Святослав
Святослав Подписчиков: 100
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 79к

Образование в постсоветских странах: реформы и проблемы

7 дочитываний
2 комментария
Эта публикация уже заработала 0,54 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Образование в постсоветских странах: реформы и проблемы

Часть 1. Советская школа: строгость, порядок и вера в будущее

1983 год. Первый звонок в обычной алма-атинской школе. Девочка в белом фартуке тянет руку:

— Марья Ивановна, а правда, что мы будем летать на Марс?

— Конечно, — улыбается учительница. — Если хорошо учиться.

Советское образование… Его боялись и уважали. Здесь не было гаджетов, интерактивных досок, «толерантности». Зато были: строгие программы, бесплатные кружки и уверенность — каждый выпускник нужен стране. Физики проектировали ракеты, литераторы воспевали идеалы, а пионеры собирали макулатуру, веря, что спасают леса.

— Мы знали: наш труд важен, — вспоминает учитель из Минска. — Даже если это задача про трубы А и Б.

А вы помните? Эти учебники с потрёпанными корешками. География, где треть страниц посвящалась СССР. Физика с задачками про космические скорости. И главное — равенство. Дети министров и дояр сидели за одной партой.

Интересный факт: в 1975 году советские школьники заняли первое место на международной олимпиаде по математике. Без репетиторов. Без платных курсов. Просто потому, что учитель в обычной сельской школе оказался гением.

Часть 2. 90-е: развал системы и первые эксперименты

1995 год. Класс в полуразрушенной школе Донецка. Учительница химии пишет на доске формулу, а за окном грохочут грузовики с углём.

— Дети, сегодня будем изучать… — начинает она, но её перебивает парень с последней парты:

— Марья Петровна, а зачем? Папа говорит, теперь только деньги решают.

После распада СССР образование стало полем битвы. Бюджеты резали, школы закрывали, учителя месяцами не получали зарплату. В Киеве, Москве, Ереване родители скидывались на мел и учебники. А министры твердили: «Рыночные реформы!»

— Нам обещали свободу, — горько смеётся директор школы из Новосибирска. — Свободу голодать.

Но! Именно тогда зародилось частное образование. Первые гимназии с углублённым английским, курсы программирования в подвалах, репетиторы-энтузиасты.

— Мы собирали компьютеры из хлама, — вспоминает IT-предприниматель из Казани. — А теперь моя компания конкурирует с Google.

Часть 3. 2000-е: между ЕГЭ и советскими методиками

2008 год. Школьник из Омска дрожащей рукой ставит галочку в тесте ЕГЭ. Мать шепчет:

— Сынок, это твой билет в будущее…

Введение Единого госэкзамена взорвало общество. «Это убийство креативности!» — кричали одни. «Наконец-то объективность!» — радовались другие. Пока чиновники спорили, учителя в регионах выкручивались: готовили детей к тестам по учебникам 1980-х.

— У нас не было интернета, — рассказывает педагог из Бишкека. — Зато был стенд «Лучшие ученики» с портретами Ломоносова и Курчатова.

Что изменилось?

- Россия запустила нацпроект «Образование» с миллиардными вложениями;

- Казахстан перешёл на трёхъязычие (казахский, русский, английский);

- Украина запретила советские учебники, заменив их… пустыми обещаниями.

Проблемы оставались:

- Зарплата учителя в провинции — $200;

- 40% школ нуждались в ремонте;

- Дети богатых и бедных учились в параллельных мирах.

— Мой класс — это 30 человек и 30 судеб, — говорит учительница из Воронежа. — У кого-то папа олигарх, у кого-то — мама-уборщица. И я должна их уравнять? Чем?

Часть 4. 2010-е: цифровизация vs. человечность

2019 год. Урок в московской «цифровой школе». Ученики тыкают в планшеты, учитель в наушниках транслирует лекцию через Zoom.

— Иван, выключите, пожалуйста, звук у кота! — раздаётся из колонки.

Цифровизация захлестнула постсоветское пространство. Интерактивные доски, онлайн-курсы, электронные дневники. Но за этим блеском — пустота. В казахских степях дети учатся по ржавым ноутбукам, в приднестровских сёлах интернет ловят через спутник, а в Донбассе уроки прерываются сиренами.

— Мы проводим эксперимент: «Школа без стен», — хвастается чиновник из Астаны.

— А я мечтаю о школе с потолком, — парирует директор из Читы.

Успехи есть:

- Беларусь внедрила робототехнику в 70% школ;

- Армения создала виртуальные классы для диаспоры;

- Россия запустила «Сферум» — аналог Zoom для уроков.

Но! Учителя жалуются: «Дети разучились думать. Гуглят ответы, копируют рефераты, списывают через AirDrop».

— Раньше мы спорили о стихах Есенина, — вздыхает литератор из Киева. — Теперь они спрашивают: «А зачем мне это, если есть TikTok?»

Часть 5. Регионы: от Сибири до Кавказа

Грузия, горная деревня. Учительница математики ведёт урок для трёх учеников. На стене — портрет Пифагора, на полу — дырявый ковёр.

— Мы не сдаёмся, — говорит она. — Даже если министерство забыло про нас.

Постсоветское образование — это:

- В Якутии дети ездят в школу на оленях, но побеждают на олимпиадах по физике;

- В Таджикистане девочки тайком учатся читать, рискуя жизнью;

- В Крыму учителя годами работают без аттестации — «пока Россия и Украина спорят».

— Наш лицей в Душанбе — лучший, — гордится директор. — Потому что у нас нет денег на взятки. Только знания.

А в Приднестровье школьники изучают историю СССР по учебникам, которые сами переплетают. «Раньше тут был раздел про Перестройку, — смеётся мальчик. — Но мы его вырвали. На растопку».

Часть 6. Учителя: подвижники или жертвы системы?

— Вы получаете 25 тысяч рублей. Почему не уходите в бизнес? — спрашивают педагога из Уфы.

— Потому что… — он смотрит на фотографию выпуска-1990. — Они ещё вернутся.

Учитель в постсоветских странах — это призвание. Или проклятие. Зарплаты мизерные, нагрузки чудовищные, уважение — на уровне дворника.

— Ко мне пришла мамаша и закричала: «Почему у Васи тройка? Я вам за репетитора платила!» — рассказывает математик из Еревана. — А я хотела спросить: «Вы ребёнка рожали для оценок?»

Но герои есть:

- В ЛНР учительница ведёт уроки в подвале, рисуя формулы углём на стене;

- В Сибири пенсионер бесплатно готовит ребят к олимпиадам;

- В Абхазии директор школы выращивает овощи, чтобы кормить учеников.

— Мы не можем дать им планшеты, — говорит он. — Зато даём совесть.

Часть 7. Будущее: назад в СССР?

— Дед, а правда, что раньше все хотели стать космонавтами? — спрашивает внук, листая учебник по маркетингу.

— Правда, — кивает старик. — А теперь?..

Что делать? Рецепты разнятся:

- Россия делает ставку на квазисоветские технопарки «Сириус»;

- Казахстан копирует финскую модель;

- Украина переписывает учебники под диктовку ЕС.

А простые учителя предлагают:

- Вернуть трудовое воспитание: «Пусть мастерят скворечники, а не пишут эссе о хайпе»;

- Убрать ЕГЭ: «Он превратил детей в роботов»;

- Помнить, что школа — не услуга, а храм.

— Я каждый день вхожу в класс и говорю: «Здравствуйте, товарищи!» — признаётся историк из Минска. — Пусть это слово запретили. Но без него — как без души.

Заключение: школа как последний фронт

Образование в постсоветских странах — это поле битвы между прошлым и будущим. Между советской фундаментальностью и западными трендами. Между нищетой и надеждой.

— Мы вырастили поколение, которое не верит ни в коммунизм, ни в капитализм, — вздыхает профессор из Москвы. — Зато верит в себя. И это главное.

Выбор за нами: гнаться за рейтингами или вернуть ту самую атмосферу, когда школьный звонок звучал как старт в большую жизнь. Когда учитель был не «поставщиком услуг», а наставником. Когда «хорошо учиться» означало не «получить кредит», а «построить мир».

P.S. А вы помните свой последний звонок? Тот, где девочки плакали, а мальчики кричали «Ура!»? Он всё ещё звучит где-то там… В классах с облупившейся краской. В сердцах тех, кто верит, что школа — это навсегда.

Текст данной публикации ранее был выложен в моем одноименном канале Дзен

2 комментария
Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Копирайтер, дизайнер, блогер. Лилия Лунина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.3М
17.03.2025, 12:23
Санкт-Петербург

У меня была хохма. В 90-е - 00-е я училась в школе. Учебники были как бы советские, где СССР заменили на РФ/Россия, красный флаг заменили на триколор. Всё потому, что не было денег на создание новой системы образования. Наследие Союза переделывать не стали, лишь провели косметические преобразования.

Под ЕГЭ я попала, это был эксперимент, были поблажки и допуски с припусками.

Я из последних, кто ещё не застали переписанную историю Понасенковым, кто ещё чертили и писали мелком на шершавой доске, работали с настоящими реактивами на химии, настоящими аппаратами на физике, занимались физрой на улице и не было при нас пропускного режима в школе.

+2 / 0
картой
Ответить

Спасибо большое за прекрасный комментарий! Он очень теплый)

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

«Он не был грузином»: что показал анализ ДНК Иосифа Сталина. Это важно?

21 декабря 2025 года Иосифу Виссарионовичу Сталину исполнилось 147 лет. Родившийся в маленьком грузинском городе Гори, этот человек стал самым авторитетным политиком и государственным деятелем 20-го века,
02:46
Поделитесь этим видео

«Он не был грузином»: что показал анализ ДНК Иосифа Сталина. Это важно?

21 декабря 2025 года Иосифу Виссарионовичу Сталину исполнилось 147 лет. Родившийся в маленьком грузинском городе Гори, этот человек стал самым авторитетным политиком и государственным деятелем 20-го века,
02:46
Поделитесь этим видео

Катюша

00:31
Поделитесь этим видео

Дорога: нить, соединяющая сердца! Новый трек!

Представь себе: утро, открываешь дверь, а не асфальт тебя встречает, а мягкая трава. Без дорог мир был бы как куча островов, разбросанных не по морю, а по непроходимым лесам. Мы б шастали, как первобытные,...
03:55
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы