Учитель — самая лёгкая, изящная и безответственная профессия. Доказываю и обосновываю
Содержание
1. Почему лёгкая?
2. Почему изящная?
3. Почему безответственная?
4. И, как итог этих трёх "почему", бесконечно большая радость
1.Почему лёгкая?
Учителя, безусловно, грамотные люди. Свой предмет они знают и владеют им великолепно. Ходят слухи, что будто бы встречаются среди них дураки и тупицы. Но за свою долгую преподавательскую жизнь я не встретил ни одного такого. Считаю, что учителем может стать любой человек, успешно закончивший среднюю школу и получивший образование по избранному предмету. В принципе это не плохо.
Работу учителя описывать не буду, она всем хорошо знакома. Присмотримся пристальнее к её результатам. По существу это итоговые оценки по 5-балльной системе. Несколько отличников, чуть больше хорошистов, остальные троечники. Могут быть и двоечники, но пока о них не будем говорить. Тем более, что оценки выставляет сам учитель, фактически он сам даёт оценку своему труду. Так что спрятать двоечника не представляет никакой сложности по известному принципу: 3 пишем, 2 в уме.
Никто не стоит над душой учителя с непременным требованием, чтобы все до единого были только отличниками. А раз так, то почему бы и не допустить элемент халявщины?
У тебя высшее образование, лекции детишкам прочитать — легко! Из года в год одно и то же. Сложный урок по математике в 6-м или 10-м классе. На следующий год опять этот же урок в таком же классе. Огромное количество учебников. И не просто учебников, а решебников с уже решенными и разжеванными задачами. Выбрал, прокрутил, популярно объяснил. Класс большой, ты один. Способности у учеников разные. Где-то кто-то что-то может быть и не усвоил. Но тебе же просто физически не под силу достучаться до каждого индивидуума. Так что сойдёт, ничего страшного.
2. Почему изящная?
Да потому, что эта профессия позволяет тебе быть всегда жизнерадостным и уважаемой личностью. Если дети тебя любят, то никакой, даже трижды плохой, родитель не будет катить на тебя бочку. Другое дело, что некоторые родители не создают для своего чада необходимых условий. Ну, тут уж надо подсуетиться, куда следует обратиться вплоть до лишения родительских прав. Увлекай своим предметом детишек. Рассказывай о гениях своего предмета. Например, была такая женщина в России Софья Ковалевская. В те времена стены в квартире тоже оклеивали обоями. Правда, таких обоев, которые сейчас есть в продаже, тогда не было. В ход шла любая бумага. Комната юной Софьи была оклеена листами из книги математика Остроградского. И девочка всё читала! А обратную сторону листа, приклеенного к стене, она вычисляла. Потом она поехала в Германию для продолжения учёбы. Явилась к известному математику Вейерштрассе. У него уже сидели претенденты на учебу и коптели над задачами. Профессор удивился появлению женщины и дал ей листок с задачей. Та отошла в сторону и через несколько минут вернулась к Вейерштрассе и подал ему его же листок. Ага, подумал он, конечно же не решила! И, взяв листок, кинул его в коробку с задачами, а даме указал на дверь, чтоб исчезла и не морочила голову. Но Софья не уходила. Почему? Я решила задачу, сказала она. Профессор достал листок и с ужасом убедился, что задача действительно решена! Бывают же чудеса.
Говорят в народе, что у нас лечить и учить может каждый. Лечение не является нашей темой, так что продолжим об учёбе. Есть все возможности для творческого роста. Участвуй в конкурсах на лучшего учителя. Что для этого требуется? Демонстрируй популярное изложение трудных тем, свою культуру повышения знаний, принимай участие в общественно-политической жизни. Ну, чем не изящная жизнь? Изящество, как таковое, заключается здесь в следующем. Любые твои телодвижения в любых прогрессивных действиях не связаны со сроками. Инженеры, архитекторы, монтажники, строители и прочие производственные труженики тоже могут демонстрировать свои трудовые достижения. Но у них ответственность высочайшая: результат труда может оказаться не таким уж радужным (где-то, как-то пошло сикось-накось, что-то пере- или недо- вложено, зависимость от поставок и бюрократии). А у учителя благодать. Не подготовился для рывка — не выходи, созрел — действуй. Популярно объяснил. Все поняли? Все! Бурные, долго не смолкающие аплодисменты. А после хоть трава там не расти. Не жизнь, а малина. Прекрасная, творчески насыщенная и полностью безответственная.
3. Почему безответственная?
Давайте прямо и честно посмотрим правде в глаза: государственная программа обучения нигде ни одной школой в стране никогда не выполнялась и сейчас не выполняется на все 100%. Есть, конечно, особо избранные школы или отдельные классы для одарённых детей. Но они составляют ничтожно малое количество, да и к ним есть свои претензии.
Причём, недовыполнение программы считается делом привычным, обыденным, естественным. У всех сложилось убеждение, что 100%-ная успеваемость — это, когда нет ни одной двойки. Но что означают "положительные" оценки 3 и 4? Они указывают, что что-то не понято, не усвоено в количественном отношении. А оценкой 5 можно легко проследить за количеством усвоенных понятий. А качество? Приведу пример.
Несколько лет назад СМИ распространило такую сенсацию. Одна студентка МГУ влюбилась в игиловца* (из террористической организации) и попыталась сбежать из страны. Понятное дело, девушка умная, в МГУ дур не берут. У меня нет ни малейших сомнений в том, что по русскому языку и литературе она имела пятёрки. Тема урока — образы литературных героев. Один такой, другой сякой, а третий эдакий. Прочитала два-три раза, затем всё отбарабанила учительнице. Та убедилась, что девочка абсолютно на всё ответила и со спокойной совестью поставила 5. Собственно говоря, что и требовалось — по учебнику текст запомнить и пересказать. И через 2-3 года измена Родине. Я пытался в своё время узнать имя её учительницы по литературе, но это никого не интересовало.
Да, что далеко ходить. И авторы, и читатели нашего сайта порой демонстрируют "чудеса" грамотности. А уж об истории и говорить нечего. Недавно при обсуждении одной статьи я в комментарии упомянул о массовых расстрелах мирных демонстраций при Николае II. Посыпались реплики такого типа. Не хотят работать — пусть идут в блогеры. А я бы сначала сказал, чтоб разошлись, а кто не уходит, то расстрелял бы. И далее в этом же духе.
Грабители, воры, хулиганы, взяточники, мошенники, пьяницы, наркоманы и прочий подлый народец — все они воспитанники школы. Скажите, хоть один учитель или директор школы хотя бы капельку или чуть-чуть пострадал за это? Даже пальчиком никому не пригрозили, не сказали даже детское "Ай-я-я-я-ай!".
Конечно, о таком безобразии все знают, в СМИ отображают, а официальные органы ограничиваются грозным недовольством общего характера.
В этом месте мне хочется призвать на помощь одну сценку великого А.Райкина. Помните, он предположил, а чтобы было, если бы пожарники работали бы так, как работают некоторые чиновники? Звонят: горит дача! Какая чача? Да не чача, а дача! Ах, дача! Всё понял, принято, всё сделаем. Доложил начальнику пожарной службы. Тот, предпринимая срочные меры, звонит дальше: это бухгалтерия? Да? Как там у нас с финансированием пожаров? Да, подготовьте отчет в нужном срезе или разрезе. Ещё такие же звонки другим службам. Звонок от потерпевшего: дача сгорела! Пожарник: так какого черта звоните! Мешают только, ну не дают работать!
В духе Райкина я предположил, а чтобы было, если бы строители работали бы так же, как учителя? Конечно, было бы не мало прекрасных и красивых высоток, но и были бы такие дома, где кое-что сикось или накось, что-то обвалившееся, а то рухнувшее и прочие бяки. У строителей этого нет потому, что они знают о последствиях морального, материального, а то и уголовного порядка. А с учителя — как с гуся вода.
4. И, как итог этих трёх "почему", бесконечно большая радость
В среднем по стране даже при очень запушенной педагогике 1 из 30 человек класса всё равно будет если не отличником, то твёрдым хорошистом. Одного этого достаточно, чтобы Россия могла успешно противостоять мировому давлению. В первые послевоенные годы по моим прикидкам такой показатель был не менее 5, что обеспечило резко возросший научно-технологический прогресс. В последующие годы этот показатель немного возрос, но это скорее количественно, чем качественно.
Принципиально интересен такой вопрос. А возможно ли реально (практически), чтобы весь класс, т.е. все до единого, знал, скажем, математику на 5, отлично? Как это не покажется странным, такой успех не только возможен, но и был даже реализован под конец существования Советской власти. Конечно не повсеместно, но масштаб не маленький. Целые классы писали контрольную по математике на "отлично". В эту передовую группу пытались прорваться и халтурщики, доказывающие, что и у них всё идёт как по маслу. Но к ним направляли людей, возможность списывания исключалась. Так что массовый успех был честным. Говорят, что это объясняется тем, что чиновники прозевали момент взрыва энергии группы продвинутых учителей. Ситуация даже вышла на международный уровень.
Какая-то ассоциация из США обнаружила, что выпускники двух учительниц из Рязани блестяще сдавали вступительные экзамены по математике в престижных вузах Москвы. Учительниц даже вызывали в КГБ, допрашивали. Хорошо мне запомнился учитель физкультуры из Екатеринбурга. Все свои уроки он проводил на свежем воздухе и добился высоких результатов. Эйфория блестящих результатов продержалась не долго. Преподавание вернулось в прежнюю обыденность.
Предвижу удивлённый вопрос читателя: где же в этой печальной картине радость и, при том, бесконечно большая? Секрет прост и очевиден: современная педагогика обладает колоссальным легко доступным резервом. Промышленности и сельхозу для удвоения мощи требуется капитальное материальное и кадровое обеспечение. А педагогике для достижения того же самого ничего не нужно. Нет, я не говорю, что в педагогику ничего вкладывать не нужно. Я лишь беру на себя смелость утверждать следующее.
Даже при существующих условиях (финансирование, кадры, инфраструктура) можно резко повысить качество и результативность образования, выйти на мировой уровень. Для этого просто нужно любить детей. Только и того! Всё остальное приложится. Нужно лишь понять, что ребёнка можно увлечь чем угодно. Так увлеките его своим предметом преподавания! Сделайте свою работу радостной, приятной и результативной.
По мне, так те учителя, которые вкалывают тяжело, нервы тратят на споры с разгильдяями, неучами, родителями — просто не профессионалы в преподавании. Случай из статьи нашего форума. Ученик попросился выйти в туалет. Учительница не разрешила. Мальчик уписался. Случай, конечно, крайний. Учительница потом говорила, а что, если он обманывает и просто решил прогулять, погонять мяч? Кстати, большинство родителей учеников этого класса как раз и встало на сторону учительницы, считая, что разумная строгость необходима при воспитании. Да, ребёнок может и обмануть. Но, даже догадываясь о таком обмане, нужно всё-таки его отпустить. Он выйдет, а вы, продолжая урок, задайте классу вопрос по теме и предложите три варианта ответов на него: один из них верный, а остальные ложные, но похожие на правду. И скажите, чтобы никто не стеснялся признаться для себя в том, что был выбран ложный ответ. Потому, что тот, кто выбрал ложный ответ, а потом узнал ответ истинный, то истина сама собой врежется в память без всякой зубрёжки. Такое свойство памяти. И, обязательно(!), попросить какого-нибудь хорошего ученика объяснить потом вышедшему ученику новый материал. Проявите беспокойство, заботу о его будущем.
Вспоминаю свою первую учительницу Анастасию Павловну. Строгач старушенция, но слушались её безукоризненно, потому что не повышала голоса и не унижала, не вызывала никакого озлобления. Хорошо помню, как однажды я изящно похулиганил.
Вызван был к доске, нужно было что-то написать. Написал. Учительница сидела за учительским столом (спиной ео мне) и что-то записывала в журнал. Я вдруг начал тихо выкаблучиваться. Стал показывать всякие рожи, ворочая щеками, глазами,зубами и языком, размахивая и выламываясь руками. Сидячая напротив учительницы девочка за первой партой, сказала:
— Настась Павловна, а Сандлерман кривляется.
Не успела девочка открыть рот и произнести первые буквы, как я в мгновение ока принял смиренную и унылую позу. Учительница дописала журнал и медленно повернулась к доске. Прочитала мною написанное на доске, окинула взглядом меня — невинного и смиренного младенца (я был ещё тот артист!), повернулась обратно и сказала, чтобы я сел на место. И всё.
Между прочим, на свою самую первую инаугурацию президент В.Путин пригласил свою первую учительницу.
В заключение прошу читателей обратить внимание на два важных момента.
Первый. Предлагается в документ об образовании, выдаваемый каждому по окончании полной или не полной средней школы, колледжа, гимназии вписывать дополнительно следующие данные:
• ФИО директора школы и координаты школы;
• ФИО регионального министра образования;
• ФИО губернатора.
Страна должна знать кто конкретно плодит выше упомянутый подлый народец. Т.е., из расчета на каждые 1000 человек населения, какая школа, какой регион, какой губернатор наиболее отличился в негативе. Этому посвящено голосование.
Второй. Прошу обратить внимание на принципиально новый подход к воспитанию в детсадах Китая. Наберите в поисковике Яндекса примерную фразу "детсад Китая" и просмотрите ролики на эту тему.
Если в таком же духе китайцы перейдут на среднюю школу, то страшно представить, что будет. Огромная численность населения плюс огромный интеллект, так они просто раздавят всё остальное человечество. Спокойно, тихо, мощно и без оружия.
Предлагается в документах о среднем образовании чётко указывать школу и её директора, ФИО регионального министра образования и ФИО губернатора
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ " ГЕРОЕВ"
О, автор. Вы абсолютно правы, рассмотрев роль школы в нашей жизни в таком ключе.
Труд учителя адский а не просто легкая работа, знаю по себе.
Учителя, как и врачи, и прочие профессии, есть члены общества со всеми его недостатками и достоинствами и они не могут быть другими, какими-то отдельными от общества личностями.
Как говорил педагог В.Сухомлинский : "Не воспитывайте детей - они все-равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя"- что справедливо и к учителям, и к родителям.
Со обществом явно что-то ни так, вот и с учителями тоже...
Согласен, что с обществом явно что-то не так. Значит, нужны изменения, в первую очередь учителя, врачи, власти... Тогда и у других профессий будут хорошие примеры хорошей работы.
Современое время отпечатывается на всех профессиях.