт для целой рубрики, исследующей в деталях что же это такое те самые 3 источника и 3 составные части. И вполне логично было начать с самой ленинской статьи. Напомнить и себе, и читателям, но уже с опытом и прожитого, и узнанного, какая схема задавалась ещё треть века назад как непреложная истина.

Совет как вести конспект ленинской статьи. Скриншот страницы Хрестоматии по обществоведению для учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений, изданной в 1973 году Издательством политической литературы
Статья юбилейная, однако от некоторой полемики Владимир Ильич всё же не удержался.
Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненависть всей буржуазной (и казенной, и либеральной) науки, которая видит в марксизме нечто вроде «вредной секты». Иного отношения нельзя и ждать, ибо «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе.
Интересный способ доказывать свою правоту — объявить возможных оппонентов априори несвободными от предвзятости и неспособными к объективности. Но такова природа марксизма, который доказывает свою правоту через свои же аксиомы. Потому дальше во вступительной части дифирамбы сверх всяких приличий учению Маркса, которое требуется принимать заранее верным и всесильным, а также преемником всего лучшего, что создало человечество в XIX веке. И это без вариантов и аргументов, вполне в ленинском стиле.
Три источника
Естественно по ленинскому замыслу каждый должен признать, что к вышеупомянутому лучшему относились немецкая философия, английская политическая экономия и французский социализм. Это и есть те самые волшебные три источника.

Георг Гегель и Людвиг Фейербах. Коллаж автора из фото в свободном доступе
Первый источник — немецкая философия первой половины XIX века в лице двух самых знаменитых в России представителей — Гегеля и Фейербаха. На самом деле из философии Гегеля в позапрошлом веке можно выводить почти любую философию. Несмотря на назначенный ему идеализм, его диалектика вполне успешно заимствовалась материалистами. А вообще включение Марксом немецкой философии в источник своего мировоззрения в ленинской статье описано со странностями.
Но Маркс не остановился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед.
Он обогатил ее приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений — диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи.

Адам Смит и Давид Рикардо. Коллаж автора из фото в свободном доступе
Второй источник — английская политическая экономия. В современных учебниках тематика политэкономии чаще всего бывает отнесена к общей теории экономики. Иногда её просто раскидывают по основным направлениям экономической науки. Ленин В. И. в своей статье выделил двоих представителей английской политэкономии — Адама Смита и Давида Рикардо. Первый упоминался даже в пушкинском "Евгении Онегине", второй у нас был менее известен, но всё же относился до некоторого времени к авторитетам.

Лидеры французского утопического социализма первой половины XIX века Фурье Ш. и Сен-Симон А. Коллаж автора из фото в свободном доступе
Третий источник — французский социализм. В ленинской статье практически единственная характеристика для этой разновидности социализма — утопический. К тому же Ленин В. И. персоналий касательно этого источника не приводит, имена Анри де Сен-Симона и Шарля Фурье обычно приводятся со ссылкой на Фридриха Энгельса. К этой паре французов друг и соратник Карла Маркса прибавлял английского филантропа Роберта Оуэна.
Три составные части
В начале своей юбилейной статьи Ленин В. И. об учении Маркса высказался так.
Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма. На этих трех источниках и вместе с тем составных частях марксизма мы вкратце и остановимся.
То есть словами самого же Ленина В. И. три источника и три составные части — это одно и тоже. Тогда получается, что вся заслуга Маркса в составлении некоего конспекта из чужих идей? Но далее основатель большевизма в противоречие самому себе всё-таки по каждому из трёх источников дал свою квинтэссенцию, что и можно считать составными частями марксизма как цельного, а не мозаичного учения. Эти три составные части при чуть более внимательном рассмотрении:
- Философия диалектического материализма и исторического материализма,
- Учение о прибавочной стоимости,
- Учение о классовой борьбе.
Сталин И. В. в своё время явно перехвалил Ленина В. И., восхищаясь его логическими конструкциями. Ленин и логика явно не "близнецы-братья". Хотя в этом и состоит большевистская логика — всякое противоречие своих тезисов оправдывать диалектикой. Исходя из ленинских тезисов, марксизм собой завершает развитие человеческой мысли вообще. Такой вывод можно сделать не только из пропагандистской риторики Владимира Ильича, но из того, что ко времени написания и публикации статьи "Три источника и три составные части марксизма" Адам Смит несколько устарел, а уж тем более Людвиг Фейербах. Однако же это утверждение о завершённости всего интеллектуального развития человечества марксизмом как минимум спорное. Забавно, что даже в теоретическом многостраничном журнале Владимир Ильич Ульянов (Ленин) всё время обращается к рабочим. Видимо, понимал, что в академической аудитории, несмотря на всю интеллигентность последней, его просто выгонят.
В следующих публикациях автор постарается более подробно каждый из трёх источников и трёх составных частей марксизма, по возможности работая именно с источниками, а не с их энциклопедическим описанием.
Продолжение следует...
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка"на площадке Дзен под заголовком "Три источника, три составные части: начало рубрики".
В теории красиво.
На практике - безжалостный кровавый террор.
Мужик сказал - мужик сделал!
Остроумно!)))