«Черный квадрат» Малевича: Искусство, как революция и философский вопрос. Почему это - искусство?
"Черный квадрат" — это революционное художественное высказывание и одна из самых обсуждаемых картин XX и XXI веков. Но что на самом деле символизирует "Черный квадрат"? Смерть искусства? Ироническое заявление? Ключевая работа, изменившая облик искусства?
Споры вокруг этой картины не утихают: некоторые считают её величайшим произведением с глубоким смыслом, в то время как другие испытывают отторжение и непонимание. Давайте "рассечем" работу Малевича и попробуем выяснить, что именно делает эту картину такой необычной, что она волнует умы людей на протяжении более ста лет.
Чтобы понять, какие причины привели к появлению "Черного квадрата", стоит вернуться к XIX веку. Почему именно тогда? В 1822 году была создана фотография. Если раньше художники ставили своей целью точно передать реальность (или создать её иллюзию), то с появлением фотографии необходимость в этом отпала. Щелчок — и готов пейзаж, портрет или натюрморт.
Как же поступить художнику? Мастера начинают искать новые художественные пути, акцентируя внимание на живописи как таковой, передаче состояний и впечатлений — именно отсюда возникает импрессионизм (от фр. impression — впечатление).
Появляются различные "-измы": фовизм, кубизм, кубофутуризм, сюрреализм и так далее. Постепенно художники приходят к усложнению или, напротив, максимальному упрощению формы. И Малевич завершает этот процесс с помощью супрематизма (от лат. supremus — наивысший, превосходный). Дальнейшее развитие искусства после этого направления не предполагалось.
Таким образом, Малевич открывает концепцию беспредметности в искусстве. Импрессионисты стремились передать впечатление от реального мира, кубисты разбивали предметы на отдельные грани. Малевич же уходит от реального объекта, оставляя только цвет.
Первый намек на "Черный квадрат" появляется в декорациях к футуристической опере "Победа над Солнцем", созданной Михаилом Матюшином и Алексеем Крученых. Главные герои оперы ("будетляне") стремились завоевать Солнце. В финале черный квадрат затмевает солнечный диск, символизируя победу человека над природой.
Другим предвестником "Черного квадрата" стала "Композиция с Джокондой" (1914), на которой изображена перечеркнутая работа Леонардо да Винчи, а выше — черные и белые прямоугольники. Интересно, что Малевич перечеркивает лицо и грудь Моны Лизы — символы телесности.
В 1915 году в Художественном бюро на Марсовом поле в Санкт-Петербурге открылась "Последняя футуристическая выставка картин "0,10" (0 — обнуление искусства, 10 — количество участников). Художники представили 154 работы, продемонстрировав публике новаторские направления русского авангарда — супрематизм и конструктивизм.
Казимир Малевич стал куратором выставки, выставив 39 своих работ. К выставке он выпустил брошюру "От кубизма к супрематизму", в которой изложил суть нового направления.
Наиболее яркое впечатление на посетителей произвело полотно размером 79,5 на 79,5 см. Оно висело, словно икона в старинных домах, в "красном углу". Таким образом, Малевич намеревался утвердить новую "религию" в искусстве — супрематизм.
Но чем был обусловлен выбор формы (квадрат) и цвета (черный)? Строго говоря, это не совсем квадрат, а четырехугольник. Ни одна его сторона не равна и не параллельна другой. Малевич выбрал квадрат как искусственно созданную фигуру, не встречающуюся в природе, чтобы подчеркнуть мысль о рукотворности будущего.
Черный цвет также не является чисто черным. Малевич накладывал различные краски друг на друга. Химический анализ показал, что им использовались три самодельные краски: первая — жженая кость, вторая — черная охра, третья — природный компонент темно-зеленого оттенка.
Сверху Малевич присыпал всё мелом, создавая иллюзию матовой поверхности. Белый цвет в данном контексте символизирует бесконечное пространство, "пустыню небытия", в то время как черный олицетворяет отсутствие цвета, пустоту.
Малевич воспроизводил свое полотно четыре раза: в 1915 году, 1923 году для Венецианской биеннале искусств, в 1929-м для персональной экспозиции в Третьяковской галерее и в 1932 году для выставок "Искусство эпохи империализма" и "Художники РСФСР за 15 лет".
Искусство не всегда бывает красивым и понятным. Один из основополагающих принципов искусства — новизна. Малевич жил в эпоху перемен, когда традиционная живопись теряла актуальность, и в изобразительном искусстве должна была произойти революция. Путем устранения "второстепенных" деталей и акцентирования эмоционального воздействия на зрителя родилась икона авангарда — "Черный квадрат".
Спасибо, что дочитали до конца!
В моем профиле есть еще статьи, надеюсь, они вам будут интересны!

Спасибо!!!!!!!