Нужно срочно навести элементарный порядок в образовании, иначе будем интеллектуально раздавлены. Доказываю и обосновываю
Содержание
1. Китайский детсад
2. Что именно делать не нужно
3. Что именно сделать нужно срочно и обязательно
1. Китайский детсад
Наберите эти слова в поисковике Яндекса, и вы получите кучу видео материалов того, что вытворяют китайские детишки в детсадах. Весело и увлечённо они выполняют элементы сложных взрослых работ под строгим наблюдением воспитателей. Пока наши детишки от безделья шастают из угла в угол, смотрят мультики и только лишь едят и спят, там детки занимаются кулинарией, моют посуду, осваивают разные виды спорта и т.д. Есть несколько публикаций и на нашем сайте (например, https://www.9111.ru/questions/77777777724014118/ ). Всё это вынуждает нас крепко задуматься.
Естественен вопрос: а что будет дальше? Учтём, что китайцы народ мудрый. Они дали человечеству порох, бумагу, фарфор, компас. Задолго до Колумба они открыли Америку. И если сейчас они темп детсада перекинут на школу (а сомнений никаких здесь быть не может), то через 20-30 лет они раздавят нас интеллектуально. Выделенные слова требуют пояснения. Между РФ и КНР установлены дружеские отношения считай на веки вечные. Все пограничные и прочие разногласия урегулированы. Даже, если они и рванут в области образования, то и тогда у них не будет надобности в какой-либо вражде, типа захвата земель или обмана в торговле. Нет, всё будет пристойно и честно. Нас будут любить.
Любим же мы кошек. Хитрый же этот народец. Никакого практического толку от них нет. Собаку можно научить тапки в зубах подносить, а их кошачье высочество ни за что не опустится до прислуживания. С детских лет завидовал котам. Был бы котом, лежал бы на коленях у девочек, а они меня бы гладили, ласкали, а я бы ворочался с боку на бок, подставляя нужные места для почёсывания. И постанывал бы от удовольствия.
Просто наши спецы с высшим образованием будут ездить в Китай на работу в качестве прислуги и платить им будут больше, чем получают они у себя на родине. Только и всего. И так будет, обязательно будет, если мы не наведём у себя элементарный порядок в образовании.
2. Что именно делать не нужно
Не нужно слепо копировать чужой, даже трижды положительный, опыт. Представьте себе, что будет, если мы, исходя из святого желания приручать деток к труду, вдруг прямо сейчас начнём внедрять хороший китайский опыт.
Неготовность, точнее отсутствие, специализированных материальной базы и кадров, низкий уровень управления детсадами — одного этого достаточно, чтобы наломать немало дров. А о переброске передового китайского опыта в наши школы прямо сейчас вообще не может быть и речи. У меня есть претензии даже к школам, которые числятся передовыми, с хорошей учебной базой и прочими наворотами. А об огромной массе рядовых школ и говорить нечего. Но это другая тема для разговора.
У семи нянек дитя без глаза. Создаётся впечатление, что в существующую систему образования внедрена эта старинная поговорка. В самом деле, случись какое-нибудь ЧП, сразу же вопросы: кто виноват, куда обратиться, с чего начинать. Тут и родители, учителя, органы опеки, прокуратура, суд... Когда много ответственных, тогда наступает безответственность.
Конкурсы на лучшего учителя. В том виде, как они проводятся, от них больше вреда, чем пользы. Потому, что идёт оценка личности учителя. Личность победителя действительно великолепна: высокая образованность, активная общественная деятельность, наличие публикаций (трудов). А результаты где?
Грош цена абсолютно всем положительным качествам учителя, если не все его ученики усваивают его предмет на все 100%! Это железное утверждение педагогики, такое же твёрдое и надёжное, как, скажем в математике, утверждение, что 2х2=4. Спорить бесполезно. И не нужно гнать здесь пургу, дескать у него не математический склад ума, ему она не даётся, способности не те, а вот гуманитарные науки ему легко даются.
Короче говоря, с ответственностью в образовании надо наводить порядок. Образование — пока что самая безответственная отрасль народного хозяйства, выпускающая в огромных количествах будущих взяточников, мошенников, наркоманов, пьяниц и далее по списку. И не надо кичиться нашими научными достижениями потому, что каждые 5-10 школ вместе за 1-2-3 года выпустят хотя бы одного гения при любой запущенной педагогике. И этого достаточно для существования страны. Но мы претендуем на бо́льшее.
С курсами по повышению квалификации предлагаю повременить в этом и следующем году. Особенно в думе носятся с курсами, дескать, прогнать учителей через курсы, подучить их и исправить этим бедственное состояние системы. Идея, сама по себе, безусловно хорошая. Но в данной ситуации (по моему убеждению) с этим пока нужно повременить потому, что это будет отвлечение сил от более первостепенных дел. Да и что именно преподать сейчас на этих курсах? Цель — все ученики должны усвоить государственную программу. Любой учитель, как минимум в пределах программы, отлично владеет своим предметом и может популярно, доходчиво преподать любой урок . Другое дело провести урок так, чтобы сходу весь класс (30 человек) полно и правильно всё(!) усвоил. Пока этого нигде нет. Чтобы такое и многое другое стало возможным, как раз и требуется наведение элементарного порядка.
3. Что именно сделать нужно срочно и обязательно
Простота решения столь глобальной системы наверняка удивит вас: делаем директора школы центральной и единственной(!) фигурой образования. Только и всего. Да, один единственный пусть за всё и отвечает. За ним будет присматривать региональный министр образования, а за региональным федеральный министр. Таким образом, за любой вопрос образования и за любое ЧП в нём всегда будут нести ответственность только эти трое: один директор школы и два чиновника. При хорошем директоре чиновники могут отдыхать. Так что практически остаётся одно единственное лицо. Чуть что обращайтесь только к нему, а он (его служба) разберётся и, при случае, грамотно привлечёт медицину, или силовые структуры, или нужные администрации и т.д.
Сама по себе централизация системы является широко известным методом для повышения эффективности. Для примера можете в поисковике Яндекса набрать фразу: "централизация подготовки гимнастов в стране". Такая централизация давно уже прошла и показала свою эффективность (ликвидация разрозненности и растяпства).
Итак, действуем спокойно, аккуратно по этапам. Прошу вас не торопиться с резкими и колкими возмущениями при первом чтении. Знаю заранее ваши возражения, на которые тут же будет дан ответ.
Возраст. Ясли рассматривать не будем. Зоной ответственности нашей системы будут все дети страны до 18 лет. Любой ребёнок, в какой бы глухомани не проживал, должен быть членом ДИ.
Территория. Всю территорию страны разбиваем на зоны (именуемые пока условно Детскими Империями ДИ). Центром ДИ является одна школа и все остальные детские учреждения: детсад, интернат, детдом, любые технические, музыкальные, танцевальные, спортивные и прочие кружки и секции. Дети, находящиеся на домашнем обучении и частных школах тоже должны быть приписаны к ДИ.
Руководство. Возглавляет ДИ директор школы, он же директор Детской Империи (пока условно ДИМ). Пусть будет ДИМа. Директора́ детсада, детдома, интерната станут заместителями ДИМы. В зарплате они ничего не потеряют. Бухгалтерия будет общей, единой. В состав ДИ дополнительно могут входить и мелкие школы. Например, в сёлах неполные школы станут филиалами городской ДИ. Директор частной школы на правах заместителя ДИМы также вместе со своей системой подконтролен государственной Детской Империи.
Краткое описание структуры системы дано. Далее идут ваши вопросы (курсивом) и ответы.
Директора́ нынешних школ в большинстве своём явно не соответствуют своей должности. Они дрожат за своё место, стараются любым путём замять любой скандал, увольняют дерзких, но честных и добросовестных педагогов и т.д. Перечень директорских грехов и махинаций равен бесконечности. Как же, при этом, можно вручать такому типу целую Детскую Империю?
Да, современный директорский корпус слишком хил. На что есть надежда? Всю ответственность за состояние образования мы возлагаем на одного ДИМу. Для этого нужно не только расширить его права и позаботиться о его состоянии, но и сделать связь с внешним миром жёсткой, надёжной, безупречной. Одно дело, когда побитая мужем жена обращается в полицию за помощью, а её отфутболивают. Но уж если сам ДИМа (или кто от его имени) обратится, то реакция полиции должна быть решительной, оперативной и надёжной. В руках у ДИМы мощная педагогика (в отличии от органов опеки) и, если ДИМа решит, например, изъять ребёнка из семьи, лишив её родительских прав, то это будет выполнено безукоризненно.
В одной из статей сайта описан такой директор-тюфтя. Вышел на встречу к родителям, руки в брюки, со жвачкой в зубах, с презрительной ухмылкой. Новые условия характерны тем, что у общества давно уже возникла потребность в сильном директорском корпусе.
От директора требуется, чтобы он создал педагогический коллектив из специалистов любящих детей, увлекающих их своим предметом. Естественным должно стать требование общества: считать нормой только 100%-е усвоение программы абсолютно всех предметов всеми без исключения учениками.
Где брать кадры для обновлённого директорского корпуса?
Есть надежда, что в новых условиях, когда за любой промах учителя или, наоборот, преследование учителя и прочие ЧП ответственность за всё будет нести только он один — в этих условиях многие правильно переориентируются. Ну и согласитесь, что найти десяток другой хороших ДИМов, это конечно не просто, но всё-таки гораздо легче, чем формирование огромной армии учителей и воспитателей. Пора, наконец, заставить работать наших директоров. Пусть берут пример с нашего президента и начинают вкалывать как рабы на галерах.
Каков практический эффект от создания ДИ?
Эффекты (далеко не все):
• оперативная переброска кадров между отделениями ДИ;
• ДИМа не позволит воровство в детдомах и интернатах;
• тесное взаимодействие всех звеньев ДИ повысит качество преподавания, условия жизни и безопасность;
• экономное использование всей инфраструктуры ДИ (склады, оборудование, транспорт, спортивные и культурные объекты, помещения и т.д.);
• проведение массовых мероприятий.
А может не стоит перетряхивать всю систему образования?
Наведение элементарного порядка не есть революция. Да, излишняя торопливость, как и затягивание, не желательны. Начать можно прямо сейчас, буквально сию минуту, после прочтения данной статьи с формирования территорий ДИ.
Сказано здесь далеко не всё, что хотелось, но главная мысль высказана. По моему глубокому убеждению другого выхода не существует. Если мы внедрим ДИ, то пойдём немного иным путём, чем китайцы. Конечно, мы добьёмся успехов, но, возможно, кое-что упустим из того, что достигнут китайцы. В свою очередь, китайцы пойдут своим путём и тоже, возможно, упустят кое-что из того, что достигнем мы. Но у нас сохраняется дружба и взаимопонимание, вместе мы победим.
Жду вашего обсуждения. Не стесняйтесь критиковать. Удалять никого не буду. Это меня некоторые авторы удаляют, потому что боятся критики. Буду очень благодарен за конструктивную критику.
P.S. В статье есть слова, в которых проставлено ударение и есть длинное тире, которых нет на клавиатуре. Рекомендую всем взять на вооружение статью
Чисто техническое предложение... Этих символов нет на клавиатуре https://www.9111.ru/questions/77777777724516162/
Одобряете ли вы создание Детских Империй?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Так хорошо автор начал. Аргументированно проанализировал нашу систему образования. А потом попер в какую-то дурь несусветную.
В чём дурь конкретно? Что не так? Возможно вы и правы. Буду благодарен за разъяснения.
Эти ваши ДИ.
ДИ это условное название и я не настаиваю на нём. Можете предложить лучший вариант. Но, может быть, вы возражаете в принципе против концентрации педагогических и административных усилий. тогда приведите свои доводы и покажите несостоятельность моих.
Похоже это российская болезнь такая. Называется - маниловщина.... 😆
Дядя, сломай систему - пойди работать в школу, тебя ждет много удивительных открытий. Я лично отработала в высшей школе 12 лет и теперь не хочу иметь ничего общего с системой, где ты пашешь за копеечную зарплату, а каждый дурак (особенно, если это ребенок влиятельных родителей) может не только нахамить тебе, но и возбудить против тебя уголовное дело, если вдруг ты чем-то его не устроил.
Тётя, вы демонстрируете полное непонимание педагогики, если ребёнка называете дураком, даже если у него влиятельные родители. И с родителями не умеете контактировать! Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним — формула великого педагога Антона Макаренко. Проверено мною лично более, чем полувековым опытом преподавания во всех типах учебных заведений.
Гордитесь до пенсии тем, что потратили свои силы, здоровье и таланты на бездарей и моральных уродов.
Эх, как бы хотелось,чтобы усилия юриспруденции были направлены на защиту педагогики и привлечение к ответственности тех, кто превращает детей (а все дети по рождению есть ангелы) в бездарей и моральных уродов. Собака бывает кусачей только от жизни собачьей.
Ах, если бы все дети по рождению были ангелы, мир был бы другим. Увы, влияние генетики колоссально и от осинки не родятся апельсинки. Множество детей рождается с необратимыми повреждениями нервной системы, которые впоследствии выльются в противоправное и насильственное поведение.
За весьма долгую жизнь через мои руки прошли десятки плохишей, включая считавшихся явно безнадёжными. С одним из них (его боялись педагоги) контачу до сих пор. Окончил вуз. Боевой офицер. Был на СВО. Лично держал в руках его правительственную награду. Какие только "научные" изыскания в своё оправдание не придумают те, кто не любит детей!!!
После просмотров роликов восхваления подростками чатов ИИ, и что без них они и шага не видят, живут на этих подсказках, понимаешь, что пора все гаджеты и интернет отрубать...
Зачем бороться с замечательным движением да ещё запретными мерами???
Возглавьте это движение!
Осталось только понять, как оно само ( лучшее образование ) развалилось или ему (лучшему образованию ) помогли ? Когда и кто - почему - то всегда без конкретного ответа ?
Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР. 1959
Сайт : www.shevkin.ru
Что уж тут горевать о прекрасном прошлом. Давайте творить будущее. Дайте свою оценку статье.
". Естественным должно стать требование общества: считать нормой только 100%-е усвоение программы абсолютно всех предметов всеми без исключения учениками." Как я понял, это квинтэссенция Вашей статьи. Требовать можно можно что угодно, считать нормой?...это наводит на размышления. Может скинете % 50.
Мне не совсем понятно, что нужно скинуть. Если вас интересует 100%-ная успеваемость, то это практически опробовано в широких масштабах. Кое-что здесь: www.9111.ru
Стоит ли распыляться на достижение 100% успеваемости? Не лучше ли уделять больше внимания наиболее способным, продвигать их, и создавать им благоприятные условия?
100%-ная успеваемость обязательна, но зачем распыляться? При правильной организации учебного процесса успевающие ученики или ученики классом выше с охотой помогут. Заинтересованность состоит в том, что объясняя, сам луче будешь понимать и это так врежется в память, что без всякой зубрёжки запомнится на всю жизнь. Помню и такой случай. Говорит ученик: пока объяснял ему, сам, наконец, понял. То есть, я раньше думал, что понял, но только когда стал объяснять другому, только тогда дошёл до самой сути и даже интересно стало.