Игорь
Игорь Подписчиков: 350
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 41.4к

Особое положение евреев в российской империи: от свободы к ограничению

5 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Когда в 1772 году в результате первого раздела Речи Посполитой Россия приросла новыми землями, вместе с ними она получила и новых подданных — около 50 тысяч евреев. Этот исторический момент стал точкой отсчета для уникального периода в истории еврейского народа: почти два десятилетия их положение в Российской империи было не просто приемлемым, но даже во многом более благополучным, чем в остальной Европе. И это — в стране, где государственная машина ещё только училась управлять многонациональной империей.

Самоуправление и свобода передвижения: эпоха надежд

В то время как в Европе евреи страдали от множества ограничений, в России они получили неожиданно широкий спектр прав. Им разрешили сохранять и развивать местное самоуправление — кагал, что фактически означало признание за ними автономии в религиозных, образовательных и административных вопросах. Более того, евреям открыли путь в городские сословия: они могли становиться купцами и мещанами, вести бизнес, свободно перемещаться между городами, чего не могли себе позволить даже христиане аналогичного сословия.

Даже налоговая политика демонстрировала отдельный, особый подход: с одной стороны, евреи платили налог в размере 1 рубля с души, что было больше, чем у крестьян, но меньше, чем у купцов — символическая демонстрация, что они не принадлежали ни к низам, ни к элите, а стояли в стороне, как уникальное сословие.

Кагал как партнёр государства

Российские власти не стали разрушать еврейскую автономию — наоборот, они её укрепили. Кагал стал для государства своеобразным посредником, исполнителем воли центра на местах. Это решение было прагматичным: бюрократический аппарат империи не справлялся с управлением столь разнообразным населением, и потому государство делегировало часть полномочий самим общинам.

Особенно показателен указ 1780 года, по которому евреи могли приписываться к городским сословиям наравне с христианами. Этот шаг — революционный по европейским меркам — обошёл по либерализму даже знаменитый "Патент о толерантности" Иосифа II, принятый лишь год спустя в Австрийской империи.

Равенство, которого никто не ждал

Сенатский указ 1782 года закрепил ещё один уникальный момент: купцам-евреям разрешалось свободно перемещаться по империи в интересах бизнеса. Это было немыслимым в реалиях XVIII века, когда городское сословие в большинстве своём было "прикреплено" к месту жительства. Это правило дало еврейской торговой прослойке невероятный импульс для развития.

Но свобода, как часто бывает, вызывает ревность. Христианские купцы начали жаловаться на конкуренцию. Их возмущение было простым и прагматичным — евреи продавали товары качественные, нередко — западноевропейского производства, по ценам ниже рыночных. Начались протесты. Тем не менее, российская власть не пошла на попятную: евреи сохраняли право избирать и быть избранными в магистраты, что подтверждала даже Жалованная грамота городам 1785 года.

Влияние, богатство и начало перемен

К 1780-м годам еврейская элита начала налаживать связи с русской знатью, заключать выгодные контракты, осваивать языки, проникаться культурой эпохи Просвещения. В Петербурге появляются первые литературные труды евреев на русском языке, а богатые предприниматели, как Ноткин, становятся фигурами заметными и влиятельными.

Но за взлётом пришёл спад. И этот переломный момент — 1791 год. Именно тогда появился тот самый указ Екатерины II, который стал прологом к черте оседлости. С этого момента евреям запрещалось приписываться к купеческим гильдиям вне Белоруссии. Исключения были сделаны лишь для Екатеринослава и Крыма. Причина? Жалоба московских купцов. Повод — конкуренция. Суть — страх перед чужими.

Равноправие как угроза власти

Осенью того же 1791 года Франция даровала евреям гражданские права. Екатерина Великая, уже обеспокоенная французской революцией, увидела в этом символический крах монархии. Для неё равноправие евреев и падение королевской власти оказались трагически переплетены. Так либеральная политика сменилась осторожностью, а затем и репрессиями.

В 1794 году евреев обложили двойным налогом. Он якобы был "временной мерой", но остался надолго. Несмотря на это, в столице еврейская община всё ещё продолжала развиваться — строились кладбища, создавались братства, велась культурная жизнь. Но масштабы репрессий росли.

Поворот к сегрегации

К концу царствования Екатерины число евреев в империи значительно увеличилось. После второго раздела Речи Посполитой, аннексии Бессарабии и Царства Польского под власть России оказалось более половины всех европейских евреев. Это стало поворотной точкой. Правительство решило их изолировать.

Была учреждена черта оседлости. Её границы окончательно определил Александр I в 1804 году. 25 губерний — от Балтийского до Чёрного моря — стали "резервацией" для еврейского населения. За её пределами — только с особого разрешения, которого почти никогда не выдавали. Времена надежд ушли. Началась эра ограничений.

Итог эпохи Екатерины II: парадокс свободы и страха

Конец XVIII века в истории российских евреев — это история великой надежды, несбывшихся возможностей и трагического поворота. Государство, начавшее с просвещённых реформ, закончилось системой территориальной изоляции и дискриминации. Парадоксально, но именно там, где было дано больше всего прав, проявился и самый глубокий страх перед их последствиями.

P.S. Интересно, что в Германии антисемитизм, как выяснили исследователи, буквально "прописан" в исторической памяти. Регионы, где в XIV и XIX веках происходили наиболее жестокие погромы, сегодня демонстрируют наивысший уровень враждебности к евреям — до 38% населения. Прошлое, оказывается, не уходит — оно просто переодевается в новые формы.

Особое положение евреев в российской империи: от свободы к ограничению

Особое положение евреев в российской империи: от свободы к ограничению

Особое положение евреев в российской империи: от свободы к ограничению

1 комментарий
Понравилась публикация?
5 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

А что не написали дальше,когда евреи свергли монархию в России и пришли к власти путем переворота в 17 году,и как они стали жить дальше и как сейчас живут.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Предложили запретить права после 65 лет. Справедливость или дискриминация?

Общественный деятель Алексей Ярошенко предложил запретить выдачу водительских удостоверений людям старше 65 лет, мотивируя это статистикой аварий с участием пожилых водителей. По мнению эксперта,...

Начало... Души рассвет!

"Начало..." – такое простое слово, а сколько тайн оно в себе хранит! Это словно дверь в неизвестность, порог, за которым может ждать всё что угодно. Начало чего? Новой истории? Неведомого путешествия?
00:47
Поделитесь этим видео

Предложили запретить права после 65 лет. Справедливость или дискриминация?

Общественный деятель Алексей Ярошенко предложил запретить выдачу водительских удостоверений людям старше 65 лет, мотивируя это статистикой аварий с участием пожилых водителей. По мнению эксперта,...

Пять минут до чуда

А вы когда-нибудь задумывались, как одна единственная мелочь — пять минут раньше или позже — может изменить всю вашу жизнь? Этот случай я не смогла забыть до сих пор. Дождливое ноябрьское утро,...