Интересы ребенка, борьба с насилием, имущество супругов, развод.
На сегодняшний день самими актуальными вопросами в области семейного права являются: охрана прав и интересов детей, регулирование бракоразводных процессов, регулирование имущественных отношений между супругами, борьба с семейным насилием. Рассмотрим их подробнее:
1) - Охрана прав и интересов детей. Данный вопрос регулирует статья 38 Конституции РФ, в соответствии с которой материнство и детство, семья и государство находятся под защитой государства. Данный вопрос также регулирует подробно статья 64 Семейного Кодекса РФ, в соответствии с которой:
а) - Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей;
б) - Родители являются законными представителями и выступают от их имени в отношениях с физическими и юридическими лицами, а также в судах;
в) - Родители не имеют право представлять интересы детей, если по заключению органа опеки и попечительства имеются противоречия в отношениях между родителями и детьми.
Также важно следует обратить на ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в котором описаны основные гарантии для ребенка: социальные, экономические, правовые, медицинские и иные.
2) - Бракоразводные процессы. Вопросы расторжения брака регулируются главой 4 Семейного Кодекса РФ, "Прекращение брака". Стоит отметить, что брак прекращается только в органаз ЗАГС.
Правовое регулирование бракоразводных процессов представляет собой сложную систему норм, направленных на защиту прав и законных интересов сторон, участвующих в разводе, а также их детей, если таковые имеются. В большинстве стран процесс расторжения брака регулируется семейным законодательством, которое устанавливает основные принципы, процедуры и права, касающиеся развода.
Главным аспектом бракоразводного процесса является его основание. Обычно развод может быть инициирован на основании различных причин, таких как утрата совместной жизни, супружеская неверность, систематическое злоупотребление, а также другие обстоятельства, которые делают совместное существование супругов невозможным. В некоторых юрисдикциях возможен развод по взаимному согласию, что упрощает процедуру и сокращает время ее рассмотрения.
Следующий важный аспект — это порядок осуществления развода. В большинстве случаев требуется подача заявления в суд или в орган, занимающийся вопросами регистрации актов гражданского состояния. Заявление должно содержать информацию о страной, а также о детях, если они есть, и условиях их содержания. Судебный процесс может включать в себя несколько заседаний, при которых стороны могут представлять свои аргументы, а также доказательства.
Важной частью бракоразводного процесса является раздел имущества и определение алиментных обязательств. В зависимости от законодательства, имущество может делиться на совместное, которое нажито в браке, и личное — по праву собственности одного из супругов. Суд может включаться в процесс определения того, как будет осуществляться раздел имущества, учитывая соблюдение справедливости и интересы сторон.
Также стоит упомянуть о вопросах, касающихся опеки над детьми. При разводе суд принимает решения о том, с кем из родителей будут проживать дети и как будет организовано их воспитание. Основная задача суда в этом случае — обеспечить наилучшие интересы ребенка, принимая во внимание его мнение и пожелания, если он достаточно взрослый. Важную роль в этом процессе играют также различные экспертизы и мнение специалистов, таких как психологи.
В некоторых странах предусмотрены альтернативные способы разрешения споров, такие как медиация, которые могут помочь супругам достичь соглашения без необходимости долгого судебного разбирательства. Это может быть особенно полезно, если супруги ищут способы сохранить мирные отношения, особенно если у них есть дети.
Также важно отметить, что брак может быть расторгнут не только в судебном порядке, но и административно, что возможно в случаях, когда супруги согласны на развод и нет споров о детях и имуществе. Такой процесс, как правило, менее затруднителен и требует меньше времени.
В целом, правовое регулирование бракоразводных процессов направлено на защиту прав всех участников, минимизацию конфликтов и обеспечение справедливости в вопросах раздела имущества и воспитания детей. Поскольку каждая ситуация индивидуальна, рекомендуется получать квалифицированную юридическую помощь для правильного понимания своих прав и обязанностей в таких сложных ситуациях.
3) - Имущественные отношения между супругами. В соответствии со статьей 33 Семейного Кодекса РФ, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Он действует, если брачным договором не утсанолвлено иное.Правовое регулирование имущественных отношений между супругами в России осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ, а также норм семейного законодательства. Основными аспектами, касающимися данных отношений, являются правовой режим имущества супругов, порядок его раздела и вопросы, связанные с правами и обязанностями сторон.
Согласно статье 34 Семейного кодекса РФ, имущество, приобретенное супругами в период брака, считается совместно нажитым. Такое имущество делится между супругами в равных долях при расторжении брака, если они не установили иной режим имущества через брачный договор. Важным аспектом является то, что на совместно нажитое имущество распространяются правила о разделе, которые могут быть применены как в судебном, так и в досудебном порядке.
Супруги могут установить собственный режим имущества через брачный договор, который может определять, какое имущество является личным (принадлежит одному супругу) и какое — совместным. Брачный договор должен быть заключен в письменной форме и может быть зарегистрирован в органах юстиции. Этот документ позволяет супругам гибко регулировать свои имущественные отношения, например, устанавливать различные условия относительно различных видов имущества.
Важной юридической составляющей имущественных отношений является вопрос, какие именно права и обязанности возникают у супругов в отношении совместного и личного имущества. Эти права включают право на управление имуществом, право на распоряжение им, а также право на получение доходов от совместно нажитого имущества. Обязанности могут включать совместное несение расходов по обслуживанию имущества или совместное погашение долгов.
При расторжении брака важно учитывать и правила, касающиеся раздела долгов, которые могут возникнуть во время совместной жизни. По общему правилу, совместные долговые обязательства супругов также подлежат разделу, если они были оформлены во время брака. Исключения могут иметь место, если долги были взяты одним из супругов без согласия другого или если они связаны с личными нуждами одного из супругов.
Наконец, стоит отметить, что в случаях, когда один из супругов хочет защитить свои имущественные права, важно заранее проконсультироваться с юридическим специалистом. Это поможет избежать возможных ошибок в установлении правового режима имущества, а также подготовить необходимые документы, если возникнет необходимость в их разделении в судебном порядке. Правовое регулирование имущественных отношений между супругами продолжает развиваться, и знания в этой области помогут обеспечить справедливость и защищенность интересов каждой стороны.
4) - Борьба с семейным насилием. К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:1.Декларация прав ребенка;
2.Конвенция ООН о правах ребенка;
3.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.
Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).
Статья 17,ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или (с изменениями на 20 июля 2000 года) психологическое насилие над ними - запрещены.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года)
В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».
Статьей 56 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 –ФЗ от 24.06.1999г.) определяет понятие «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». К беспризорным детям закон относит безнадзорных, не имеющих места жительства и (или) места пребывания.
В качестве особого объекта социального воздействия, в том числе индивидуальной профилактической работы, закон выделяет «семьи, находящиеся в социально опасном положении», к которым он относит две категории семей:
- семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении;
- семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
В системе органов внутренних дел созданы специальные подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), в обязанности которых вменено выявление и предупреждение незаконных деяний в отношении несовершеннолетних со стороны их родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияющих на поведение детей, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий либо жестоко обращающихся с ними или совершающие в отношении детей другие противоправные деяния. (источник: https://бр.32.мвд.рф/news/item/11633895/).