Почему не спасли моряков «Курска»? Размышления о трагедии и системных проблемах
Трагедия подводной лодки «Курск», произошедшая 12 августа 2000 года, до сих пор остается одной из самых болезненных страниц в истории российского флота. Гибель 118 моряков стала не только результатом технической аварии, но и следствием системных проблем, которые до сих пор вызывают вопросы у общества. Почему не удалось спасти экипаж, особенно тех, кто оставался жив в кормовом отсеке? Попробуем разобратся
Технические возможности спасения
1. Подача воздуха в отсек:
В верхней части отсека вваривается штуцер с резьбой и вентилем. Через шланг водолаза подается воздух под давлением 11–12 бар, что соответствует давлению на глубине 110 метров. Это не влияет на моряков, так как они уже находятся под таким давлением.
В нижней части отсека устанавливается аналогичный штуцер. Воздух, подаваемый сверху, вытесняет воду. Если пузыри воздуха появляются в верхней части, завариваем (герметизируем)
В итоге вода полностью вытесняется, и в отсек поступает свежий воздух.
2. Эвакуация через шлюзовую камеру:
Открывается нижний люк камеры, давление внутри сравнивается с наружным.
В камеру заходит человек в ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат).+ гидрокостюм. Нижний люк закрывается, а верхний открывается, где рядом находится батискаф с заряженным ИДА.
При открытии верхнего люка вода вытесняет воздух из шахты камеры, но человек в ИДА может дышать даже если осталось воздуха на пару минут.
Подводник выходит из лодки в батискаф, меняет ИДА и самостоятельно по буйрепу производит выход на поверхность
Водолазы закрывают верхний люк, и процесс повторяется.
План технически обоснован и логичен. Однако его реализация требовала оперативности, четкой координации и . К сожалению, в условиях той катастрофы эти факторы отсутствовали.
________________________________________
Почему не спасли?
1. Отсутствие оперативной реакции:
Командование ВМФ России не сразу признало масштаб катастрофы. Первые попытки спасательной операции начались только через несколько часов после аварии, когда шансы на спасение уже были минимальными.
2. Недостаток современных спасательных средств:
На момент катастрофы российский флот не обладал современными глубоководными спасательными аппаратами, способными оперативно работать на глубине более 100 метров. Имевшиеся спасательные средства были устаревшими и не могли эффективно присоединиться к аварийному люку подлодки.
3. Отказ от международной помощи:
Россия изначально отказалась от предложений помощи со стороны других стран, включая Норвегию и Великобританию, которые имели более современное оборудование для глубоководных спасательных операций. Когда помощь была принята, было уже слишком поздно.
4. Человеческий фактор
Проблема заключалась не только в технике, но и в людях. Руководство, которое должно было принимать решения, оказалось не готово к такой ситуации. . Действительно, когда на ключевых постах оказываются люди без должной компетенции, это приводит к трагедиям.
Вспомним басню Крылова "А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь." Когда журналист и выпусник Университета марксизма - ленинизма руководит Роскосмосом (кстати я тоже окончил с отличием данный университет). Или когда Министр обороны - строитель, или........тогда всё ясно.
5. Критика
Не пойму только командование флота, неужели не нашлось инициативных. Я думаю были, но не дай бог , я доложу а вдруг сбой и кто-то ещё погибнет, оно мне это надо ? До пенсии рукой подать, вся грудь в цветмете, на плечах золото. А подводники. Да мало ли , одним больше-одним меньше.
Только послушайте что Клебанов говорил. Позор
Забыли позорные действия иных золотопогонников при пожаре складов с боеприпасами в Североморске в 1984г. уничтожившего 50% ракетного боезапаса СФ.
К сожалению, такая позиция часто встречается в бюрократических системах, где личная выгода и страх ответственности ставятся выше долга и человеческих жизней.
Тем кто пытался донести что-то более адекватное уже не доносят. Как бы я не относился к Доренко, но это была его последняя передача на ТВ РФ.
________________________________________
Наивно но я старался дозвонится во время аварии до МО и правительства, с вариантом спасения на базе полученной информации из СМИ, но мягко скажем услышан не был. Какой-то мичман в запасе идеи пытается внести. Хотя через несколько лет после трагедии я познакомился с водолазом глубоководником, который не отрицал такой способ спасения.
Выводы
Трагедия «Курска» — это не только техническая авария, но и системный кризис, который показал недостатки в организации, подготовке и ответственности руководства. Идеи спасения, основанные на логике и знании подводной службы, могли бы стать реальным шансом для моряков, оставшихся в кормовом отсеке. Но для их реализации нужны были не только технологии, но и люди, готовые взять на себя ответственность.
Сегодня, спустя более 20 лет после трагедии, важно помнить уроки «Курска». Это не только память о погибших моряках, но и напоминание о том, что профессионализм, инициатива и человечность должны быть выше бюрократии и страха.
Пользуясь случаем передаю привет сослуживцам К-369 671-проект Гремиха КСФ. К-449 667бдр-проект Гаджиево КСФ, Вилючинск ТОФ.
Мичман в отставке Волошин В.В.


Кстати, между подводной лодкой Курск и Курской областью есть какая-то мистическая связь? Мы опять тонем в том же месте. Надо спросить эзотериков.
Короче, там двери нет. Или это "не та" дверь. Но кто-то настоял чтобы идти "туда".
Интересно было ознакомиться, благодарю!
почему в публикации говорится: "Россия изначально отказалась от предложений помощи со стороны других стран, включая Норвегию и Великобританию, которые имели более современное оборудование для глубоководных спасательных операций"?
наверное абсолютное большинство россиян было за принятие помощи, но вопреки этому, один человек принял противоположное решение?
который потом называл жен моряков, 10-ти долларовыми женщинами с низкой соц ответственностью.
"Страшная тайна открылась уже после того, как вся команда «Курска» была мертва. Оказалось, что лодку сознательно проектировали так, чтобы шансов выбраться самостоятельно у экипажа не было. Всё, что известно о гибели подводной лодки Курск, смотрите прямо сейчас в Антизомби!" Нашла видео "Они утонули! Почему Путин отдал приказ НЕ спасать экипаж КУРСКА и крейсера МОСКВА? " Ниже читайте комментарии к этому видео.
Комментарии к видео "Они утонули! Почему Путин отдал приказ НЕ спасать экипаж КУРСКА и крейсера МОСКВА? "
1) Слов нету, я ревела. Хоть и не из России, 🇰🇿, но то что так гнида с народом, мир гибнет из-за таких, ценности не честь и совесть, а яхты, виллы, миллионы. О Боги дайте справедливости и накажите виновных.
2) После этого "они утонули" с улыбкой я уже ни на что не надеюсь. В этой стране будет все страшнее и страшнее.
3) Нет чужой боли, ваша боль и наша боль, боль всего простого народа ..вечная память .
4) Какими же надо быть дураками-простофилями, чтобы два десятка лет доверять существу с гнуснейшей из улыбок! Пока всех не погубит, не упокоится
5) Норвегия -маленькая страна,и самые крутые водолазы.Молодцы Норды!
6) Трагедию с "Курск" помню, хотя прошло столько лет. Переживала и не могла понять, ну как же так, почему не могут спасти? Понимание пришло позже. Помним, скорбим
7) Помню это время, вся страна была в шоке. Бедные жёны, дети, матери и близкие всех погибших моряков. В каких мучениях уходили страшно представить. Все свои.
8) Вся страна переживала за ребят с " Курска", а эти садюги, знали какую мученическую смерть принимают люди, просто улыбались!
9) Если бы все таки пригласили норвежцев то подводников можно было спасти которые остались живы после взрыва на лодке. Норвежцы были моментально готовы выйти на спасение!
10) Обалдеть, так лодку построить, чтобы моряки не могли спастись при аварии.. А сами проектировщики и строители лодки осознавали, что они совершают преступление? Это ведь не пять человек принимали участие в создании корабля - гроба.
11) Каждый раз, когда смотрю этот выпуск про Курск, не могу сдержать слёз. Вечная память погибшим такой мучительной смертью. Причём не только от недостатка кислорода, сколько от осознания того, что тебя бросили.
12) Норги уже на второй день (максимум на третий) могли спасти моряков, но их развернули на полпути. А в итоге именно они вскрыли "Курск" но уже было поздно. Из этого я делаю вывод что моряков "задушили" осознанно как нежелательных свидетелей случившегося.
13) Столько лет прошло после гибели Курска, а душа болит и плачет... Нет прощения такой власти .... Смотрели людям в глаза и врали и улыбались....
14) Мы своих не бросаем, мы их просто не спасаем.
15) За все смерти подводников "Курска", за смерти детей в Беслане, граждан "Норд Оста", за все преступления против граждан России должны ответить ВСЕ, кто был участником- исполнителем этих преступлений и кто отдавал команды на все эти действия!
16) Каждый год скорблю в августе по экипажу "Курска", тогда надо было ещё понять какое чудовище добралось до власти... Соболезнование родным погибших.
17) Там даже и 100 метров не было, а только 80...90 метров, это позор, что не попытались спасти людей: это лучшая деловая, а не словесная иллюстрация слогана: "Своих не бросаем!" Выходит, что бросаем, ДА ЕШЕ КАК БРОСАЕМ, потому что даже в условиях наименьших трудностей, не пытаемся им помочь...
18) Как вообще можно было закрыть глаза и простить эту ехидную улыбочку: "Она утонула..." Все ясно было уже как день. Соболезнования семьям погибших, родным и близким, светлая им память.
19) Предполагаю, что утопление подводников "Курска" было умышленное жертвоприношение . Тогда еще молодой маньяк кайфовал от ощущения своей власти над судьбами этих молодых красавцев подводников. Сейчас он уже перерос в злобного маньячищу - как в игрушки играет жизнью миллионов людей.
20) Сколько ненависти в одном животном, взгляд и ухмылка маньяка который наслаждается чужой смертью
21) До последнего момента надеялись на спасение моряков....Не надеялись, были уверены!!!! А когда их не спасли....Беда в стране , беда со страной...
===
Всего 6 450 комментариев.
Спасибо автору за отличную публикацию! Отдельное спасибо за подробный разбор "Технических возможностей спасения" и перечень уточняющих пунктов "Почему не спасли?"
И до сих пор болит душа.
И снится Баренцево море...
Подлодка «Курск» на дно ушла.
Земле оставив боль и горе.
====
А глубина стучала – «SOS!»,
Но горький зов был не услышан.
И власти долго врать пришлось,
Что ни один моряк не выжил.
====
И тот позор вовек не смыть
Морской соленою водою.
Как не дано нам позабыть
Ни моряков,
Ни горесть вдовью.
(А. Дементьев)
=====================
Ниже см. фото: 1) Команда подводников Курска. 2) Прощание с моряками