Микки 17: Космическая сатира на капитализм в стиле научной фантастики
Редко когда американские и восточные кинематографисты объединяются в единую творческую команду ради создания международного проекта: исключения можно перечислить по пальцам одной руки. И в этот список как влитой впишется Пон Джун-хо, обладатель "Оскара" за триумфальных "Паразитов", чей многострадальный "Микки 17" наконец вышел в прокат спустя несколько лет студийных корректировок и суматошных переносов. Первый голливудский блокбастер постановщика, с сотнями миллионов вложенных в производство долларов и неисчисляемым количеством звёзд первой величины в касте, который в то же самое время не отходит от привычной для Джун-хо формулы: декларации торжества "маленьких" людей над зарвавшимися чинушами и капиталистическим фашизмом

Пон Джун-хо всегда любил научную фантастику, отсылался к ней в своём "Хозяине", а чуть позже снял адаптацию французского графического романа "Сквозь снег", куда также позвал значительную часть крупных голливудских лиц. Теперь же режиссёр уходит в полноценные дебри космоса - в прямом смысле слова: действия "Микки 17" практически не развиваются на Земле, затрагивая лишь необъятные вселенские просторы и затерянные галактики. В далёком будущем люди в массовом количестве колонизируют другие планеты, выискивая подходящие места для переселенцев. Но разведка незнакомых мест часто приводит к смертям важнейших кадров: тогда же в ход пускают так называемых "расходников" - земных добровольцев, чьи тела копируют после несчастных случаев или фармацевтических экспериментов

Одним из "расходников" становится неудачник Микки (Роберт Паттинсон), желающий сбежать с Земли куда подальше. В условиях, где существуют технологические 3D-принтеры, человеческая жизнь стоит не больше, чем жизнь мелкого насекомого: даже в случае гибели "расходника" можно вновь распечатать. От того же Микки становится для космической кампании простой подопытной крысой: его заражают всевозможными внеземными вирусами, облучают космической радиацией ради высчета приблизительного количества времени до смерти и отправляют в неизведанные пещеры ради поиска инопланетных образцов. И хоть новые копии Микки обладают воспоминаниями оригинальной версии, каждая из них различается по темпераменту и типу мышления: фактически, это один и тот же человек, от характера которого отрезают крупицы индивидуальности
Из такой завязки Пон Джун-хо легко мог состряпать очередной космический триллер, паразитирующий на идеях первопроходцев жанра, но режиссёр так и не отказывается от своих фирменных деталей: провокационного юмора, критики вездесущего капитализма и порицания колониальной политики. Весь "Микки 17" - одна большая чёрная комедия, мимикрирующая под серьёзное политическое высказывание: всё по заветам постановщика, который успел привести кучу доводов в пользу своего мировоззрения и в "Окче", и в "Воспоминаниях об убийстве", и в тех же "Паразитах". В своей основе, голливудский блокбастер часто отсылается на прошлые работы Пона, не удерживаясь от множественных хохм и актёрских гэгов. И говоря про гэги, на ум сразу же приходит профессионализм одного конкретного актёра - Роберта Паттинсона
Пожалуй, именно "Микки 17" можно назвать самым высшим карьерным пиком для актёра: лента представляет ко зрительскому взору сразу несколько версий одного и того же героя, но с отличающейся мимикой и лицевым выражением. Паттинсон вытворяет в фильме феноменальное - одновременно играет сразу нескольких персонажей с идентичной внешностью. Дело достигает апогея, когда в переломный сюжетный момент в историю вторгается ещё одна копия Микки - "восемнадцатый", которому придётся сосуществовать с "семнадцатым" вдали от глаз посторонних (по законам этой вселенной, все дубликаты подлежат немедленному уничтожению). Паттинсон вливается в образ и закомплексованного лузера, кривящего осанку даже во время трапезы, и уверенного в себе буллера, действующего самыми радикальными методами. Такого перформанса от актёра мы ещё точно не видели: стоит надеяться, что "Микки 17" станет для дальнейших свершений Роберта отправной точкой
Ну и куда же в фильме Пона Джун-хо без фирменной для режиссёра критики: достаётся в "Микки 17" и колониализму, и инновационным технологиям, и экологическим проблемам, и даже республиканцам. Роль антагониста в ленте взваливает на свои плечи карикатурный персонаж Марка Руффало - этакий Трамп местного разлива, обожающий популистские речи, но презирающий реальные действия. Бывший конгрессмен США, проигравший на двух последних выборах, становится во главе той самой космической кампании, что направляется колонизировать ледяную планету: там же он желает вывести "чистокровную" расу людей (на корабле запрещена любая сексуальная активность) и стереть в порошок всех пришельцев, что могут воспрепятствовать его миссии. Разумеется, на переговоры с инопланетной расой злодей отправляет посторонних, зато на телешоу или пресс-конференциях появляется самым первым. Режиссёр иронизирует над популистами так громко и отчётливо, что эта буффонада действительно веселит: что уж поделать, если для 2020-х определённые темы до боли актуальны
Но "Микки 17" всё же сложно назвать полноценным комедийным проектом: через призму гротеска и звенящего абсурда режиссёр высмеивает всех и вся, поднимая на обсуждение сразу несколько современных проблематик. Доходит до того, что осуждается постановщиком даже развивающийся на момент сегодняшнего дня 3D-инжиниринг: человеческая жизнь для Пона Джун-хо - самый драгоценный вселенский дар. К людям во вселенной "Микки" относятся, как к тому самому "расходному" материалу, который можно будет восполнить другими - копиями или заменёнными сотрудниками: на космическом корабле высчитывают даже калории. В какой-то момент различие между социальными кастами ощущается чётче, чем то было в адаптации "Сквозь снег": но Джун-хо находит определённый баланс, удерживая на чаше весов важнейшую проблему двадцать первого века и оголтелую сатиру
"Микки 17" - это фильм того самого автора, которого вы так сильно любите за "Воспоминания об убийстве" и "Паразитов": мировоззрению режиссёра не могут помешать ни студийные недовольства, ни стомиллионные бюджеты. Над смесью Трампа и Маска в лице антагониста Марка Руффало Пон Джун-хо издевается сильнее, чем над героем Паттинсона, а империализм во вселенной фильма является не корнем всех проблем, а объектом для шуток: и этот гротеск действительно пробивает на смех. В то же время "Микки 17" - самый зрительский фильм Пона, который определённо найдёт отклик среди широких масс: в меру масштабное, в меру весёлое приключение по неизведанным космическим просторам, где инопланетные обитатели представлены более человечно и миролюбиво, чем сами люди. Вдобавок, с изысканным перформансом Роберта Паттинсона, который уже давно перевоплотился в актёра первоклассного уровня. Как и 2024-й, в начале марта которого вышел сиквел "Дюны", новый год стартовал с весьма уверенного и держащего планку авторского блокбастера, не боящегося выпячивать необыкновенные рельефы. Осуждайте банальное зло, присматривайтесь к звёздам, ну и конечно переслушивайте Space Oddity: хоть в фильме трек Боуи не воспроизводится, он бы встал к истории как влитой