120 лет после Кровавого воскресенья, причины, возможность избежать, уроки, которые нужно извлечь

Чтобы хорошо знать историю своей страны, по моему мнению, нужно время от времени обсуждать «дела давно минувших дней».
Что мне хочется, с Вашей помощью, уважаемые читатели, сделать.
Сегодня считаю необходимым поделиться с Вами информацией, касающейся событий 120-летней давности: 22 января (9 по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге рабочая демонстрация, направлявшаяся к Зимнему дворцу, с целью вручить свою петицию (прошение) императору, была расстреляна стянутыми в город войсками.
Количество жертв, по разным источникам, составило от 130 (по «официальным») до 4,6 тыс. человек было убито, ранено или задавлено толпой (по данным Президентской библиотеки им. Ельцина). На сегодняшний день точное количество жертв установить не представляется возможным.
Хочу попросить уважаемых юристов дать правовую оценку исторического события. Насколько наказание соответствует тяжести проступка, если он имел место быть?
Будет интересно ознакомиться со всем спектром мнений.
Некоторыми фактами, которые не всегда упоминаются в контексте обсуждения событий Кровавого воскресенья, поделюсь с Вами.
О том, что рабочие хотят обратиться к монарху с петицией, было известно заранее. Накануне демонстрации поп Гапон написал письма Николаю II и министру внутренних дел Святополк-Мирскому.
Что можно было предпринять в тех условия, в то время, для избежания трагических событий? Как вариант – арестовать, изолировать основных организаторов демонстрации (попа Гапона с ближайшими соратниками).
Такой приказ был отдан, но не выполнен.
Еще один вариант – предложить демонстрантам выбрать несколько доверенных лиц для встречи с монархом и обсуждения петиции.
Возможно, кто-то из читателей выскажется по этому поводу?
А теперь перейдем к самой интересной информации, по моему скромному мнению.
«Союз фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» - на то время самая крупная легальная организация рабочих, созданная под покровительством Департамента полиции и министра внутренних дел - являлась основной «движущей силой» демонстрации.
Предыстория создания рабочего движения, получившего в нашей историографии название «зубатовщина», по фамилии создателя.

Зубатов Сергей Васильевич в конце XIX – начале ХХ века служил в московском департаменте полиции, занимался выявлением и ликвидацией революционных организаций. По службе много общался как при допросах, так и в процессе бесед с революционерами, выходцами из разных социальных слоев. Он заметил весьма интересное явление: если представители дворянства и интеллигенции осознавали противоправность своих действий, то выходцы из рабочей среды упорно не видели политического аспекта своих действий, не осознавали ответственности.
Всесторонне изучив вопросы быта, условий работы, оплаты и т.п. Зубатов пришел к выводу, что только репрессивными мерами пресечь распространение революционных идей в рабочей среде невозможно.
Единственно возможный путь (по Макиавелли) – не можешь победить толпу – возглавь.
Зубатовым была составлена докладная записка с программой мер для улучшения положения рабочих, и после ее одобрения московскими обер-полицмейстером (Трепов) и генерал-губернатором (Великий князь Сергей Александрович Романов) было создано «Общество взаимопомощи рабочих механического производства».
Основная цель общества – просвещение рабочих, разъяснение каким образом при монархическом строе можно отстаивать свои интересы, ну и, соответственно – контроль. Для чтения лекции рабочим привлекались преподаватели Московского университета, что вызвало небывалый интерес.
По воскресеньям Общество устраивало собрания в Историческом музее Москвы, по будням – в чайных разных районов города. Деятельность «Общества…» практически парализовала революционную агитацию в рабочей среде. Опыт «зубатовщины» успешно использовался при работе в других городах – Одессе, Минске, Екатеринославе и т.д. Был внесен раскол в радикальную революционную еврейскую организацию, известную под названием БУНД.
Апофеоз – в феврале 1902 года, почти за три года до событий Кровавого воскресенья, Зубатов вывел на улицы Москвы более 50 тысяч рабочих – участников «Общества…», которые с портретами царя, хоругвями, с пением «Боже Царя храни» прошли по центру города. На то время ни одна революционная организация не могла собрать такое количество сторонников…
В конце 1902 года Зубатов был переведен в столицу – Санкт-Петербург, и озаботился созданием рабочей организации по образцу московской. На базе «Общества трезвости», в одной из чайных Санкт-Петербурга и было образовано «Общество взаимопомощи рабочих механического производства г. Санкт-Петербурга». Первое время организация развивалась очень успешно, привлекла в свои ряды большое количество рабочих, пресекая радикальную революционную агитацию, но… возникло противодействие, как со стороны революционно настроенных социал-демократов, так и со стороны министра внутренних дел Плеве.
Зубатов был вынужден подать в отставку, «Общество…» осталось без должного контроля и управления, серьезное влияние в нем получил Георгий Аполлонович Гапон, с известным всем кровавым результатом…
Так часто получается, если руководство для решения проблем использует только два принципа: «Запрещать и не пущать!»
Возможностей не доводить протесты до кровопролития, исходя из изложенного мной выше, было несколько.

Статья, по моему мнению, будет неполной, если не приведу выдержки из петиции рабочих императору:
Государь!
Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют трудом над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…
Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, – в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии…
С полным текстом петиции можно ознакомиться по ссылке
https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/jan1905.htm
Что же заставило рабочих обращаться с прошением к самому императору?
Чтобы получить некоторое представление об условиях работы, оплаты, быте рабочих приведу информацию из книги Константина Алексеевича Пажитного «Положение рабочего класса в России» 1908 года.

Самым распространённым в России был 12-часовой рабочий день, который в свою очередь делился на 2 смены по 6 часов каждая, с небольшим перерывом между ними. Но это не значит, что так было повсеместно.
Данные по предприятиям Московской губернии, из обследованных фабрик 12 часов трудились на 55 фабриках, 13 часов – на 48, 14 часов – на 34, на 11 от 14 до 15,5 часов, еще на двух – до 18 часов.
Но и при такой продолжительности рабочего дня «хозяева жизни» - фабриканты практиковали сверхурочную работу, исходя из «неотложной необходимости». Время на настройку машин, смазку механизмов и уборку рабочего места в продолжительность рабочего дня не входила. Заработанные деньги рабочие получали не так как в нынешнее время 1 – 2 раза в месяц. Периодичность выплат полностью зависела, была на совести хозяев производств. Устроился работать на завод «на Пасху», оплату мог получить к Покрову, Рождеству или следующей Пасхе, как уж хозяину взбредет в голову.
А есть то хочется каждый день и не один раз при тяжелой физической работе! В этом случае рабочие могли воспользоваться фабрично-заводскими магазинами и лавками, где уровень цен минимум на 20-30% был выше других магазинов.
Еще один источник дохода хозяев - система штрафов. Например, на бумажной фабрике Панченко за опоздание на час вычитали стоимость двух отработанных дней. Вообще в системе штрафов проявлялась «бурная» фантазия хозяев производств. Завод Пешкова – штраф 1 рубль за выход за пределы территории завода даже в нерабочее время. Оштрафовать рабочего также могли за просьбу выдать оплату раньше оговоренного срока. Например, на заводе Шлиппе, за увольнение раньше срока вычитали до половины от заработанного.
При этом условия труда были весьма тяжелые. Из 1080 обследованных фабрик Московской губернии периодическая уборка помещений производилась лишь на трех. В летнее время рабочим приходилось терпеть жару, в зимнее – холод. В большинстве рабочих здания отопление производилось «по-черному», отсюда пожары были не такой уж и редкостью.
Вопиющий случай с пожаром на Хлудовской мануфактуре – рабочих закрыли в горящем помещении – «чтобы лучше тушили», и не позволяли никому извне им помогать. В результате после пожара с территории вывезли семь возов с трупами погибших рабочих. Отдельно в книге Пажитнова описывается устройство санузлов, или «ретирад», как их тогда называли. На небольших предприятиях хозяева не сильно озадачивались обустройством таких мест, иногда нужду справляли где попало. А на той же печально известной Хлудовской мануфактуре сортиры были устроены таким образом, что в них с трудом можно было втиснуться. К тому же они не убирались. Когда фабричный инспектор спросил у администрации почему не принимаются меры для очистки ретирад, получил циничный ответ – в этом случае рабочие будут использовать отхожие места для отдыха, а смердящее помещение стараются покинуть быстрее.
Уровень зарплат.
В Московской губернии самый высокий уровень – 35 руб/мес получали рабочие на производстве изделий из золота и серебра. На машиностроительных и литейных производствах оплата достигала 30 руб/мес, на прядильных 9 руб/мес, спичечтных 11 – 12 руб/мес.

Пожалуй, самой яркой иллюстрацией положения рабочих будет фрагмент речи известного в конце XIX века адвоката Федора Никифоровича Плевако, сказанной на суде в защиту бунтовавших рабочих Морозовской фабрики:
Морозовская фабрика была защищена огромной стеной, из-за наличия которой никто не видел того, что в действительности происходило на фабрике. Все мы возмущаемся историями про чернокожих невольников, но сейчас перед нами невольники с белой кожей. Я расскажу только об одном случае. Средняя заработная плата на заводе составляла 9 рублей. Из них удерживали в среднем 3 рубля. Разве может рабочий пожить на 6 рублей и прокормить семью?...
Желающие подробно ознакомиться с полным текстом книги Пажитного могут сделать это по ссылке:
https://disk.yandex.ru/i/xARlrntThjd7Ug
В завершение статьи еще один интересный исторический факт.
22 января 1905 года императора и его семьи не было в Зимнем дворце, да и в Санкт-Петербурге. В таких случаях императорский флаг (штандарт) снимали с здания. Однако по забывчивости, или по недосмотру, или по злому умыслу флаг продолжал висеть.
Поэтому рабочие полагали, что царь находится в Зимнем дворце и шли к нему с петицией, а солдаты и офицеры думали, что защищают царя…
Подводя итог всему вышеизложенному, делаю вывод, что были возможности избежать трагических событий, а основной причиной послужило преступно неумелое управление в структурах обеспечения государственного правопорядка страны.
Прокатившаяся после Кровавого воскресенья по всей империи Первая русская революция только подтверждает мое мнение.
Основной причиной Кровавого воскресенья является
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Царя не было в стране...
А киношники показывают "док фильмы", что царь приказал стрелять!
Император вместе с семьей находился в Гатчине.
Если у Вас есть другая информация из заслуживающих доверия источников - ознакомлюсь и скажу спасибо
Увы, нет инфы пока. До Вашего поста не думала об этом. Попадётся - поделюсь.
Заранее благодарю))
Перепроверил. Царь был в стране.
После инцидента во время освящения воды на Крещение он вместе с семьей уехал в Царское Село.
19 января (6 января по ст.ст.) 1905 года утром император с семьей и многочисленными гостями находились на льду Невы у подготовленной купели.
Освящение воды сопровождалось салютом из пушек. Два холостых заряда то ли подменили специально, то ли по ошибке на боевые с картечью.
Просто чудо, что убитых не было. Пострадало 2 человека. Один из пострадавших - городовой - потерял глаз. По "иронии судьбы" фамилия городового была Романов.
Покушение ли это было или несчастный случай не установили.
После "обстрела" все запланированные праздничные мероприятия были свернуты, император с семьей срочно уехали в Царское Село.
Императорский флаг, правда, остался висеть над Зимним дворцом, как будто в нем находился император.
Поэтому рабочие думали, что идут к царю, а солдаты и офицеры - что защищают царя... Приказ стрелять в рабочих царь не отдавал, верно.
Но ситуацию довели до той точки, когда другой исход был невозможен...
Спасибо за напоминании о истории.
Вам спасибо за отыв!
Система штрафов..... Не напоминает законотворчество нынешних думаков?
Очень напоминает)))
провокация англицких агентов. ведь большевики про это сами говорили что гапон провокатор. а вот про то что было 1885 на Морозовской фабрике мне сказки рассказывать не надо. у Морозовых на фабриках были лучшие станки в мире купленные в англии и английские фабриканты таких не имели. и зарплата у ткачей была от 60 до 80 рублей. разнорабочие и подсобные действительно таких зарплат не имели. и бунт тогда алкаши устроили. Морозовы в Орехово-Зуево. построили 2 больницы з школы 1 школу для рабочих создали первую футбольную команду и построили стадион ( правда википедия приписывает это зениту) мы ведь провинция а пите столица. был также построен тиатор. в москве была построена знаменитая детская больница спонсировал мхат
Суд присяжных, оправдавший бунтовщиков, видимо, тоже из алкашей состоял, ну или из "английских шпионов"...
Плевако умел всё переворачивать с ног на голову. что касаемо фото то это не жилое помещение а подсобка и скорей всего на какой то стройке. видно что под верстаком стоят вёдра и на одном чётко видно измазано побелкой а за кроватью у стенки побелочное махало. теперь насчёт алкашей. у Морозовых на фабриках действительно часть зарплаты таким выдавали талонами на продукты чтобы семьи этих алкашей не голодали.причем если мы вспомним советские времена то такое тоже кой где практиковалось. вы не когда небыли в Морозовских казармах. у нас они ещё сохранились. и я вам скажу что по тем временам это были хоромы. потолки 5 метров площадь " каморки" от 20 до 30 квадратов рабочие делали в них второй этаж так называемые палате. в казармах было паровое отопление и водопровод. проводилось электричество
Решение выносили присяжные, исходя из имеющихся фактов, а не Плевако.
Морозовы были старообрядцами. На работу в приоритете принимали единоверцев. Алкоголь, тем более алкоголизм в их среде, был, мягко скажем не в почете. И люди страдающие алкоголизмом тем более.
Ваше предположение о стачке "поднятой алкашами", мягко скажем, не совсем соответствует действительности.
В тексте статьи есть ссылка, по которой можно скачать и прочитать книгу Пажитного 1908 года издания.
Положение рабочего класса в России называется.
Талонами на продукты на 20-30% дороже, чем в других лавках, рассчитывались не только у Морозова.
Благотворительная деятельность никак не мешала купцам обирать-штрафовать единоверцев-рабочих и делать "гешефт" на продуктовых талонах.
ты что слепой погляди от куда я родом. я Орехово- Зуевский. я сам старообрядец такой же греко римской православной церкви как и МОРОЗОВЫ. и что мы старообрядцы нам не мешает употреблять горькую и мататся по бабам. у нас в отличие от вас никоновских изуверов понятия развод нет. кстати САВА СТАРШИЙ был крепостным и это ему не помешало создать текстильную империю. также как и Мамонтовым и Третьяковым. а некоторые Шереметьевские крепостные уступали по по нажитому состоянию только самим Шереметьевым. я не ты я про Морозовых знаю не только из советских учебников но из рассказов тех кто непосредственно был знаком с этой проблемой
Излишняя эмоциональность мешает Вам стройно излагать мысли, надеюсь только это.)))
Местонахождение к сожалению, или к счастью, не делает Вас носителем истины в последней инстанции.
Опять Вас подводит эмоциональность.
Греко-римская есть борьба, но церкви такой нет.)))
Есть греко-католическая, она же католическая церковь восточного обряда, но это, мягко скажем, не старообрядцы.
Морозовы были сторонниками Русской православной старообрядческой церкви. РПСЦ.
По манере ответа возникали подозрения, что либо употребляете, либо "матаетесь", либо все вместе.)))
Еще, нюанс, Александр. анархист на пенсии)))
Одним из основных лозунгов анархистов был:
Нет господ! Нет Бога!
А Вы пишете, что анархист и верующий православный старообрядец.
Нестыковка получается.
Почти как "православный атеист"...
Поэтому общаться с Вами на серьезные темы, тем более принимать во внимание мнение, не вижу смысла. Совсем.
Всего доброго.))