Главные богатыри советского кино часть 2

Коллаж автора из фото в свободном доступе
Советский кинематограф по весьма веским причинам обратился к теме русских богатырей. Какую связь это имело с зарождавшимся в Советском Союзе историческим кино рассказывалось в предыдущей публикации.
Главные богатыри советского кино, часть 1
Но куда в большем масштабе, чем в исторических фильмах богатырская тема в советском кинематографе была представлена фильмами-сказками. И вот в этом жанре поистине непревзойдённым исполнителем ролей в амплуа русского богатыря был и остаётся Сергей Дмитриевич Столяров. Если герой прошлой публикации Николай Константинович Черкасов приобщился к актёрскому искусству во многом благодаря своему происхождению из интеллигентной дореволюционной семьи железнодорожного служащего, то в случае с Сергеем Столяровым можно сказать, что сработала поговорка "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Столяров С. почти на десяток лет младше Черкасова Н. К., потому оставшись ещё во время Первой мировой войны сиротой (его отец погиб в 1914 году), он во время Гражданской войны попал в детский дом, а не на сцену. Но именно там он смог приобщиться к искусству в том числе через театральный кружок. Несмотря на потерю главы семейства, хозяйство Столяровых (Тульская губерния) оставалось хотя и не огромным, но вполне жизнеспособным, а вот большевистская продразвёрстка это хозяйство добила. Из-за начавшегося голода матерью он вместе с братьями в путешествие, которое наводит на ассоциации с одним советским фильмом, увидевшим свет в год 50-летия Октябрьской революции — это "Ташкент — город хлебный" (1967). Сергей Столяров также, как и один из героев фильма, по пути тяжело заболел и так оказался в детском доме в г. Курске.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Аэроград" (1935)
В конце 1920-х - начале 1930-х годов Столяров С. Д. сочетал работу машинистом паровоза на Киевской железной дороге с учёбой в студии при МХАТе, а в 1932 году по окончании театральной студии был принят по конкурсу на работу в сам Московский Художественный Академический театр (МХАТ). Интересно, что в конкурсной комиссии присутствовали Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд и Владимир Немирович-Данченко. В 1934 в связи с призывом на срочную службу был переведён в Центральный театр Красной Армии. И в том же году режиссёр Александр Довженко пригласил Столярова С. Д. на роль второго плана в снимавшемся кинофильме с ходульным сюжетом "Аэроград" (1935). На экраны кинофильм вышел в следующем 1935 году. Так началась кинокарьера прославленного актёра Сергея Столярова. В том же году на экраны вышло ещё 2 кинофильма с его участием в эпизодических ролях — "Космический рейс" и "Любовь и ненависть". Но настоящий успех принесла ему роль Ивана Мартынова в знаменитой кинокартине "Цирк" (1936), где он сыграл дуэтом с Любовью Орловой.

Сергей Столяров в роли Руслана. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Руслан и Людмила" (1938)
В один год с фильмом "Александр Невский" на экраны страны вышел кинофильм "Руслан и Людмила" (1938) с Сергеем Столяровым в главной роли. С этого персонажа можно начать богатырское амплуа Столярова С. Д., хотя читателям наверняка больше памятен одноимённый фильм, но 1972 года выхода на экран.

Сергей Столяров в роли Иванушки. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Василиса Прекрасная" (1939)
На следующий 1939 год по сказочной пьесе Владычиной Г. по мотивам широко известной сейчас русской сказки "Царевна-лягушка" вышел фильм Александра Артуровича Роу "Василиса Прекрасная". В этой картине у Столярова С. Д. вновь главная роль Иванушки. Но в интерпретации писательницы в духе времени стрелы в разные стороны пускают не царские, а крестьянские сыновья. Привычный набор сундук-утка-яйцо необходим теперь для добывания ключа, которым открывается меч-кладенец, после чего Ивашка Серая сермяжка преобразуется в богатыря со всем снаряжением и даже с конём богатырским. Во время Великой Отечественной войны в 1944 на экраны вышел фильм-сказка тоже режиссёра Роу А. А., как бы продолживший историю крестьянского сына Ивана и Василисы Прекрасной (исполнила Валентина Сорогожская), но с новыми именами главных героев — "Кащей Бессмертный". Там Сергей Столяров сыграл полубылинного богатыря Никиту Кожемяку, спасшего из кащеева плена Марью Моревну, которую сыграла Галина Григорьева. В этом фильме у русского богатыря появился помощник-инородец Булат Балагур (исполнил Александр Ширшов), которого герой Столярова С. Д. спас от несправедливой казни. А тот в свою очередь жертвует собой для общей победы над Кащеем, который, между прочим, собирает дань и стране Булата Балагура. Вот такая интерпретация русской народной сказки.

Сергей Столяров в роли Никиты Кожемяки. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Кащей Бессмертный" (1944)
В последний сталинский год (1952) другой знаменитый режиссёр-сказочник Александр Птушко поставил фильм по мотивам северных былин "Садко", главную роль легендарного гусляра-воина-путешественника-предпринимателя сыграл Сергей Столяров.

Сергей Столяров в роли Садко. Коллаж автора из фото с сайта КИНО-ТЕАТР.РУ
Образ Садко может показаться не вполне богатырским, однако, поход в дальние страны за птицей счастья затмевают в Садко гусляра и проявляют воина. Последняя богатырская роль Сергея Столярова была в фильме опять Птушко А. Л. под названием "Илья Муромец" (1956), хотя это была и отнюдь не главная роль, роль Алёши Поповича.
Про этого замечательного артиста, ставшего своеобразным символом русского богатыря невзирая на эпоху можно было бы написать ещё очень много, возможно, в будущем автор вернётся к этой теме.
Отрицательные роли ему как-то не давались. Ему не за что было «зацепиться» внутри, чтобы быть убедительным в роли негодяя. Характерные роли в театре были, а отрицательные — нет. Великим актером он себя никогда не считал… Однако при всей своей положительной внешности он никогда не играл ни начальников, ни секретарей обкомов. С ним трудно было фальшивить. Подкупить его орденом или благами нельзя — значит, Столяров неуправляемый, неизвестно, чего от него ожидать.
(из воспоминаний Кирилла Столярова, сына Столярова С. Д.)
Присвоение звания народного артиста РСФСР 29 сентября 1969 года Сергею Дмитриевичу Столярову пришло уже незадолго до его смерти 9 декабря 1969. Его сыну Кириллу Столярову суждено было сыграть отца в эпизоде знаменитого кинофильма Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие" (1972).
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Главные богатыри советского кино часть 2".
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля: .....
Стихотворение хорошее, хотя Лермонтов и написал его про героев Бородино, а не про упомянутых персонажей.
А я про современных, показушных богатырей....
Замечательная заметка!
Спасибо большое)
Интересно, вы литературу или историю преподаёте. Или вообще тут просто это выкладываете
Преподаю историю и право.
Я вас понял.
История.... Если на моём веку её переписывают на моих глазах, верите ли вы в то, что преподаёте?
Историю нельзя переписать, она есть объективная реальность. Переписать можно учебники истории. Потому начиная с советских времён отечественные учителя истории в школах - это одни из главных дезинформаторов.
А как же Шлоцер, Миллер и Бауер, против которых Ломоносов воевал? Как же картограф Гийом? Истина во всех инстанциях?
А с чего Вы взяли, что Ломоносов с кем-то воевал? Ломоносов не был историком, если что. Но он был добросовестным учёным и потому кулаками и скандалами научную истину не отстаивал.
Сергей Столяров, конечно, просто канонический сказочный богатырь.