Новый сбор за рекламу в Интернете в размере 3%: кто, сколько и когда должен платить в казну?

Под самый конец 2024 года, когда все уже мечтали о мандаринах, оливье и долгожданных праздниках, нам под ёлочку подложили "сюрприз". Нет, не конфеты и не шампанское, а новые поправки в закон о рекламе. С 1 апреля 2025 года (и это не шутка, хотя дата выбрана, наверное, с юмором) вводится новый сбор за интернет-рекламу. Три процента от доходов — именно столько теперь придётся отчислять в бюджет.
Сначала была маркировка рекламы, и мы все думали:
"Ну ладно, переживём".
А теперь вот ещё и новый сбор за интернет-рекламу. И если с маркировкой хоть какая-то ясность была, то с этим новым сбором пока всё "как в тумане". Поправки в закон есть, а конкретики — ноль. Но давайте разбираться, что это за "зверь такой" и как он повлияет на всех нас (абсолютно точно, в конце статьи узнаете почему).
Что за новый сбор за рекламу. и почему он появился?
Итак, суть проста: если вы как-то связаны с интернет-рекламой — будь то блогер, владелец сайта, рекламное агентство, — готовьтесь делиться своими доходами.
3% от доходов от размещения рекламы теперь отправляются в бюджет
Зачем это нужно? Ну, говорят — для упорядочивания рынка интернет-рекламы, поддержки разработчиков программ, зарегистрированных в государственном реестре российского ПО...
А неофициальная? Ну, вы сами понимаете. Деньги лишними не бывают, особенно когда речь идёт о такой лакомой сфере, как интернет-реклама. Только вдумайтесь: за первые полгода 2024 года рекламодатели потратили на интернет-рекламу 381 млрд рублей. Это данные из отчёта нашего любимого Роскомнадзора. А теперь представьте, сколько можно собрать с этих 3%.
Кто должен платить новый сбор 3%?
Закон прописан так, что под него попадают практически все, кто хоть как-то связан с рекламой в Интернете.
Вот основные категории:
- Рекламораспространители — это владельцы сайтов, администраторы пабликов и групп, блогеры, рекламные агентства. Если вы размещаете рекламу, то готовьтесь платить.
- Операторы рекламных систем — например, Яндекс, VK.Реклама
- Рекламодатели, которые размещают рекламу на иностранных сайтах, но ориентированную на российских пользователей. В этом случае рекламодатель сам должен рассчитать сбор, заплатить его и уведомить иностранную компанию.
А вот если вы размещаете рекламу на сайтах государственных СМИ, федеральных телеканалов или изданий, которые получают господдержку, то можете выдохнуть. На них этот сбор не распространяется – "повезло"
Изучить можно самостоятельно (подсказка) – статья 18.2 Закона о рекламе.

Должны ли маркетплейсы платить новый сбор за рекламу?
Интересный момент: маркетплейсы, такие как знаменитые ягодки или его прямой конкурент, под действие закона не попали.
Почему? Потому что они занимаются продвижением, а не рекламой. Но, как говорится, не расслабляйтесь! И до вас "доберутся". Уже пообещали разработать для них отдельные нормы. Так что, возможно, в будущем и им придётся раскошелиться.
Как платить новый сбор за рекламу?
Вот тут начинается самое весёлое. Пока что никто толком не знает, как именно будет работать этот сбор (технически). Правительство должно разработать порядок исчисления и уплаты, но пока никаких конкретных инструкций нет.
Роскомнадзор будет следить за тем, чтобы все платили вовремя и в полном объёме. Но как именно это будет происходить? Как будут проверять доходы блогеров или владельцев сайтов? Как будут отслеживать рекламу на иностранных платформах? Пока вопросов больше, чем ответов.
А что, если не платить?
Ну, тут всё как обычно! Не сбор, так штраф – не удивили.
Если не заплатите, то ждите штрафов. Для граждан — от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц — от 4000 до 20 000, а для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей, так что хорошо, если сайт зарегистрирован на физическое лицо, не так "больно" будет.
Но вот что интересно: пока в КоАП нет отдельной статьи за неуплату этого сбора за рекламу. Так что, скорее всего, будут штрафовать по общей статье за нарушение законодательства о рекламе. Но это, конечно, временно. Что-то мне думается, что через пару лет всё "допилят", в смысле внесут поправки.
А оно нам надо? Мое мнение
Да, бюджет нужно пополнять. Но, с другой стороны, этот сбор — это ещё одна нагрузка на бизнес. Особенно на малый и средний.
Представьте, вы — блогер или владелец небольшого сайта. Вы и так платите налоги, а теперь ещё и 3% от доходов отдай. А если учесть, что многие рекламодатели уже начали закладывать эти 3% в стоимость услуг, то в итоге платить будет конечный потребитель. То есть мы с вами.
В итоге получается, что новый сбор по факту затронет всех нас. Не удивляйтесь, если ваша любимая вкусная еда немножко подорожает в доставке.
И ещё один момент. Как это всё будет администрироваться? У нас и так с маркировкой рекламы было много путаницы, а тут ещё и сбор. Не получится ли так, что в погоне за этими 3% мы просто утонем в бюрократии?
А вы готовы платить больше?
Скоро 1 апреля, День смеха, пару недель осталось. Но, честно говоря, мне не до шуток. Конкретики по новому сбору до сих пор нет, а время идёт. Как говорится, воз и ныне там.
А вы, коллеги, как думаете? Готовы тратить на рекламу больше? Или, может быть, пора переходить на сарафанное радио для привлечения новых заказчиков? Делитесь своими мыслями в комментариях.
И да, не забывайте, что знание — сила. Особенно в наше время, когда законы меняются быстрее, чем мы успеваем к ним адаптироваться. Будем держать руку на пульсе и ждать новых подробностей.
С уважением!
А Вы платите за рекламу в интернете?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Эх, видимо в комментариях самое интересное было 😍
сейчас не только важно уметь оказывать услуги, а правильно их продавать, при том второе важнее
Зачем ты тут все поудаляла?.... 🤒
Ретроградный меркурий виноват